В век технического прогресса нельзя учить с помощью только мела и доски, надо иметь материально-техническую базу школы, соответствующую современным требованиям. Спасибо Правительству Москвы, Департаменту образования за то, что мы оснащены новым оборудованием: у каждого учителя-предметника есть личный рабочий компьютер, в школе работает высокоскоростная локальная сеть с выделенным каналом Интернет, есть мультимедийные проекторы и SMART-доски, но хотелось бы больше, так как нет предела совершенству.
В сентябре 2013 года наша школа стала образовательным комплексом, к ней присоединились гимназия, школа, 4 детских сада. Конечно, на повестке дня появилось много вопросов, которые нужно было решать: и об эффективном взаимодействии внутри образовательной организации, и о разном уровне технической оснащенности этих структурных подразделений.
Сегодня у многих руководителей возникают эти проблемы. У нас уже есть опыт укрепления и расширения материальной базы нашего комплекса. Мы шли несколькими путями:
- получение спонсорской помощи;
- использование средств от платных образовательных услуг (мы их развиваем, наращиваем обороты);
- гранты. Опыт получения грантов у нас уже есть: в 2008 году мы стали победителями приоритетного национального проекта «Образование», за счет этого было приобретено SMART-оборудование, оснащен по последнему слову техники кабинет английского языка.
В этом учебном году на помощь нам пришел совместный проект Департамента информационных технологий и Департамента образования «Школа новых технологий», в котором мы, как образовательная организация, вошедшая в Топ-400, получили возможность участвовать. Тестирование в рамках этого проекта показало достаточно высокий уровень педагогов нашей гимназии в сфере применения ИКТ-практик. Для подготовки мотивационного письма на следующем этапе конкурса была создана команда из представителей всех структурных подразделений нашей школы. Фактически был разработан бизнес-план, учитывающий как технические, так и организационные вопросы, которые предстоит решать нашей гимназии. По результатам презентации своего инновационного проекта перед профессиональным сообществом на последнем этапе конкурса мы вошли в число 20 призеров.
Какие возможности дает нам право получения дополнительного финансирования на развитие передовых технологий?
Дальнейшее развитие локальной сети, интеграция локальных компьютерных сетей в единую сеть, получение канала связи до 100 Мбит/с, а также внедрение IP-видеотелефонии, которое обеспечит возможность:
- эффективного взаимодействия внутри образовательной организации, создания эффективной системы коммуникаций. Это позволит оперативно решать вопросы, проводить совместные совещания, педагогические советы, родительские собрания;
- эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса на основе современных сетевых технологий, обеспечивающего интерактивное взаимодействие между педагогами, учащимися, их родителями и администрацией школы (мы знаем, что социологическое исследование «Образование Москвы 2.2» обозначило в качестве ресурсов роста качества образования эффективное взаимодействие в сфере образования).
Как же может осуществляться это взаимодействие?
Во-первых, через совместную сетевую работу учащихся в режиме реального времени по созданию проектов в урочной или внеурочной деятельности.
Во-вторых, через совместную сетевую работу педагогов в реальном времени по созданию коллективных документов, работу сетевых методических сообществ, проведение вебинаров.
В настоящее время очень актуальны диалоговые формы дистанционного обучения. Надо сказать, что определенный опыт у нас уже есть. В этом году был создан портал для дистанционного консультирования (www.gum1577.ru). Это позволяет решать многие проблемы: и ликвидацию пробелов в знаниях ребят, не посещающих школу по объективным причинам, и углубленное изучение темы, раздела школьной программы или темы вне школьного курса, и индивидуальная поддержка одаренных детей. Кстати, мэр Москвы Сергей Собянин, который открывал торжественную линейку в нашей гимназии второго сентября, говорил о перегрузке старшеклассников, с нашей точки зрения, через портал дистанционного консультирования можно их существенно разгрузить. Мы считаем, что наличие такого портала позволяет реализовывать принцип современного образования: «No child left behind».
В ближайшее время мы планируем осуществлять через этот портал консультации школьного психолога, логопеда для родителей, а также организовать дистанционные курсы по ИКТ-технологиям для неуверенных пользователей.
Очень актуальна в плане эффективного взаимодействия работа электронного журнала, который предоставляет оперативную адресную информацию о результатах обучения ребенка родителям, помогает организовать общение через службу сообщений, предоставляемую порталом, а также эффективная работа школьного сайта. Родители с помощью одного клика должны иметь возможность получить полную информацию об образовательном учреждении, понять миссию нашей гимназии: «Конкурентоспособный ученик. Конкурентоспособный учитель. Конкурентоспособная школа».
Очень важно для нашей школы с точки зрения перспектив для учеников развитие внешних связей, способствующих инновационной деятельности. Наши учащиеся осуществляют совместные проекты с МГСУ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, Финансово-промышленным университетом «Синергия». Преподаватели этих вузов осуществляют консультирование через скайп, по электронной почте, предоставляют видеоуроки, с подключением к высокоскоростному и безопасному Интернету этот процесс будет осуществляться качественнее и быстрее.
К сожалению, ситуация с электронными образовательными ресурсами пока оставляет желать лучшего. Но благодаря тому что в гимназии углубленно изучают иностранные языки, наши учащиеся могут использовать ЭОР зарубежных вузов, развитие технологий дает им возможность доступа к библиотекам Оксфордского, Кембриджского и других знаменитых университетов мира.
Дополнительное финансирование в рамках участия в проекте «Школа новых технологий» тоже предоставляет нам широкие возможности. В наших планах:
    установка IP-видеонаблюдения в помещениях подразделений с возможностью реагирования на нештатные ситуации, система «Проход-питание» позволит обеспечить безопасность обучающихся и персонала, а также прозрачность процесса питания учащихся;
    оборудование мультимедийных классов позволит применять новые методы обучения учащихся, демонстрировать цифровой контент с локальных и удаленных файлохранилищ, обеспечит возможность индивидуализации обучающих программ для учащихся;
    оснащение музея боевой славы «Бухенвальдский набат» средствами создания, хранения и воспроизведения электронных ресурсов позволит провести, сформировать электронное описание фондов музея, расширит образовательное пространство как интерактивную развивающую среду;
    трансформация библиотеки в современный, оснащенный всеми доступными информационными средствами центр превратит ее в медиатеку, имеющую свои сайт, блог, форум.
Сертификаты, которыми мы были награждены как победители конкурса «Школа новых технологий», позволят значительно повысить уровень квалификации наших педагогов, расширить представления о возможностях Интернета для развития образовательной среды.
Мы прекрасно понимаем, что гранты предоставляются в обмен на обязательства. Наша главная цель (обязательство) - обеспечение качественного образования жителям Москвы. Мы уверены, что создание единого открытого информационного образовательного пространства обеспечит условия для качественного образования всех обучающихся нашей гимназии.
Синергия человеческих и материальных ресурсов, достойная информационно-технологическая база, стремление к постоянному совершенству позволят создать современную школу - школу новых технологий.

А.ЮРОВА, и. о. директора гимназии №1577