- Сергей Владимирович, какие изменения в законодательстве Российской Федерации произошли с 1 января 2014 года?
- 1 января 2014 года вступили в силу важные для образовательных учреждений федеральные законы:
    Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон №44-ФЗ);
    Федеральный закон от 28.12.2013 №396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон №396-ФЗ).
Закон №396-ФЗ вносит существенные поправки в закон №44-ФЗ, а также в Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - закон №223-ФЗ), в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП).
В соответствии со ст. 15 закона №44-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки за счет грантов, средств от приносящей доход деятельности и в случае, когда учреждение само стало исполнителем по контракту, по правилам закона №223-ФЗ при наличии правового акта (Положения о закупках), принятого в соответствии с законом №223-ФЗ.
В соответствии с изменениями, внесенными законом №396-ФЗ, в 2014 году бюджетное учреждение вправе осуществлять эти закупки по правилам Федерального закона №223-ФЗ при наличии следующих условий:
1) положение о закупках должно быть утверждено учредителем бюджетного учреждения (то есть Департаментом образования);
2) утвержденное учредителем положение о закупках должно быть размещено учреждением на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов до 1 апреля 2014 года.
До размещения на официальном сайте утвержденного учредителем положения о закупках бюджетные учреждения осуществляют такие закупки в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ.
В случае если до 1 апреля 2014 года утвержденное учредителем положение о закупках не будет размещено учреждением на официальном сайте РФ, в течение всего 2014 года учреждение будет размещать все заказы по правилам Федерального закона №44-ФЗ.
По тексту закона №44-ФЗ устраняются некоторые неудачные формулировки первоначального текста закона, в частности, изложена в новой редакции норма (п. 5 ч. 1 ст. 93), регулирующая размещение у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. руб. Изменениями устраняется неоднозначность первоначальной формулировки нормы, дававшей повод сомневаться, на все ли образовательные учреждения распространяется эта норма, теперь ответ однозначен: все образовательные учреждения вправе осуществлять закупки у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 закона (закупки на сумму до 400 тыс. руб.).
Уточнено, что продукция, включенная в перечень аукционной продукции, закупается путем проведения аукциона во всех случаях закупки, за исключением закупки такой продукции у единственного поставщика или путем проведения запроса котировок или запроса предложений (ч. 2 ст. 59 закона №44-ФЗ). Согласно первоначальной формулировке любую продукцию, включенную в перечень аукционной продукции, независимо от суммы закупки (даже на 1 руб.) должны были бы закупать через аукцион.
Исключены из случаев проведения запроса предложений (изменения в ч. 2 ст. 83 закона №44-ФЗ) и добавлены в качестве оснований закупки у единственного поставщика следующие случаи закупки (п. 29 и п. 33 ч. 1 ст. 93 закона №44-ФЗ):
1) заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
2) заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.
Значительно расширен перечень случаев, когда обеспечение исполнения контракта необязательно (ч. 2 ст. 96 закона №44-ФЗ), например, добавлены случаи закупки путем запроса котировок, расширен перечень случаев у единственного поставщика.
В соответствии с законом №44-ФЗ при закупках у единственного поставщика (ст. 93):
1) для заключения контракта (то есть не позднее даты заключения) заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта (ч. 3 ст. 93), форма такого отчета не установлена, размещение указанных документов в ЕИС (на официальном сайте) в настоящее время не предусмотрено;
2) контракт с единственным поставщиком должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
Исполнение контракта включает в себя приемку результатов исполнения контракта (этапов его исполнения), включая проведение экспертизы таких результатов в соответствии с законом №44-ФЗ.
Согласно ч. 9 ст. 94 закона №44-ФЗ результаты исполнения контракта (отдельного этапа исполнения) заказчик отражает в отчете, размещаемом в единой информационной системе (ЕИС) и содержащем информацию:
- об исполнении контракта, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
- о ненадлежащем исполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
- об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
К такому отчету прилагают заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ (ч. 10 ст. 94).
Порядок подготовки и размещения в ЕИС такого отчета, а также форма такого отчета и порядок ее заполнения установлены в соответствии с ч. 11 ст. 94 закона постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1093.
Необходимо учитывать, что законом №44-ФЗ установлены случаи, когда при закупках у единственного поставщика (ст. 93):
- заказчик должен разместить в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 (пять) дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93), например, случаи закупки у монополистов, закупки услуг водо-, тепло-, газоснабжения;
- заказчик обязан уведомить в течение 1 рабочего дня контролирующий орган (Главконтроль) о заключении контракта при закупке по основаниям по пп. 6, 9 и 34 ч. 1 ст. 93 (например, закупка у ОИВ или закупка по обстоятельствам непреодолимой силы);
- заказчик обязан предварительно согласовать с контролирующим органом (Главконтроль) заключение контракта при закупке по п. 25 ч. 1 ст. 93 в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися;
- заказчик обязан установить требование об обеспечении контракта в случаях, предусмотренных ст. 96 закона, например, если контракт заключается по результатам несостоявшихся конкурентных процедур по п. 25 ч. 1 ст. 93 закона.
Создание отдельной должности контрактного управляющего необязательно, можно возложить обязанности на работника, в частности, такое разъяснение было дано представителями Минэкономразвития на открытом семинаре.
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 №904-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 24.02.2012 №67-ПП «О системе закупок города Москвы», в том числе терминология приведена в соответствие с законом №44-ФЗ, дополнен понятийный аппарат.
Сохраняется условие о том, что при необходимости внесения изменений в план-график такие изменения вносятся не позднее 20 числа месяца, предшествующего началу соответствующего квартала (п. 2.4.3. постановления 67-ПП).
В настоящее время планируют «эпохальные» изменения в закон №44-ФЗ. В соответствии с решением Правительства РФ Минэкономразвития РФ прорабатывает изменения в закон №44-ФЗ по введению электронной процедуры определения поставщика при проведении всех конкурсов, котировок, запросов предложений.
Также планируют поэтапный переход на электронные процедуры: для федеральных заказчиков ориентировочно с 01.07.2014, для заказчиков субъектов РФ - ориентировочно с 01.01.2015.
- Какие изменения произошли в нормативно-правовом регулировании отношений в сфере образования, какие новые документы приняты в этой области?
- Согласно ч. 2 ст. 111 закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 01.01.2014 года обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), обязательство субъекта РФ.
Среди недавно принятых нормативных правовых актов можно назвать следующие:
1) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (вступил в силу 01.01.2014);
2) письмо Минобрнауки России от 13.01.2014 №08-10 «О плане действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3) приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» - стандарт применяется при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года;
4) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
5) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
6) приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», вступил в силу 22 декабря 2013 года.
Приказом определено, что образовательный процесс организуют в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуют как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации, с использованием различных образовательных технологий (в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение), может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
Установлено, что образовательные организации определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся, а также ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Приказ определяет также особенности организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
Одновременно признан утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012 №504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»;
7) постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности».
Оно вступило в законную силу взамен постановления Правительства РФ от 21.03.2011 №184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций». Срок переоформления выданных до 1 сентября 2013 года свидетельств и лицензий - до 1 января 2016 года (ч. 9 ст. 108 Федерального закона №273-ФЗ);
8) постановление Правительства РФ от 28.10.2013 №966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
9) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 №1320 «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам»;
9) приказ Минобрнауки России от 27.08.2013 №989 «Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним»;
11) приказ Минобрнауки России от 01.10.2013 №1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним».



Информация к сведению

АНО ЦПП «Профзащита»
129090, г. Москва,
пер. Протопоповский,
д. 25, стр. 1
Тел.: 8 (495) 688-50-38;
8 (495) 688-59-92;
8 (495) 688-52-83;
8 (499) 713-60-71
E-mail
ano-profzaschita@mail.ru
Сайт:
www.ano-profzaschita.ru