Н​а протяжении вот уже более пяти лет регулярно проходят некогда стихийно по инициативе самих учителей возникшие межрегиональные акции «Учительский субботник». Как отмечают сами организаторы, необходимость и людей посмотреть, и себя показать осознается лишь тогда, когда сам заходишь в тупик или когда тебя выдергивают из повседневного рабочего процесса с просьбой помочь, что-то оценить, подсказать и показать. В этих случаях осознаются и безысходность от того, что средства и ресурсы исчерпаны, и понимание того, что ты не одинок и востребован. Желание быть востребованным, безусловно, позитивнее и потому более  потребно для профессионального роста и внутренней гармонии специалиста. Окрыляющее чувство собственной значимости зачастую появляется в ходе профессиональных конкурсов (например, «Учитель года»), но конкурсы проходят, а советов школьных методистов, посещающих уроки, и устных рекомендаций коллег бывает крайне мало, для того чтобы загореться. Ведь, как известно, лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать.
 В конце февраля очередной «Учительский субботник» после акций, проводившихся в Новгородской, Тверской, Ярославской, Московской и других областях, прошел в Москве  на базе  частного образовательного комплекса «Пенаты» и собрал помимо непосредственных участников более 200 московских педагогов, готовых к обмену опытом и нашедших для этого в жестком графике работы и жизни в требовательном и жадном на время мегаполисе несколько часов.
По ставшей уже доброй традиции учителя из разных регионов России, преимущественно победители профессиональных конкурсов, представили мастер-классы по своим предметам. Волонтерами на «Учительском субботнике»  были ученики 7-10-х классов ДВОК «Пенаты»: они не только помогли участникам организовать творческое пространство в стенах своей родной школы, но и вызвались участвовать в необычных для них педагогических экспериментах.
Яркие, актуальные, не похожие друг на друга «уроки» позволили коллегам  по-новому взглянуть на преподаваемые предметы, разглядеть то, что объединяет порой диаметрально противоположные науки, а также пополнить персональную методическую копилочку именно тем, что выигрышно будет смотреться в ожерелье индивидуальных приемов каждого конкретного учителя. Например,  мастер-класс «На качелях, или Дыхание космоса в ванной» учителя гимназии №1514 (ЮЗАО) лауреата конкурса «Учитель года Москвы-2009» Юрия Бобринёва помог еще раз убедиться в том, что самые простые и привычные явления - это чудо, подвластное человеку, знающему физику. Методические приемы, с которыми знакомил учитель, помогут заинтересовать предметом не только будущих физиков, но и типичных лириков. Хотите послушать «Баядерку», но нет граммофона? Пожалуйста, нужны лишь пластинка, булавка и лист бумаги! А задумывались ли вы, почему закручивается вода в раковине и как это связано с космосом? Можно ли преподавать физику в стихах? Юрий Владимирович доказывает снова и снова, что удивительное рядом, что напоминание об этом не прерогатива исключительно гуманитарных наук.Учитель географии НП ДВОК «Пенаты» финалист конкурса «Учитель года Москвы-2010» Иван Колечкин помог избавиться от фобии современного российского учителя перед гипнотическими, но пугающими понятиями ФГОС: раскрыл суть актуальных на сегодняшний день образовательных категорий в мастер-классе «Формирование межпредметных связей на основе метапредметного понятия». На глазах у коллег, представляющих разные учебные предметы, Иван Сергеевич будто фокусник создавал модели все новых и новых вариаций сочетания приемов интеграции для любой темы любого предмета в любом классе и помогал  понять, что формирование общей картины мира у детей - задача не только каждого отдельного предметника, но и школы в целом,  однако  решить эту задачу под силу только самим учителям (административный ресурс в решении этой задачи третичен). Только в обоюдном общении и продуктивном сотрудничестве задача формирования межпредметных связей становится не просто легкой, а невесомой.
Мастер-класс «Где можно споткнуться, или Партитура смысла» учителя русского языка и литературы гимназии №1593 ЗАО финалиста «Учителя года Москвы-2011» Елены Лебедевой увлек коллег размышлением над знаками завершения в русской пунктуации. Порой привычные и простые на первый взгляд точки, многоточия, вопросительные и восклицательные знаки могут, оказывается, сказать гораздо больше, чем мы от них ожидаем, даже на культурологическом уровне. Наблюдая за тем, как номинация знаков препинания нашла свое отражение в языковой картине мира разных народов, участники мастер-класса (и взрослые, и дети) отметили нюансы различий между восприятием мира у многочисленных народов, населяющих Россию, поняли некоторые особенности межкультурной коммуникации, а  ведь понимание - это первый и самый важный шаг к толерантности и человеколюбию...
Каждый такой «Учительский субботник» - это, конечно, не только обмен опытом и впечатлениями. Участие в подобных акциях - это и помощь современному учителю в решении непрерывно (и оттого безысходно) сваливающихся на него задач, и психологическая поддержка равных равными, и личный человеческий подвиг (вырвать себя из повседневной рутины ради «очередного методического собрания», польза от которого заведомо не доказана). Об этом написали учителя, приехавшие 24 февраля в НП ДВОК «Пенаты».
«Обычно мы проводим такие акции по субботам - отсюда и название, - отметил один из организаторов встречи Иван Колечкин. - В регионах на «субботники» набираются полные залы. Это похоже на педагогический слет или фестиваль педагогических идей. В Москве реагируют сложнее. В субботу ехать на другой конец Москвы (а расстояния внутри столицы сопоставимы с расстояниями между некоторыми городами) хотят  не все педагоги. Поэтому для первой акции мы выбрали именно понедельник. После традиционно тяжелого первого дня недели коллеги разъехались по своим школам, заряженные здоровой энергией и позитивом, которым мы и старались поделиться с ними. Профессиональный позитив - это то, что быстрее всего вымывается профессиональной рутиной...»
Когда говорят, что образование - это сад, плоды которого созревают долгое время, обычно забывают добавлять, что бывают периоды, когда опадают листья, сад засыпает, а потом просыпается и требует ухода. Попытки разбудить наше образование не должны заканчиваться громким возгласом - необходимо собрать пожухлую листву, унести сломанные ветви, дать доступ кислороду к корням... И никто не сделает этого лучше и бережнее, чем сами садовники. Московский «Учительский субботник» в НП ДВОК «Пенаты» это доказал.

Евгения СЕРЕДА,Ника БЕСТУЖЕВА