Александр СОБОЛЕВ,  директор Департамента государственной политики сферы высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации:

-  Сегодня все еще есть задачи и вызовы,  которые принципиально важно  разделить на два больших слоя:  те, что находятся вне системы образования, формируются рынком педагогического труда и областью педагогической деятельности, и  те, что находятся  внутри системы,  связаны с повышением качества программ педагогической подготовки. Проект концепции касается задачи повышения качества образования в области педагогики и соответственно совершенствования эффективности работы образовательных организаций, реализующих педагогические программы.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в качестве приоритетной задачи поставлена задача перед Министерством образования и науки РФ  о создании комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников, в  министерстве создана рабочая группа, ее возглавляет  первый заместитель министра Наталья Третьяк. У этой рабочей группы  есть четыре основные комиссии. Они занимаются всем, что связано с областью педагогической деятельности  (профессиональная общественная аккредитация образовательных программ, сертификация, трудоустройство,  ядро этой работы - создание, продвижение профессионального стандарта учителя); всем, что касается финансово-экономических механизмов (нормирование труда, связь качества и количества труда с величиной оплаты труда). Важнейшая часть нашей работы - все, что связано с профориентацией, с повышением престижа учительской профессии, модернизацией системы педагогического образования. Тем самым представляемая концепция  первый очень важный шаг в создании интегрированной и комплексной программы, которую разрабатывает министерство и  которая будет представлена Правительству Российской Федерации до 1 июня 2014 года.
В качестве основных подходов в концепции приняты новые возможности, которые есть  в Законе «Об образовании в РФ». Это  прежде всего возможности целевой  и контрактной подготовки, которые позволяют втянуть ресурсы субъектов в реализацию образовательных программ и одновременно закрепить за субъектами возможность эффективно руководить образовательными программами; напомню, что в подготовке медицинских кадров объем целевой подготовки составляет более 80 процентов, в педагогике - менее 10. Кроме того, есть возможность сетевого обучения, которое позволяет объединять ресурсы вузов, педагогических колледжей и школ, создавать так называемые базовые кафедры в научных и иных образовательных организациях, когда вузы смогут  открывать кафедры непосредственно в школах и в НИИ Российской академии образования. Уже в 2014 году, если концепция будет одобрена, мы запустим 25-30 проектов, которые будут реализовывать университеты и высшие учебные заведения. Для нас это важно, поскольку реальная практика  богаче, чем нормы, которые заложены в концепции. Мы планируем, что через полтора-два года у нас будет не только 5-6 тысяч выпускников  таких образовательных программ магистратуры и бакалавриата, но одновременно созданы 20-30 центров передового опыта, которые станут в дальнейшем центрами компетенции.
Мы связываем мероприятия концепции с новым механизмом формирования и распределения контрольных цифр приема. Уже создан Центр ответственности по педагогическому образованию, который  планирует общую политику, но реально объемы структуры контрольных цифр по педагогике определяют субъекты, несущие полную ответственность за величину объемов и структуру подготовки по направлениям бакалавриата и магистратуры. Если говорить о контрольных цифрах,  то в 2013 году на программу прикладного бакалавриата было заявлено 239 мест, в 2014-м - 4 тысячи и запланировано к реализации на основе заявок субъекта и центра ответственности около 15 тысяч контрольных цифр по прикладному бакалавриату. Если говорить про магистратуру,  то уже в этом году  план составляет 7 тысяч, в следующем году - 25 тысяч, это более чем четырехкратное увеличение контрольных цифр на педагогическую магистратуру, в большей части заочную, для того чтобы дать возможность получения образования выпускникам образовательных программ, работающим учителям.

Виктор БОЛОТОВ,  академик Российской академии образования, соруководитель подкомиссии педагогического образования в РАО
и соавтор концепции:

- РАО с самого начала принимала плотное участие в разработке этой концепции, большое количество академиков работали  и продолжают работать над этой концепцией. В рамках концепции мы попытались решить  прежде всего проблему подготовки педкадров, использовали российский опыт, который был   в советские времена и в последнее время, тщательно  изучали международный опыт.

Алексей СЕМЕНОВ, ректор Московского педагогического государственного университета:

- Нужно понять, кого и для кого готовит педагогическое образование. Университет, который мы называем исследовательским, готовит выпускников, большая часть которых не становятся исследователями, но исследовательская компетенция эффективна на различных рабочих местах. Педагогический университет готовит выпускников, большинство которых не становятся школьными учителями, но педагогическая компетентность эффективна  не только на различных рабочих местах, но и в самых разных социальных ролях современного человека. Это важное положение, отражающее реальное положение дел, от которого мы никуда не денемся. Это  значит, что мы готовим выпускника, у которого  есть важнейшая общечеловеческая компетентность - умение учиться и учить. При этом мы подчеркиваем, что в учителя должны идти лучшие выпускники наших педагогических вузов, а не то, что единым фронтом по распределению мы должны всех загонять в школу, где часто для них нет рабочих мест.
Важен общекультурный компонент образования,  так как учитель должен быть культурным человеком. Если у нас будут большие курсы для всех педагогов различных профилей, то многие проблемы решим. Среди таких общих компонентов, конечно,  должны быть не только история искусства, но и иностранный язык -  сегодня наши выпускники педвузов не говорят, не пишут и даже не читают на иностранном языке, да и  русский язык оставляет желать много лучшего. Мы даем будущему учителю огромное количество не школьных, пассивных, неинтересных знаний, а  хотим, чтобы он активно формировал активные знания учащихся. Это огромный разрыв, с которым мы постоянно сталкиваемся в нашей работе.
Необходимо, чтобы будущий учитель получил активные школьные знания, отрабатывал фактически элементы школьной программы с естественным расширением своего горизонта. Мы  же сейчас даем элементы высшей математики, специальные биологические вопросы, вопросы тонкой филологии, вместо того чтобы практиковать, например, умение писать сочинение, проводить биологический эксперимент, который мы хотим донести до школьников.
Педагогическая практика - необходимый элемент каждой основной образовательной программы, она  должна приближать деятельность студента к деятельности учителя и учащегося начиная с первого курса, предшествовать теоретическому педагогическому знанию, а не опережать его, идти вместе с ним. То есть потребность студента должна удовлетворяться теоретическими курсами. Практика  помогает самоопределению студента, раннему выявлению студентов, мотивированных и способных  к  педагогическим профессиям, то есть дает нам возможность сконцентрировать ресурсы наших профессоров, временные ресурсы общеобразовательной школы на тех, кто реально придет в школу и кого школа хочет видеть. Очень простой принцип: нужны сильные студенты, из которых мы подготовим сильных выпускников, среди них отберем мотивированных на работу в школе и обеспечим им трудоустройство.
Самый широкий или универсальный бакалавриат, который создает просто структуру основной образовательной программы педагогического образования,  должен быть эффективной по затратам программой с широкими курсами, обеспечивающими максимальную общую часть, включая педагогическую практику в общекультурный компонент и возможность выбора профиля, возможность концентрировать ресурсы на подготовке высококвалифицированного педагога. Среди профилей, формируемых на базе этого универсального бакалавриата, возникают и учителя-предметники, а не только   педагоги для начальной школы и дошкольного образования. Не надо думать, что дошкольника может учить выпускник педагогического училища классического образца. Сегодня мы видим, что дошкольный период - это важнейший период, когда приобретаются основные когнитивные, коммуникативные навыки.

Людмила ВЕРБИЦКАЯ,  президент РАО:

- Первое и главное, чем должен владеть каждый учитель или человек, который хочет избрать самую трудную специальность, -  это любовь, он должен любить ребенка. У нас очень мало преподавателей, особенно молодых, оканчивающих педвузы или университеты, которые идут в школы, понимая, что первое, что должно быть  присуще им, - любовь и уважение к ребенку. Людмила Путина, которая  сейчас занимается межличностными коммуникациями, провела удивительный семинар,  посвященный тому, как чувствует себя  ребенок в школе, что нужно сделать, чтобы он не боялся, мог прийти к учителю, как к другу. Каждый учитель должен быть другом ребят, весь вопрос, как отбирать таких учителей для работы в школе. В Москве нет вакансий, а потому есть конкурс, а в  Петербурге вернули в школы учителей русского языка и литературы, уже несколько лет назад вышедших на пенсию,  именно потому, что нет детей, которые хотят после окончания  педвуза пойти на работу  в школу. Очень важно еще и  удержать человека, пришедшего в школу. Ведь мы хорошо знаем, что  половина учителей русского языка и литературы через год уходят из школы, потому что сложнее всего работать именно им.

Юрий ЗИНЧЕНКО, декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова:

- Концепция нужна,  нужно с ней продолжать работать. В концепции указаны не только педагогические профессиональные направления подготовки, но затрагиваются  психология, дефектология, может быть, эти модули  нужно прописать чуть-чуть рельефнее.  Наверное, не стоит учителю в процессе его образования вкладывать тот же объем подготовки, как психологу, учитель должен быть хорошим педагогом, а психолога для школы  нужно готовить как отдельную боевую единицу со всеми компетенциями. Переходная форма педагог-психолог не очень понятна по своему содержанию, то есть  неясно, насколько  педагог  при этом будет педагогом или насколько   психолог будет психологом. Эту разделительную линию с четким прописыванием компетенции надо указать. Два УМО -  по психологии и по педагогике - могли бы такой  модуль четче прописать в стандарте и уже  реализовать в образовательных программах.

Виталий РУБЦОВ, ректор Московского городского психолого-педагогического университета:

- Наш анализ того, что происходит с ребятами, после того как вводится стандарт общего образования, показывает: метапредметные компетенции у них формируются на крайне низком уровне, формирование личностных компетенций практически никто не исследовал. То, что наши педагоги должны быть другими, то, что у них нужно  формировать и метапредметные, и личностные компетенции, ясно, поэтому в стандарт профессиональной педагогической деятельности, основным разработчиком которого наш университет был вместе с группой Евгения Ямбурга, мы попытались  это  вложить. Это означает, что учитель должен сам обучаться по новым технологиям, поэтому в нашем университете введены  как раз такие  программы.  Наши будущие воспитатели находятся в дошкольных образовательных учреждениях начиная со второго курса, наши  будущие учителя начальной школы находятся в школе начиная со второго курса,  практика их работы меняется. То, что сегодня важна психолого-педагогическая подготовка, говорит не о том, что психолог  должен быть отдельно, а педагог - отдельно, это говорит о том, что формы работы с разными категориями детей действительно надо получать в системе образования. Позитивная вещь, которая есть в концепции, - это система конкретных мер, которые надо первоочередным образом реализовать, чтобы по крайней мере посмотреть на эту подготовку другим образом. Конечно, над концепцией надо  продолжать работать,  к ней  я бы  относился как к системе мер, которая требует дополнения, осмысления и переработки, но еще и как к системе практических действий, которую нужно сейчас реализовать, чтобы существенно двинуть вперед тот паровоз, который называется педагогическим образованием.