Одна приятельница-лингвист посоветовала мне почитать о раннем развитии детей книгу японского автора Масару Ибуки «После трех уже поздно» (в английской версии - «Kindergarten is too late»), написанную еще в 1971 году. Теория Ибуки состоит в том, что в течение первых трех лет жизни у малыша самый высокий потенциал к обучению. Карапузы в этом возрасте способны усваивать колоссальное количество новой информации. Книга не дает конкретных практических рекомендаций, как развивать детей, но отвечает на главный вопрос: зачем? Чтобы у маленького человека с первых лет жизни появилось желание самому добывать информацию, чтобы он постоянно ощущал информационный голод.
Некоторые исследователи считают: пока малыш не выучил родной язык, его можно научить мыслить и на иностранном. Если начать позже, лет с четырех-пяти, когда уже почти завершилось формирование русской речи, ребенок станет переводить, как делаем все мы, взрослые, но не думать по-английски.
Замечу, что российские специалисты полагают: учить малыша говорить на другом языке можно только в двуязычной семье, в которой мама, допустим, общается с ним на русском, а папа - на английском. Тогда ребенок станет билингвом. По мнению логопедов, поставив крохе английское произношение, вы рискуете: все может закончиться нарушениями речи, например заиканием. Начинать обучение английскому, говорят они, следует приблизительно с пяти лет, когда процесс формирования родного языка закончен, чадо разборчиво произносит слова и способно читать.
Однако если вы выбираете раннее развитие, я готова поделиться своим опытом. Раз в месяц на страницах «Учительской газеты» в этой авторской колонке и других статьях я буду знакомить учителей-предметников и родителей с тем, как можно научить детей 3-5 лет английскому языку.

Анастасия БЫРКА, журналист, преподаватель английского и немецкого языков, Воронеж