Позднее, когда я накопил педагогический опыт, стал работать в 533-м лицее, у меня появилось больше возможностей для поиска. Наш лицей один из самых престижных в Санкт-Петербурге. В лицее обучается около полутора тысяч учащихся, работает более 100 учителей, 20 из которых имеют ученую степень. Лицеисты ежегодно становятся лауреатами и призерами всероссийских и международных олимпиад и конкурсов разной направленности.
Я провел опрос учителей физики, химии, биологии, географии с целью выявить проблемы, возникающие у них сегодня. На первое место выступила проблема организации учебных исследований. Как ни странно, и я с ней сталкиваюсь на моих уроках биологии, хотя сама по себе биологическая наука подразумевает большой объем исследований и экспериментов. В чем же тут дело?
В соответствии с требованиями ФГОС самостоятельная исследовательская работа учащегося должна стоять на первом месте, именно исследование формирует те самые компетентности, о которых нынче говорят все педагоги. Как же выполнить четкие требования нормативных документов и при этом дать возможность каждому ребенку проявить творческую активность на уроке? И я снова вспоминаю о ромашке и вопросе теперь уже взрослого мальчика Леши: «Зачем?» Потому что когда точно знаешь, какова цель, легче выбирать путь ее достижения.
За годы работы в школе я овладел широким спектром методов обучения и воспитания, применял различные формы работы и осваивал новые педагогические технологии, но сейчас я хочу рассказать о своих наработках, о тех приемах, которые использую и совершенствую почти на каждом уроке.
Я называю этот метод «лайт»-исследование и использую три основных приема, которыми и хочу поделиться.
Не секрет, что организовать исследование на уроке можно не только в ходе лабораторной работы. Понятно также, что объектом исследования помимо традиционных пестиков и тычинок может быть что угодно: термин, явление или событие, а также особым образом поставленный вопрос. Важно, чтобы решение конкретной учебной задачи приобрело основные черты исследования: формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, ее проверка. «Лайт»-исследования, которые я организую на своих уроках, имеют все черты исследовательской деятельности, но в отличие от традиционного учебного исследования не громоздки, занимают мало времени и применимы почти на каждом уроке на любом учебном предмете, да и во внеклассной работе.
Известно, что от четкости постановки вопроса зависит степень полноты и правильности ответа на него. При изучении биологии вопросы, требующие научного подхода, очень тесно соприкасаются с вопросами нравственного характера, с мировоззрением учащихся, которое постоянно формируется и изменяется. Для конкретизации направленности таких вопросов, для облегчения поиска ответов на своих уроках я использую пару вопросов: «Как? - Почему?». При этом четко определяется грань между ними: вопрос «Как?» - это вопрос о сути изучаемого предмета, события, процесса, на него дается ответ с позиции современной науки. А вопрос «Почему?» - это вопрос духовной сферы, ответ на него дается с позиций философии. Наука на этот вопрос ответить не может, да и не должна. Понятно, что прием парных вопросов можно использовать и на других предметах, а на уроках естественно-научного цикла, а также обществознания он просто незаменим. Уникальность приема еще и в том, что, уводя учащихся в сферу духовного созерцания, мы можем обойтись без религиозности, без конфессионального оттенка, что особенно важно для многонациональных детских коллективов. В нашем городе программа «Толерантность» действует не только сама по себе, но и внедряется в практику уроков.
Еще один прием: лингвистическое «лайт»-исследование. Работа с терминами обычно не нравится детям, а подготовку к терминологическим диктантам и их проведение дети воспринимают как суровое испытание. Я стремлюсь придать этой сложной работе легкость и занимательность. Работу с терминами я, как и большинство учителей, начинаю с истории появления слова, но при этом передаю детям исследовательскую инициативу и делаю исследование ведущим видом деятельности.
Обратимся к примерам.
При изучении митоза (процесса деления клетки) учащимся необходимо усвоить несколько похожих по звучанию и написанию слов, обозначающих названия этапов (фаз) митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Самостоятельно исследуя морфемный состав терминов, дети без труда запоминают суть и последовательность каждой фазы: ПРОфаза (греч. «впереди, до»), МЕТАфаза (греч. «после, за, через»), АНАфаза (греч. «противо»), ТЕЛОфаза (греч. «телос» - конец, совершение).
При изучении вирусов снова обращаемся к этимологии термина и выясняем, что в переводе с латыни virus - «яд». Вот тут уместно вспомнить, что сначала вирусы не считались живыми существами. Проводя дальнейшее «расследование», учащиеся самостоятельно с интересом выясняют и запоминают не только терминологию, но и историю открытия вирусов.
Среди биологических терминов встречаются «особо вредные» - такие, правильное написание которых запомнить крайне сложно. Например, комплЕментарность путается с комплИментом. На помощь снова приходит «лайт»-исследование. Выясняется, что у этих паронимов разное происхождение: комплЕмент - латинское слово, комплИмент - французское.
Такого рода исследования интересны и полезны не только на уроках биологии. Например, учителя физики могут рассмотреть пару слов: конвеКция - конвеНция.
Такая организация «лайт»-исследования позволяет оптимизировать терминологическую работу на уроке по любому предмету.       
И еще один прием, особенно мною любимый, - задачи «да-нетки». В этих задачах используется переносный смысл слов или нарушается привычная логическая связь. Для решения «да-неток» учащиеся могут задавать учителю такие вопросы, на которые учитель ответит «да» или «нет».
- Увеличивая ЕЕ скорость, ОН никогда не изменяет самому себе (переносный смысл; ОНА - химическая реакция, ОН - катализатор).
- Человек вошел в лес, и ЕГО не стало (нарушение привычной логики; не стало леса).
- От тщеславия она лишилась пищи (литература, «Ворона и лисица»).
Очевидно, что интересные детям «лайт»-исследования, к которым относятся задачи  «да-нетки», не требуют особой подготовки, не занимают много времени и могут  применяться на любом учебном предмете.
Известно, что личность каждого учителя воплощается в его учениках, а их достижения - это и есть результативность учительской работы. С гордостью могу сказать, что успехами своих учеников я доволен. А успешность собственной работы вдохновляет на новые поиски, на вечное обновление содержания и форм образования. Научность - один из ведущих принципов педагогики, и я выступаю за то, чтобы изучать науку, считая отправной точкой интерес ребенка. Считаю также, что наука - это не самоцель, а средство познания, и стремлюсь превратить изучение науки из необходимости в потребность ученика. Мне хотелось бы поделиться с вами любимой фразой, принадлежащей Сергею Ивановичу Вавилову: «Наука - обоюдоострое всемогущее оружие, которое в зависимости от того, в чьих руках оно находится, может послужить либо к счастью и благу людей, либо к их гибели». Думаю, что каждый из вас, уважаемые коллеги, вместо слова «наука» в этой цитате может поставить название той отрасли знаний, которую представляет, но я предлагаю использовать здесь название науки, которая объединяет нас с вами, коллеги. Имя этой науки - педагогика.

​Сергей СОФЕНКО, учитель биологии лицея №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» Красногвардейского района Санкт-Петербурга, учитель года Санкт-Петербурга-2013