Пространство гармонии
С тех пор прошло 12 лет, и сегодня можно уверенно говорить о том, что школа выполняет чрезвычайно ответственную миссию. «Пространство гармоничного сосуществования, диалога и взаимодействия двух культур» - так можно определить идею существования этого уникального учебного заведения.
Как «диалог двух культур - равных и разных» все эти годы существует концепция школьной жизни, в которой любые национальные приоритеты всегда уступали место гармонии. В школе, где учатся дети разных народов, создана атмосфера не просто толерантности, но настоящей дружбы, любви, взаимопонимания. В школьном расписании культурное наследие и история Туркменистана сменяют историю России, с урока туркменского языка дети бегут на урок русского или английского. Открывая каждый день учебник, тетрадь или географическую карту, ни ученики, ни учителя вовсе не задумываются над тем, что, может быть, именно в этот момент выполняют важнейшую функцию всех людей планеты - говорить на языке мира и согласия.
В 2004 году на Всероссийском образовательном форуме наша школа получила звание «Лучшая школа русского зарубежья», в 2007 году была награждена грамотой Министерства образования Туркменистана, грамотой Российского фонда культуры «За многолетнее служение культуре и приобщение детей и юношества к поэтическому и нравственному наследию Пушкина», вошла в Ассоциацию пушкинских школ ближнего и дальнего зарубежья. Но особенно дорого нам звание школы имени Пушкина.
Цель школы - быть конкурентоспособным образовательным учреждением, формировать личность с высоким уровнем знаний на основе гармоничного сочетания культурного наследия Туркменистана и России. За 10 лет число учащихся выросло более чем в три раза, если в 2002 году у нас было 250 учеников, то сегодня их более тысячи. Эти дети - представители 26 национальностей. А значит, мы вправе сказать словами Пушкина: «Все флаги в гости будут к нам!»  «К нам» - значит в Туркменистан, в Россию и, конечно, в школу.
Образ поэта
Совместная туркмено-российская школа получила право носить имя поэта, а значит, право прикоснуться к общенациональной святыне, войти в духовный мир поэта, воспитываться и воспитывать отныне им. Как можно воспитывать образом поэта и вообще - что вкладывать в такое воспитание? Прежде всего знание фактов биографии Пушкина, где есть и преданная дружба, и высота чувств, и благородные поступки, и служение своему предназначению, и гибель во имя любви и чести. Возникает образ Пушкина не только великого Поэта, но великого Человека. Пушкинский дух высокой нравственности царит на уроках чтения и изучения произведений поэта. Хочется верить, что пушкинские уроки доброты, благородства, любви останутся в памяти наших учеников, что пушкинское слово отзовется в сердцах и будет служить мерилом ценностей - истинных и мнимых. Пушкинская нота в воспитании предполагает и погружение в творческий контекст. Как для поэта Болдинская осень стала временем полета мысли, фантазии, вдохновения и мастерства, так для каждого учителя и ученика осень - время открытий, творчества, первых обращений к пушкиноведению, к науке.
Вдруг в один из сентябрьских дней (хотя это давно уже одна из лучших школьных традиций, но даже самое ожидаемое всегда бывает немного «вдруг») школьный коридор оживает. На стендах слова «Поэта золотая пора», желтые осенние листья, пушкинские цитаты, иллюстрации к пушкинским произведениям, объявления о конкурсах, расписание пушкинских уроков, афиши спектаклей по мотивам пушкинских произведений. Так начинается Болдинская осень - первая и главная страница пушкинского календаря, по которому школа живет целый учебный год.

Болдинская осень
в Ашхабаде
Открытие дней Болдинской осени происходит 19 октября. В День лицея берет свое начало конкурс чтецов. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» - это пушкинское приветствие всегда служит эпиграфом конкурса.
Удивление - первоклассник, серьезно и старательно вещающий со сцены извечное: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!», и старшеклассница, чье вдохновенное чтение «Бабочки» Бродского окрыляет слушателей. В жюри конкурса (это тоже традиция!) школа приглашает артистов Русского драматического театра имени Пушкина. И часто самая большая награда для юного чтеца не гран-при, а похвала знаменитой актрисы.
Продолжается осень спектаклями на пушкинские сюжеты, литературными гостиными, литературно-музыкальными вечерами. Все с нетерпением ждут очередную афишу: что на этот раз? Уже знакомы маленьким зрителям и «Скупой рыцарь», и «Моцарт и Сальери». Каждый раз по-новому волнуют рассказанные со сцены истории о любви Пушкина, о его благородстве, умении дружить, защищать честь и достоинство человека.
Не только Пушкину посвящены дни Болдинской осени: школа отмечает юбилеи всех знаменитых русских и туркменских писателей и поэтов, славные даты в истории русской и туркменской словесности. Отмечает по-разному: стенгазеты, выставки, передачи школьного радио, открытые уроки. В разные годы на школьной сцене были вечера бардовской песни, поэзии Михаила Лермонтова, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Иосифа Бродского, чеховские водевили, отрывки из романов Михаила Булгакова, феерии по пьесам и сказкам Леонида Филатова; в литературных гостиных читали стихи о любви поэтов всех эпох. Каждый год в октябре школа отмечает литературными вечерами дни рождения замечательных поэтов и писателей Туркмении - Махтумкули Фраги, Курбанназара Эзизова, Керима Курбаннепесова.
Конкурс среди учителей на лучший пушкинский урок тоже одна из традиций школы. К нему готовятся задолго до начала учебного года. «Пушкин и география», «Пушкин и Махтумкули», «Проблема отцов и детей в повести «Станционный смотритель», «Образ Петра в творчестве Пушкина», «Трагедия Пушкина «Скупой рыцарь», «Лирические отступления в романе «Евгений Онегин» - тематика уроков, выражаясь пушкинскими словами, «разнообразна и пестра». Конкурс продолжается в течение всего учебного года, не прекращается поиск новых идей.
Вершина нашей Болдинской осени - ноябрь, когда проходит конкурс научных и творческих работ учащихся по всем школьным предметам.
Как в настоящей, взрослой Академии наук, можно побывать на заседаниях разных научных секций, послушать доклады, выступить в качестве оппонента, принять участие в прениях, а потом (этого удостоены только авторы самых лучших научных работ) даже поработать в МАНе - Малой академии наук школы и принять гордое имя младоакадемика школьных наук. Весь учебный год на доске объявлений висит «Вестник Малой академии наук»: предлагаются темы научных работ, сообщается об очередном заседании младоакадемиков, приглашаются желающие обсуждать проблемы сохранения чистоты Каспийского моря, новинки в области нанотехнологий.
Прощание с днями Болдинской осени в школе не бывает грустным: всех ждет нарядный, торжественный Пушкинский бал. В этот день школа преображается, «блеск, и шум, и говор бала» «тревожат сердце». На сцене актового зала появляются символические колонны, ярче зажигаются люстры, звучат вальсы и полонезы. Робко и немножко неуклюже двигаются наши ученики в пышных платьях и смокингах...

Пушкинский календарь
Заканчивается Болдинская осень, но нет предела вдохновению. Школа листает страницы пушкинского календаря, продолжая жить по Пушкину и вместе с Пушкиным. Не забыта скорбная дата гибели Поэта в феврале: на школьной сцене проходит вечер памяти поэта. Обязательно будет, как всегда солнечный и яркий, праздник поэзии 6 июня у памятника Пушкину. Вновь и вновь прозвучит школьный гимн, слова которого (и это тоже символично) написаны профессором кафедры русской литературы Туркменского университета Николаем Ершовым.
Продолжит свою работу школьный Пушкинский музей, созданный три года назад. Открытие музея состоялось 19 октября 2010 года и было приурочено к Дню лицея. Экспонаты с любовью собраны учениками, учителями и родителями: копии редких документов, связанных со строительством памятника Пушкину в Ашхабаде, присвоением имени Пушкина Русскому драматическому театру в Ашхабаде в 1937 году, началом пушкиноведческой науки в Туркменистане, а также историей и сегодняшним днем совместной туркмено-российской школы имени Пушкина. В коллекции музея - прижизненные издания поэта, редкие книги о Пушкине, полотна туркменских и русских художников, автограф внучки Пушкина.
«В туркмено-российской школе принята пушкинская концепция образования и воспитания» - за этими словами - вся яркая и напряженная жизнь без малого тысячи людей: учителей, детей, родителей - и новые высоты их вдохновенного и творческого труда.

Валерия ОРАЗОВА, учитель русского языка и литературы совместной туркмено-российской средней общеобразовательной школы имени А.С.Пушкина, Ашхабад, Туркменистан