«Учительская газета», №15 (2496) от 29 января 1939 года

Бессилие

Мы имели несчастье принять Геннадия Ермаковского в сентябре. И уже вскоре он показал себя во всей красе: вскакивал во время урока, дрался, таскал девочек за волосы.
О каждом таком факте директор или завуч незамедлительно сообщали по телефону отцу мальчика. Но в ответ раздавалось: «Я ответственный работник НКПС, а вы надоедаете мне со всякими мелочами. Это дело школы - воспитывать доверенных ей питомцев!»
Звонили матери, но она заявляла: «Прийти не могу, есть дела поважнее» - и... бросала трубку.
Когда Геннадий заморозил класс, директор решил отослать его домой. И буквально через несколько минут ученик набросился на завхоза, товарища Подмаркова, и избил его, произнося при этом отборные ругательства.
В результате прокурор Дзержинского района завел дело, но... пострадавшим при этом неожиданно оказался не Подмарков, а сам «невинный мальчик», «жертва бездушной школы» Геннадий Ермаковский.
- Мой сын поступил правильно! - заявил инженер Гридихин, когда наконец-то появился в кабинете директора школы. - Я не воспитываю его в духе Толстого. Мой сын - советский мальчик, я лучше его знаю, чем вы. В школе создана неправильная обстановка: вы, директор, занимаетесь сплетнями, по-хамски относитесь к мальчику, допускаете, по сути, вредительство, а вы, комсорг, просто политический банкрот! Так что сиди, Геннадий, - обращается он к присутствующему здесь же сыну. - ЭТИ (свирепый взгляд в сторону директора) ничего тебе не сделают!
И действительно. К стыду нашему, надо признаться, что мы не смогли пока сделать ничего ни с дезорганизатором школы Геннадием Ермаковским, ни с его отцом. Но нам на помощь должна прийти советская общественность.
В.С.Коновалова -
директор 607-й школы Москвы,
М.Малькова - завуч школы,
А.Н.Рожкова - классная руководительница,
В.Д.Кобзев - комсорг,
И.Толоконников - учитель 122-й школы

«Учительская газета», №30 (2511) от 28 февраля 1939 года

О коммунистическом воспитании детей

В старые времена было так, что детей рабочих заставляли работать с утра до вечера, а богатые, помещики, капиталисты растили своих детей белоручками, придумывали для них только развлечения. И вот когда мы начинаем перегружать наших ребят развлечениями, мне кажется, мы делаем не то, что нужно; ведь ребятам, которые ходят без конца в кино и театр, все приедается, они все видели, все знают. Я, конечно, стою за то, чтобы обеспечить детям условия для отдыха, чтобы дать им возможность посмотреть пьесы, почитать книги и т. д. Но должно быть какое-то чувство меры. Надо понять до конца, что такое счастливое детство. Ведь это вовсе не значит, что ребенка будут обслуживать, как буржуйского сынка. Радость заключается в том, что наша жизнь коллективная, не в одиночку. Научить детей узнавать ее - наша задача. Мы же слишком стараемся развлекать и веселить детей.

Н.К.Крупская

От редакции

А ведь как права была Надежда Константиновна! И что бы она сказала сейчас, узнав о том, что учеников теперь не только развлекают, но и защищают от любой физической работы?