​Проект

Порядок  проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования

1. Настоящий Порядок определяет проведение социально-психологического тестирования обучающихся (далее - тестирование) в общеобразовательных организациях < ... > (далее - образовательные организации), направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
2. Тестированию подлежат обучающиеся образовательной организации в возрасте от 13 лет и старше.
3. Тестирование проводится анонимно и при наличии информированного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста 15 лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей (законного представителя) обучающихся, не достигших возраста 15 лет.
4. Тестирование осуществляется ежегодно < ... >.
5. В целях организации проведения тестирования руководитель образовательной организации выполняет следующие функции:
- утверждает календарный план (Приложение 1) проведения тестирования по классам (группам) < ... >;
- утверждает состав комиссии (Приложение 2) < ... >;
- утверждает поименные списки  обучающихся образовательной организации (Приложение 3), подлежащих тестированию, с указанием возраста (количества полных лет);
- организует обеспечение образовательной организации бланками информированного согласия на проведение тестирования (Приложение 4), а также бланками для проведения опроса < ... > (далее - бланки);
- обеспечивает передачу акта (Приложение 5) и запечатанных пакетов с заполненными бланками в орган исполнительной власти субъекта РФ < ... >;
- обеспечивает безусловное соблюдение конфиденциальности на всех этапах проведения тестирования, а также конфиденциальность результатов анализа информации < ... >.
6. В целях получения информированного согласия в письменной форме от одного из родителей < ... > проводится родительское собрание < ... >.
7. В целях получения информированного согласия в письменной форме от обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится собрание обучающихся < ... >.
8. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения тестирования обучающихся (далее - аудитории),  < ... >  определяется исходя из того, что в каждой аудитории должно присутствовать не более 15 участников тестирования. Для каждого участника должно быть выделено отдельное рабочее место, в том числе с учетом их индивидуальных особенностей.
9. При проведении тестирования в каждой аудитории должен присутствовать член комиссии из числа работников образовательной организации < ... >.
10. При проведении тестирования допускается присутствие  в аудитории в качестве наблюдателя представителя родительской общественности < ... >.
11. Перед началом проведения тестирования члены комиссии из числа работников образовательной организации проводят инструктаж обучающихся < ... >. Во время тестирования обучающиеся не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории.
12. По завершении заполнения бланков тестирования член комиссии < ... > одномоментно собирает бланки у всех обучающихся < ... >. В присутствии обучающихся, прошедших тестирование, бланки упаковываются в отдельный общий пакет < ... >.
13. Руководитель образовательной организации осуществляет хранение и организует передачу запечатанных пакетов  < ... > в орган исполнительной власти субъекта РФ < ... >.
14. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования < ... >, проводятся мероприятия по:
- обработке и анализу заполненных бланков тестирования  < ... >;
- обеспечению соблюдения конфиденциальности при хранении и использовании бланков для проведения тестирования < ... >.
15. Обработка и анализ информации, полученной в результате проведенного тестирования, осуществляются в период не более тридцати календарных дней с момента получения от образовательной организации запечатанных пакетов. По результатам обработки бланков тестирования заполняются акты < ... > (Приложение 6).
16. В случае проведения тестирования обучающихся в образовательных организациях, неподведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации < ... >, обработка и анализ результатов тестирования может осуществляться самой образовательной организацией < ... >.
 17. В случае необходимости образовательные организации могут привлекать к обработке и анализу результатов тестирования специалистов < ... >.
18. По результатам анализа информации, полученной в результате тестирования, органами исполнительной власти субъектов РФ принимаются дополнительные меры по повышению эффективности проведения антинаркотической профилактической работы в тех образовательных организациях, где количество обучающихся, находящихся в группе риска < ... >, превышает средний показатель, выявленный < ... > в данном субъекте РФ.

Полностью текст проекта приказа с приложениями опубликован на портале для размещения и обсуждения нормативно-правовых актов сайта Минобрнауки РФ www.mon.gov.ru

Комментарий специалиста

Наталья СИРОТА, декан факультета клинической психологии ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И.Евдокимова» Министерства здравоохранения РФ, профессор, доктор медицинских наук:

Забыт главный принцип: «Не навреди!»

Замечательно, что на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации был вывешен для широкого обсуждения проект приказа «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования». Тут же состоялось и широкое его обсуждение по инициативе членов президиума Российского психологического общества. Активно зазвучали недоуменные голоса профессионалов-психологов.
 Всецело поддерживая идею выявления и психологического сопровождения подростков группы риска в отношении формирования зависимого поведения, психологическая общественность в свою очередь недоумевает: на каком основании предлагается неадекватный методический аппарат для выявления склонности к аддиктивному поведению подростков? Такой сложный феномен, как склонность к аддиктивному поведению (употреблению ПАВ или прочим видам зависимого поведения), не может быть измерен одной, а вернее, частью одной психологической методики, не имеющей отношения к данному феномену вообще. Можно выдвигать предположение о склонности к аддиктивному поведению подростка после тщательного психологического обследования с использованием батареи методик и в обязательном порядке по результатам профессионального собеседования. Реакция на тестирование имеет решающее влияние на его результаты. Предлагаемые условия далеки от адекватных с точки зрения стандартов проведения психологического обследования.
 Приведем цитаты. «Учитываемые в методике факторы могут давать искаженные показатели, в том числе и за счет возрастных особенностей учащихся. Подростковый возраст в частности - период формирования мировоззрения. В этот период возможен экзистенциальный кризис. Некритичное принятие господствующих в обществе моральных норм может быть признаком конформизма подростка, а не неоспоримым признаком нарушения его психического здоровья», - пишет профессор Н.Д.Творогова.
 «Кто автор модификаций этих тестов? Проведены ли исследования их надежности и валидности? Что представляли собой выборки стандартизации? Имеются ли эмпирические обоснования надежности и валидности этих тестов, описание выборок стандартизации? Ведь это первое условие возможности их использования. Нужна научно-исследовательская экспертиза предлагаемых тестов, направленная на определение степени обоснованности их использования для выявления лиц, относящихся к группе риска по употреблению наркотических средств и психотропных веществ», - утверждает профессор С.А.Капустин. «В качестве вариантов тестирования предлагается два типа опросников, разработанных Кеттелом. При этом в тексте нигде не содержится ссылок на авторские права, фамилий авторов переводов, данных о психометрических параметрах, валидизации. Утверждение, что данные тесты могут быть использованы для выявления подростков из группы риска, не подтверждено никакими данными. Использование этого опросника в предложенном проекте может привести к возникновению непреодолимых методологических и этических противоречий. В современной психологии не существует единственного универсального метода оценки факторов возникновения наркотической аддикции, позволяющего достоверно выявлять группы риска. Решение данной проблемы возможно только на основании проведения специально сформированной с данной целью бригадой (школьного психолога, возрастного психолога, клинического психолога, психиатра, нарколога и др.) комплексного социально-клинико-возрастного исследования, учитывающего результаты наблюдения, клинической беседы и конкретных показателей экспериментальных методик и опросников, позволяющих сделать и адекватно оценить предварительные предположения о возможности развития аддикции», - утверждает профессор А.Ш.Тхостов. Столь неожиданному подходу выявления группы риска среди подростков удивляются многие специалисты, в том числе и главный нарколог Министерства здравоохранения Российской Федерации профессор Е.А.Брюн.
 Обсуждение получилось бурное. Это прекрасно, что наше профессиональное сообщество неравнодушно к происходящему и пытается предпринять превентивные меры как в отношении дискредитации психологического вмешательства в целом, так и в отношении психологических и социальных последствий такого приказа.
 Каковы же возможные социальные и социально-психологические последствия? Возможна совершенно необоснованная стигматизация и дискриминация «выявленных» подростков. Какие меры к ним будут применяться и на каком основании? Что конкретно будет происходить на местах? Не будут ли использоваться результаты тестирования во вред психосоциальному развитию и становлению ребенка? Что будет с семьями этих детей? Ведь семьи столь разнообразны, а реакции различных родителей не всегда предсказуемы.
Вполне вероятно, что подобное «психологическое вмешательство» вызовет сопротивление обращению за адекватной психологической помощью, столь необходимой школьникам в подростковом возрасте, формирование реакций протестного и труднопрогнозированного поведения подростков.
 Будут ли обоснованны трудозатраты? Не будут ли потрачены зря денежные средства, наконец?
 Действительно, множественные последствия можно ожидать от такого приказа. Но позвольте задать принципиальный вопрос. Почему происходит смещение вектора внимания с важнейшей деятельности системы образования - профилактики зависимости употребления психоактивных веществ и других видов проблемного поведения детей и подростков, формирования у них здорового образа жизни с использованием профессиональных профилактических программ, давно разработанных, апробированных, с доказанной успешностью, на деятельность, носящую иллюзорно-компенсаторный характер? С одной стороны, все то, что предлагается в проекте приказа, конечно, деятельность, но не направленная на разрешение проблемы профилактики употребления психоактивных веществ детьми и подростками, а скорее компенсирующая непонимание или нежелание работать в области профилактики. Почему же мы ищем путей, избегающих профессионального труда? Почему пытаемся компенсировать свои заблуждения непродуманной активностью? А ведь ведущие специалисты в области исследования зависимого поведения описывают феномены «иллюзорно-компенсаторной деятельности», «мышления по желанию», замену стратегий комплексного и продуманного планомерного разрешения проблем на стратегии избегания их решения как одну из ведущих характеристик аддиктивного поведения. Возникает вопрос: не стали ли эти стратегии популярны сегодня? Не заменяем ли мы ими нечто важное и настоящее, что незаметно исчезает из хрупкой и очень уязвимой жизни живого человека и общества, в котором он живет?