В своей работе стремлюсь выходить за рамки предмета и смотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры.  Думаю, что нельзя уходить с головой в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в реальной жизни. Мы, учителя, должны не только знать свой предмет, но и ориентироваться в межпредметных сферах, тогда мы сможем дать универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов, деталей.
Какие подходы к процессу обучения главные в моей системе работы?
1. Дифференцированный подход - необходимое условие каждого урока. Материал урока должен быть достаточно легким, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нем страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы воспитать в ученике культуру труда.
2. Подходя к отбору содержания урока, к логике его построения, можно выделить два главных принципа:  дедуктивность (сначала рассматриваются более общие вопросы, затем  частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Очень важно научить ученика видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения, выводы  на основании фактов или теорий.
3. Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно ориентированный подход, который проявляется через такие аспекты, как:
- использование в работе взаимо- и самоконтроля;
- организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;
- индивидуализация домашнего задания;
- использование проектных технологий;
- организация работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;
- организация исследовательского эксперимента;
- формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;
- постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);
- организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.
Чтобы добиться высокого результата,  необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии.
Уже несколько лет я использую в своей работе проектную и исследовательскую технологию. Вот что это дает:
- значительное повышение качества знаний учащихся;
- повышение уровня активности школьников на уроке;
- интеграцию между предметами различных образовательных областей;
- умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее;
- ставят цели и планируют работу не только учитель, но и ученики;
- профессиональное самоопределение учащихся.
Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствуют активные формы, средства и методы обучения.
Провожу с учениками уроки-исследования, где даю возможность школьникам «открывать» уже открытое. Для ученика выполнение исследовательского задания - это познание еще не познанного. Ребята во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезы, ставят эксперименты, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся огромный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответ на проблемный вопрос учителя. Например, выявляем сущность, механизм и причину протекания реакций ионного обмена, опираясь на теорию ТЭД с учениками 9-го класса.
Для соотнесения новой информации с системой прежних знаний провожу на уроках работу с обобщающими таблицами. Например, во время изучения темы «Металлы» в 9-м классе мы составляем таблицу, с помощью которой, пользуясь приемом сравнения, объясняем изменение свойств простых веществ - металлов и их соединений.
В химии очень много уроков, связанных с решением задач. Учу ребят решать задачи по алгоритму и самостоятельно составлять алгоритмы. Например, в 8-м классе все задачи по теме «Растворы» учащиеся решают, опираясь на алгоритм. Даже в слабых классах виден неплохой результат.  Особое внимание уделяю решению качественных задач, где ребята учатся мыслить и применять знания на практике. Один из путей развития познавательного интереса - использование на обобщающем уроке кроссвордов, ребусов, чайнвордов. Такие задания способствуют усвоению химических величин, понятий, законов, запоминанию имен ученых, названий и назначений приборов.
Работая в старших классах, не обхожу вниманием лекционно-семинарскую зачетную систему. Научить школьника всему, что понадобится в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, применять  их на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны постоянно пополняться, что на уроке важно не только и не столько передать их, сколько научить детей черпать сведения из разнообразной литературы, и в первую очередь из учебника. Поэтому, читая лекции, я оставляю в них белые пятна, которые ученики должны дома заполнить. Выполняя задание, они должны обратиться к учебнику. Ребята многократно возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз подходят к нему по-новому, глубже постигают предмет. Это позволяет создать единую картину изучаемых явлений, как следует осмыслить и понять входящие в нее элементы.
Как правило, в ходе лекции я создаю проблемные ситуации. Поставленный перед учащимися проблемный вопрос - это прием, при помощи которого мне удается организовать творческое применение предшествующей и усвоение последующей информации, помочь детям правильно сделать важные выводы, закрепить необходимые знания, умения, навыки.
Цифровые образовательные ресурсы позволяют мне разнообразить урок, сделать его более насыщенным по содержанию, визуализировать с помощью видеофрагментов, разнообразных схем, а также изучать свойства веществ с помощью виртуальных лабораторий. Я в числе ряда других учителей республики стала экспертом учебных продуктов и образовательных инноваций, разработанных Нальчикским филиалом Современной гуманитарной академии. Это дало мне право на пользование электронным продуктом. Данный материал интересен для учащихся 10-11-х классов, так как приближен к уровню вышей школы.
В 2011-2012 учебном году наша школа стала одной из пилотных по внедрению программного комплекса оперативного информирования учащихся и их родителей об учебной деятельности «3Т: Хронограф Журнал». Внедрение этой программы способствует большей открытости школы для родителей учащихся.
Работаю также в режиме дистанционного обучения. На портале http://smartlearn.ru создана  система электронного дистанционного обучения. На данном портале я открыла курс  для учащихся 11-х классов. Для создания курса в данной системе используется программа Moodle, позволяющая интегрировать обучение в классе целиком в сеть, используя веб-технологии.
На протяжении последних двух лет мне доверено руководство районным методическим объединением учителей химии, принимаю  участие в работе секции молодых учителей, провожу и организовываю  семинары, мастер-классы, практикумы, консультации. В 2011 году на базе Информационно-методического центра управления образования нашего района был издан «Сборник методических рекомендаций», в который вошли и мои разработки. А в 2012 году мною был выпущен «Сборник методических материалов для профильных классов».
Василий Сухомлинский считал, что гуманное общество могут построить только гуманные, добрые, мудрые люди. Таких людей могут воспитать только учителя, владеющие идеями и методами гуманной педагогики.
В своей работе стараюсь много внимания уделять духовно-нравственному воспитанию. В решении этой задачи важную роль отвожу проведению социальных акций. Участвуя в жизни города, помогая нуждающимся, дети получают социальный опыт на практике, чувствуют себя нужными и значимыми. За последние три года совместно с ребятами принимала участие в следующих социально значимых акциях: «72 часа добра», «Ветеран живет рядом», «Сохраним город чистым».
Один из современных и интенсивных методов социальной практики - метод проектов. Я разработала и активно реализую здоровьесберегающий проект «Мы выбираем здоровый образ жизни», экологический проект «Наш парк».
В нашей школе был создан КВН «БЭМС», одним из руководителей которого я являюсь. На основе программы клуба мы проводим комплекс информационно-образовательных, спортивно-туристических, а также здоровьесберегающих мероприятий среди детей и подростков. Работа школьного КВН помогает создать атмосферу поиска и творчества в школьном коллективе. Используемые нами формы и способы построения клубной деятельности способствуют выявлению и развитию творческих способностей детей разных возрастов.
Как стать хорошим преподавателем? «Секрет прост -  нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», - сказал Василий Ключевский.
Я думаю, что учитель не должен замыкаться в себе. Не считаю зазорным участвовать в профессиональных конкурсах. Любой конкурс -  это начало, точка отсчета, своеобразный способ перевернуть свою жизнь, подвергнуть достигнутое беспристрастному анализу коллег. Настоящий учитель смело идет по пути самосовершенствования, где его могут поджидать не только новые достижения и успехи, но и сомнения, а подчас и отчаяние. Но думающий, всегда ищущий учитель найдет в себе силы подняться, расправить плечи и пойти дальше рядом со своими коллегами, ради своих учеников, ради дела, которому служишь!

​Жанна ТУБАЕВА, учитель химии средней школы №3 города Терека Кабардино-Балкарской Республики, учитель года Кабардино-Балкарской Республики-2013