Работа руководителя школы находится на пересечении самых различных проблем и вопросов и чем-то схожа с работой в экстремальных ситуациях. С утра чаще всего даже не предполагаешь, чем придется заниматься в течение дня. Бывает так, что открытый для работы документ приходится закрывать уже вечером, так к нему и не притронувшись. Пробовала доделывать то, что планировала на день, - оказалось, можно остаться на работе до ночи. Это не способствует самосохранению, а доведенный до невроза руководитель однозначно не сможет выполнять свои функции. Так и приходится запирать дверь кабинета с чувством неизбывного долга... И в то же время с ощущением полноты жизни.

Выпадение из реальности
Неделя началась с обмена впечатлениями от прошедшего в субботу вечера встречи: смотрели фотографии, обсуждали происходящее. Но недолго. С первыми звонками и выходом в Интернет начались текущие проблемы, и не без неожиданных осложнений. Можно сразу обозначить первую особенность работы - буквально каждый час приходится решать задачи, которые в физике называют качественными. Ситуации неопределенности требуют проявления способности быстрого реагирования, поиска нестандартных решений, умения «менять точку входа». Постоянно приходится тормозить первые импульсивные решения, которые могут привести к плачевным последствиям. Поэтому, если вопрос не требует сиюминутного ответа, стараюсь, чтобы он «отлежался» в голове.
В понедельник заполнила четыре серьезных отчета. Электронная почта сильно облегчила нам жизнь, но в то же время значительно увеличилось количество информации, требующей переработки. Пока делаешь один отчет или уходишь на урок - на экране появляется еще несколько. Как игра в «Цветные линии», где на каждый передвинутый шарик выпадают сразу три новых. За всю неделю отчетов оказалось восемь.
Но отчеты не та часть работы, которая придает сил. Поэтому стоит вспомнить о том, что как раз в январе-феврале гимназисты активно покоряют вершины регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. В этом году их количество возросло, чем мы не можем не гордиться. Каждый день приносит известия о новых победах.
Понедельник еще не кончился. Становится известно о происшествии в московской школе №263 в Отрадном. Весь вечер проходит за просмотром новостей и в беседах с коллегами по телефону. Чувства неоднозначны. Не хочется обвинять ни охрану, ни родителей. Если созрел умысел, нашлось бы миллион способов достать оружие, как бы оно ни было спрятано, и обойти пункт охраны. Не думаю, что этот подросток хотел смертей. Хотел испугать, но больше всего оказался напуган сам. Пытаюсь представить его состояние. Вижу безысходную ярость, загнавшую парнишку в темный тоннель отчаяния. Откуда она появилась? Как выросла до таких огромных размеров?
Напряженный темп занятий, отстраненность окружающих, одиночество. И ценности. Как они разложились в замысловатом пасьянсе? Выпадение из реальности, невосприимчивость к окружающему миру, закон доминанты. Может быть, так?
Боль и скорбь вызывают такие непредвиденные смерти. Особенно думаешь о близких. Для них это невосполнимая утрата. Для родителей подростка все тоже трагично - это с ними теперь на всю жизнь. Все-таки я склонна оценивать этот эпизод как несчастный случай. Ни в коей мере не оправдываю виновного, оказавшегося неспособным справиться с собой...

Им нет равных
Все-таки жизнь движется дальше. Ежедневные наши дела - поддержка гимназистов, которых поглотила воронка невыполненных заданий. Не всегда они оказываются взрослыми в той мере, в которой пытаются казаться. Не дают расслабиться и занятия по профессиональному самоопределению с девятиклассниками. Учимся выбирать, принимать решения, путешествуем в пространстве «прошлое-настоящее-будущее».
Вплетается в общую ткань повседневности работа по оформлению земельного участка, лицензированию медицинского кабинета, списание, ожидание очередной комиссии... Размещаем в стенах гимназии новую художественную выставку. Картины пушкинского живописца Анатолия Коробкина и его жены. Новые настроения в нашем подернутом сединой здании, сулящие новые встречи и знакомства, новые переживания, пробуждаемые картинами. В субботу экспозиция выставки уже используется на уроке МХК в 11-м классе. Александр Демахин учит находить созвучия художественных вербальных и визуальных образов и размещать в этом пространстве свое собственное мироощущение.
Как-то совпало, что меняем не только художественную выставку, но и фотовыставку в гимназическом арт-кафе. На смену работам гимназистов приходят работы совсем юного художника Григория Хвостова. Кто знает, может, еще предстоит ему стать знаменитым и мы не раз услышим это имя? А сейчас это как звоночек из будущего.
Случайно разбитый гимназической калиткой лоб. Репетиции в холле второго этажа: впереди День английской культуры, внезапно вынырнувший из прошлого смотр строя и песни. Готовились мы и к встрече Олимпиады в Сочи, хотели показать фильмы об истории олимпийского движения, организовали мини-игры на уроках физкультуры. Продолжаем готовить гимназистов и к участию в конкурсе самостоятельных творческих работ учащихся имени П.А. Флоренского. Кропотливо, по кирпичику, выстраиваются работы. И это своего рода преодоление: время так быстротечно, так много приходится выполнять, что на собственное творчество у гимназистов не остается не только этого времени, но и сил.
В субботу к нам должны были приехать руководители региональных отделений Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь». Нужна была презентация нашего опыта по сопровождению самостоятельной творческой деятельности учащихся. В своих сотрудниках я не сомневаюсь ни на минуту. Что они так волновались? Им нет равных. Это подтверждают отзывы выпускников, которые читаю в анкетах, собранных на вечере встречи. Спасибо вам, родные, за поддержку.

Бремя самостоятельности
Вечером пятницы событие истинно космического масштаба - открытие зимней Олимпиады в Сочи. Несмотря на весь мой скепсис, связанный с оценкой затрат на это событие (тоже космических) и очередью, которую нам пришлось выстоять в шесть вечера в управлении образования, получая плакаты, - это грандиозно. Потрясающе. Никогда не думала, что меня, далекую от спорта, так увлечет.
И вот в субботу - долгожданная встреча: собрались для серьезного разговора о том, как учить в школах исследовательской деятельности. Выступали не только взрослые, гимназист Костя Чистяков представлял свою прошлогоднюю работу. Эпизоды готовились изолированно, но так случилось, что все выступления от начала до конца были объединены общей мыслью, общим пониманием, общими чувствами. Красной нитью прошло то, как мы учим работать над созданием собственного текста. И как гимназисты хотят этому научиться. Например, Костя. Тема его работы «Создание творческого произведения на основе исторических событий».
Достойное завершение презентации - инсценированное прочтение текста Михаила Веллера «Гуру» в исполнении Александра Демахина и Татьяны Хвостовой. Аудитория отозвалась с большим теплом и благодарностью, выступления вызвали желание обсудить услышанное. Много прозвучало в наш адрес позитивных откликов (которые так и не были зафиксированы), но были и проблемные моменты.
В выступления со стороны гимназии, как всегда, было вложено много душевных сил. Собравшиеся пришли к выводу, что для гимназии важны не участие в конкурсах различного уровня и представление работ на этих конкурсах, а те изменения, которые происходят в мышлении и сознании гимназистов по ходу выполнения самостоятельной творческой работы. Важным оказалось понимание педагогами гимназии своей миссии: мы не руководим, а сопровождаем творческую деятельность, чтобы каждый гимназист почувствовал свои возможности, принял на себя бремя самостоятельности и собственного развития. Событие для гимназии имело несколько смыслов: почувствовать, что мы не одни, что наш опыт интересен, востребован, что он нуждается в дальнейшем развитии, что мы можем в этом плане взаимодействовать с различными школами и структурами. У гимназии появились новые интересные связи.
Вот такая сложилась неделя... Может быть, стоит и следующую задокументировать?

Досье «УГ»

Ольга Геннадьевна Филимонова - выпускница психологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова 1986 года. Стаж работы в должности психолога - 27 лет. Кандидат психологических наук.
В 2000-2008 годах занимала должность заместителя директора по воспитательной работе Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского. Директор гимназии с 2008 года.
Имеет более 40 публикаций по педагогической психологии и педагогике. В их числе статьи «Инновационный подход к повышению квалификации. Гимназия ищет «зоны роста», «Методы сопровождения развития учащихся с высоким уровнем способностей», «Модель идеального специалиста», «Психолого-педагогическое сопровождение личностного самоопределения», «Уникальные практики повышения профессиональной компетенции учителя: педагогическая сессия, коллективная практика создания программы развития гимназии», «Эффективность педагогической деятельности: психологический аспект» и др.

​Ольга ФИЛИМОНОВА, директор МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского», Московская область