1-й этап - самоопределение
в ценностях родной культуры

Каждый урок я начинаю с актуализации субъектного опыта ребенка, который складывался в рамках нашей культуры. Следовательно, обсуждение любой жизненной ситуации, даже на английском языке, ученик будет вести исходя из ценностной парадигмы нашей страны.
На первом этапе обучение английскому языку необходимо вести так, чтобы ученик научился уважать традиции своей страны, изучал ценности родной культуры и умел транслировать эти знания на неродном для него языке. Добиться этого позволяет включение школьников в проектную деятельность в рамках урока. К примеру, изучая тему «Добро пожаловать в Россию» и работая с различными источниками информации, ребята создают материалы о России и Ульяновской области на английском языке для дальнейшего знакомства зарубежных школьников с особенностями культуры нашей страны и региона, что позволяет не только расширять лексический запас учащихся, но также способствует формированию патриотизма. Свои материалы ребята публикуют в  ежемесячном журнале на английском языке «Our world». А лучшие статьи регулярно появляются в американских журналах.
Ребятам настолько нравится работать в такой форме, что это побуждает их к самостоятельной исследовательской деятельности.

2-й этап - самоопределение
в ценностях иноязычной культуры

Осознанный выбор своих ценностных приоритетов происходит на основе выделения единства и различий культур. Поэтому на втором этапе я стараюсь, чтобы ребенок учился принимать иноязычную культуру. Не только принимать, но и понимать ее, вступать в диалог с представителями этой культуры.
Проходя стажировку в Англии, я, к своему удивлению, обнаружила, что британцы, например, не так трепетно относятся к чайной церемонии, как мы читаем об этом в учебниках по английскому языку. Это навело меня на мысль, что, изучая другую культуру, нужно придерживаться принципа аутентичности, который я реализую с помощью разработанной мной технологии «СоОбщение», включающей в себя ведение переписки и различные виды онлайн-коммуникации с зарубежными школьниками.
Например, изучение темы «Школьное образование Англии» в 7-м классе мы начинаем не с текстов учебника, а с реальных писем зарубежных школьников. Для каждого учащегося подбирается друг по переписке, который в своих письмах освещает только одну из сторон школьной жизни, наиболее значимую для него. На следующем уроке ученики моего класса рассказывают о своих друзьях и их школьной жизни. Из пересказов мы составляем общую картину школьного образования Англии. При этом каждый член группы вносит свой вклад и несет ответственность не только за свой результат, но и за результат своих одноклассников. Ведь без его рассказа картина будет неполной.
Когда ребята освоили лексику по теме и готовы к диалогу, мы закрепляем ее, проводя уроки в форме телемостов и видеоконференций с учениками школы-партнера.  
Применение технологии «СоОбщение» позволяет включать ребят в ситуации реального общения, что развивает все виды речевой деятельности учащихся (говорение, чтение, письмо, аудирование), снижает языковой барьер и дает ученикам возможность осознать связь теории с практикой.
Найти зарубежных друзей, применить знания английского языка и своей культуры учащиеся нашей школы могут в региональном клубе интернациональной дружбы, руководителем которого я являюсь вот уже третий год. На данный момент мои ученики дружат с ребятами из 27 стран, самостоятельно изучая их культуру и транслируя им свою. Английский язык выступает в этом случае средством межкультурной коммуникации и дает возможность сравнивать достижения национальной и общечеловеческой культур.

3-й этап  - самоопределение
в ценностях нескольких культур

Сравнение или сопоставление норм и ценностей культур - третий этап культурного самоопределения. Одна из наиболее интересных технологий на данном этапе - разработанная мной учебная ролевая игра «Ценности через века», в которую можно поиграть с ребятами, изучая историю какой-либо страны. Во время урока каждый из членов группы становится монархом, художником или ученым какой-либо эпохи и рассказывает по-английски остальным о том, что наиболее значимо в его время, на территории его государства. Таким образом, каждый участник игры приходит к выводу о принципиально разном переживании времени и пространства в изменяющихся культурных ситуациях.
Общаясь с учителем истории одной из американских школ Донной Мари Дунер, я обнаружила, что в учебнике мировой истории для 7-го класса, по которому она работает, теме Второй мировой войны отведен всего один параграф, причем о роли СССР в этой войне ничего не сказано. Знание английского языка дает сегодня уникальную возможность учащимся нашей школы помочь ребятам из Америки взглянуть на исторические факты глазами представителей другой культуры и проанализировать иной подход к историческим событиям, отличный от мнения автора их учебника.
Это мое личное открытие привело к созданию билингвального межкультурного исторического курса «Ценности мира», который реализуется через сотрудничество с американской школой High Mountain School, штат Нью-Джерси, США. Изучение курса проходит в ходе телемостов, которых состоялось уже 12. Курс рассчитан на три года и завершится следующим летом. Трое учеников нашей школы отправятся в Америку, а мы примем у себя трех американских школьников. Особенно нашим ребятам понравилось, что они смогли убедить американских школьников признать роль СССР во Второй мировой войне и изменить свое первоначальное мнение, навязанное им американскими историками. Такая интеграция учебных предметов позволяет формировать метапредметные умения учащихся.
В этом году совместно с моей коллегой Р.А.Нафеевой мы начали реализацию авторской программы Global Science, в рамках которой проводим бинарные уроки физики и английского языка «Чистота эксперимента» совместно с учителями физики английской школы Св. Павла. Занятия идут в форме видеоконференций. Ребята обсуждают научные факты, современные открытия в области физики, объясняют друг другу способы решения задач и природу физических явлений на английском языке. В рамках данного сотрудничества ребята выяснили, что природу света английские школьники изучают только в рамках теории электромагнитных волн и не рассматривают его корпускулярной природы.
Таким образом, ребята учатся прогнозировать и распознавать социокультурные пробелы, которые ведут к недопониманию, созданию ложных стереотипов, неверной интерпретации фактов истории, науки и культуры.

4-й этап  - осмысление себя гражданином мира
Данный этап реализуется через вовлечение учеников в решение проблем социума посредством сотрудничества с местными и международными организациями.
Например, при изучении темы «Вымирающие животные» в 6-м классе ученикам предлагается поработать с текстами журналов и буклетов Лондонского общества по защите животных. Ребята осознают социально значимые проблемы всего мира и предлагают свои пути их решения.
В прошлом году один из таких уроков завершился созданным моими учениками экологическим проектом «Book Drive», который направлен на сохранение лесных ресурсов.  Он был освещен в американской прессе и вошел в число победителей конкурса американской организации Youth Service America.
Ребята, выходя с такого урока, уже не могут оставаться равнодушными в повседневной жизни. Пространства школы становится мало. Три года назад мои ученики провели первую благотворительную ярмарку сделанных своими руками открыток с изображением различных культур. Все собранные средства были направлены в помощь нуждающимся детям и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Уже трижды мои ученики участвовали в качестве волонтеров в международных языковых лагерях. При этом ребята не только совершенствуют навыки владения английским языком, но и формируют активную жизненную позицию, помогая маленьким детям.
Дополнительную поддержку в реализации зародившихся на уроке идей я оказываю ребятам в рамках сотрудничества с международной организации People to People International. С 2011 года я являюсь руководителем представительства этой организации на территории Ульяновской области. Будучи членами общественной организации, ребята должны самостоятельно распределять обязанности, вести деловую переписку с организаторами и готовить отчеты о проделанной работе на английском языке, затем выкладывать эту информацию на личном сайте сообщества, на персональных страницах в социальных сетях Facebook и ВКонтакте.
 В прошлом году наше представительство вошло в 30 лучших и самых активных по всему миру за пропаганду дружбы между народами, мир и понимание.
Результат такой системной работы - готовность учащихся к межкультурному диалогу, которая неоднократно проявлялась во время наших зарубежных поездок, каждая из которых имела культурно-образовательную направленность.
Данный опыт неоднократно представлялся коллегам на городском, региональном и международном уровнях. Подробнее с описанной моделью педагогической поддержки культурно самоопределения коллеги могут ознакомиться на моем личном сайте http://www.savelyeva.org.
По мнению Скиннера, современный образовательный результат - это то, что «остается у человека, когда все выученное уже забыто». Я часто задаюсь вопросом: что останется у ребенка, после того как он покинет мой урок? Ведь перед ним будет открыто множество дорог, и он окажется перед сложным выбором своей нравственной позиции, своего дела, своего пути. Поэтому я стремлюсь поддержать ребят, помочь им самоопределиться в сложном быстроменяющемся мире и надеюсь, что им удастся найти свое достойное место в жизни.



​Любовь САВЕЛЬЕВА, учитель английского языка средней школы №21 города Ульяновска, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»