Многие педагоги, к сожалению, продолжают работать  в системе традиционного обучения. Однако если  ученику давать готовое знание о предмете, то у него испарится естественное желание учиться, чего-то добиваться, искать, экспериментировать.
В десятках номеров нашей «Учительской газеты» в конце 2013 года писали о национальных стандартах Британии, Швейцарии по информатике, географии, искусству и другим предметам. Требования к  педагогам в зарубежных стандартах те же самые, что и в российских, - развивать способности детей, их креативность, учить школьников работать творчески.
Недавние курсы повышения квалификации  в Ростовском областном ИПК и ПРО были посвящены проектированию образовательного пространства при обучении математике и физике в логике федеральных государственных образовательных стандартов.
Есть такое высказывание: «Обучая детей сегодня, как вчера, мы отбираем у них завтра» (Д.Дьюи). Вот с этой фразы Любовь Васильевна Зевина  (зав. кафедрой математики и естественных дисциплин) и Светлана Александровна Россинская (доцент кафедры) начинали  с нами работу каждый день! Прежде всего с нами рассмотрели этапы конструирования урока, для этого использовали технологическую  карту. Обучение с помощью карты  позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений  в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку к уроку.
Нет готовых рецептов, как учить. Вначале мы ушли от триединой цели урока к формулировке целей через организацию продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение личностных, метапредметных и  предметных результатов.
Сложным для нас оказалось принять необходимость выхода  на личностные и метапредметные  результаты обучения, задающие новые возможности работы  с мировоззрением детей, их самоопределением, с обретением смыслов. А если не на уроках физики, то где происходит формирование универсальных учебных действий школьников? Ведь наш предмет - это наука о фундаментальных структурах реального мира, поэтому она имеет широкое прикладное применение.
Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Мы пропустили через себя весь материал, прожили, разработали массу уроков, планов, конспектов, в которых отразили  познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные  виды  деятельности,  овладение личностными умениями.  
Кроме того, мы провели уроки, на которых ошибались, и на ошибках учились.
Учитель должен быть конкурентоспособным!

Вот чему мы научились:
- цели формулирует ученик (в крайнем случае вместе с учителем);
- комментировать ответ ученика вместо «неправильно» словами «а как вы думаете?»;
- надо исключить монолог! Только живые  диалог, общение, спор;
- необходим позитивный настрой на уроке;
- уходя с урока, школьники должны себя ощущать успешными.
Учителя нашего городского методического объединения физиков разработали для уроков рабочие тетради к УМК «Физика 7-9» нового поколения  под редакцией  Н.М.Шахмаева, которые мы используем для организации учебного процесса в течение последних четырех лет.
Трудно? Попробуйте и вы работать творчески, и у вас все получится! Иначе учитель эмоционально выгорает.

​Татьяна БАУЭР, руководитель методического объединения учителей физики города  Донецка Ростовской области