Школы, подготовившие победителей и призеров по 10 и более предметам:

    Лицей №1535.
    московская гимназия на Юго-Западе №1543.
    школа-интернат «Интеллектуал».
    центр образования №57 «Пятьдесят седьмая школа».
    центр образования №218.
    Лицей №1580 при мгту имени Н.Э.Баумана.
    Лицей «вторая школа».
    Школа №654 имени А.Д.Фридмана.
    Гимназия №1518.
    Школа №179.
    Гимназия №1514.
    Школа №444.
    Лицей №1553 имени В.И.Вернадского.
    Лицей №1303.
    школа №54.


Иван ЯЩЕНКО, руководитель Центра педагогического мастерства:

- Как известно, у нас в столице были предприняты мощные меры по поддержке, развитию таланта и интеллекта школьников в каждой московской школе. Москва богата традициями работы с талантливыми школьниками, тут есть знаменитые специализированные школы в разных областях, которые известны не только в столице и России, но и в мире. Наша задача - сделать так, чтобы каждый московский школьник мог развить свой талант в любой области, чтобы расширялось количество тех областей, где у нас есть мощная система поддержки, чтобы для этого не нужно было ездить через весь город, чтобы наши ведущие специализированные школы были максимально открыты, возникали школы, кружки и другие формы работы в каждом московском районе, чтобы каждый ребенок мог комплексно раскрыть свой талант.
Естественно, не единственным, но одним из наиболее измеряемых результатов работы по раскрытию таланта стали результаты олимпиады. Наиболее массовая Всероссийская олимпиада школьников, которая состоит из четырех этапов. Заключительный этап проводит Министерство образования и науки РФ, он будет проходить в марте-апреле 2014 года, первый, второй, третий - школьный, муниципальный (в Москве - окружной), региональный - этапы проводят регионы. Нам очень приятно говорить об итогах проведения Всероссийской олимпиады школьников в Москве.
У нас существенно растет количество московских школ, в которых есть победители и призеры олимпиады школьников. В этом году уже 637 школ столицы дали победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников - в прошлом году таких школ было 579.

Конечно, большинство этих школ относятся к широко известным, которые ранее специализировались в одной-двух областях, нам очень приятно, что потенциал этих школ сейчас работает на раскрытие талантов в большом количестве предметных областей. Если мы всегда знали 57-ю школу как школу, дающую блестящие результаты по математике, то сейчас мы видим ее высокие результаты и в гуманитарных областях, там есть нынче знаменитые гуманитарные классы. Если 54-ю школу при механико-математическом факультете МГУ мы знали  по ее победителям в математических олимпиадах, то теперь эта школа также дала победителей и призеров по 10 предметам на региональном уровне. Очень важно, что мы сейчас можем уверенно говорить: если ребенок стал в чем-то специализироваться, то для него не закрыты другие пути, школа должна расширять возможности школьника, дать ему шанс проявить себя во многих предметах. Для этого очень важно, чтобы у каждой школы был соответствующий потенциал.
На успехи в олимпиаде работали и общегородские мероприятия. На нашем портале в Интернете опубликованы задания олимпиад прошлых лет, есть материалы для подготовки к олимпиадам по тем предметам, по которым наиболее заметен рост, были довольно мощные системы методической поддержки, по всем предметам были объявлены курсы повышения квалификации - практико-ориентированные, постоянно работающие в сети Интернет, на которых учитель получал конкретные советы, поддержку по развитию таланта школьников по всем предметам. На курсы записались более 20 тысяч учителей, которые использовали эти материалы и на школьном этапе олимпиады, и на окружном этапе, и при подготовке к региональному этапу.
Очень важно для нас то, что мы также поддерживаем интерес школьников с помощью общегородских мероприятий, которые проходят не только на базе Центра педагогического мастерства, координирующего эту работу, в них активно участвуют московские вузы. Это и проект «Университетские субботы», и проект проведения профильных семинаров для школьников и учителей на базе вузов. Все это дало возможность привлекать ребят, проводить для них яркие мероприятия на базе вузов и научных центров, например, недавно прошедший в МГУ «Математический праздник», в котором участвовали свыше 3500 учеников 6 и 7-х классов, более полутора тысяч родителей и педагогов. Такие мероприятия повышают интерес, ребята стараются заниматься чем-то привлекательным, у них появляется новый взгляд на те школьные предметы, которые до этого кому-то из них могли казаться скучными. Сегодня развернута целая программа по экспериментальным точкам. Скажем, эксперименты по физике для школьников привели к мощному росту победителей и призеров на региональном этапе олимпиады по этому предмету - на 50 процентов увеличилось их количество. До этого мы отмечали, что одной из главных проблем московских школьников на региональном этапе олимпиады была как раз недостаточная подготовка к экспериментальной части (по теоретической результаты были лучше). Сейчас развернута мощная программа, по которой ребята, проявлявшие интерес к физике, получают возможность его удовлетворить. Во многих школах сейчас появились экспериментальные комплекты, с которыми ребята могли работать в своих школах, ученики из тех школ, где таких комплектов нет или такое оборудование еще не освоено учителем, могли ходить на соответствующие семинары в другие образовательные учреждения, в Центр педагогического мастерства, в МГУ имени М.В.Ломоносова, где экспериментальные программы были развернуты в рамках сотрудничества с вузами. Все эти мероприятия дали непосредственный эффект, и не только в абсолютном количестве победителей и призеров олимпиады по физике, но и в росте количества школ, откуда  приходили эти ребята, в том числе в распределении их по округам. Мы очень рады значительному росту успехов ТиНАО. Мы увидели, что в этом округе в нынешнем году резко увеличилось количество победителей и призеров региональной олимпиады школьников, в частности, нам очень приятно, что кроме традиционной ситуации, связанной с известными школами в области физики и математики в Троицке, в этом году более чем по четырем предметам гимназия имени Пушкова дала серьезные результаты сразу по нескольким предметам. Отмечу, что конкретно для ТиНАО вместе с окружным управлением образования была реализована отдельная программа по методической поддержке. С учетом того, что ребятам из ТиНАО не всегда удобно даже доехать до консультационного пункта или Центра педагогического мастерства, мы проводили для них в лагере «Команда» отдельные мероприятия, связанные с проживанием. Туда мы приглашали ребят из этого округа, которые успешно выступили на школьном и окружном этапах олимпиады, проявили интерес к тем или иным предметам. С ними занимались наши лучшие педагоги с тем, чтобы ребят подтянуть, ликвидировать какие-то пробелы.
Если мы обратимся к предметной ситуации, то увидим, что возрос интерес к английскому языку, отмечу, что мы по этому  предмету не в полной мере удовлетворяем спрос ребят на участие в олимпиаде. Английский язык один из немногих предметов, по которым в этом году мы были вынуждены установить серьезные квоты на участие в региональном этапе. По многим предметам Москва вообще допускает всех победителей и призеров  окружных этапов олимпиады на региональный этап, не пользуется правом, установленным Положением о Всероссийской олимпиаде, по определению квот - там только тех ребят, что набрали определенное количество баллов, можно приглашать на региональный этап. Английский язык связан с говорением, то есть человек на региональной олимпиаде ведет беседу на языке, понятно, что у хорошо подготовленных ребят должны быть профессиональные собеседники, поэтому мы каждый год вынуждены ограничивать количество участников олимпиады. В этом году мы увеличили более чем в два раза количество приглашенных, это дало почти 45-процентный рост победителей и призеров, ведем большую работу, чтобы в следующем году еще больше возросло количество мест для участников по английскому языку.
К сожалению, часть предметов у нас немного западает, это относится в первую очередь к астрономии. Сейчас предпринимаются меры по развитию астрономии, которые уже дали определенный эффект на уровне школьного этапа, но мы понимаем, что на региональном этапе этот эффект появится только через какое-то время. Мы надеемся, что через год он будет уже выше. До того этот предмет не пользовался большим интересом, интерес стал пробуждаться в том числе после открытия Московского планетария, открытия лектория в Московском университете. Очень приятен интерес к МХК, мы уверены, что  определенное влияние на это оказала в том числе и идущая в Москве олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», которую мы проводим вместе с Департаментом культуры. В этой олимпиаде принимают участие тысячи московских ребят, посещающих вместе с родителями и учителями московские музеи. Возможно, рост количества участников и качество участия в региональном этапе олимпиады связаны с тем, что этот предмет стали все больше и больше преподавать школьникам  не только в учебных классах, но и в открытом пространстве музеев.  До 31 марта у нас будет идти первый этап этой столичной олимпиады в Интернете и на базе музеев. Многие учителя используют это на уроках, так как олимпиада не разовая акция, а постоянно действующий проект, в апреле 2014 года состоится ее финал.
Очень важно, что в этом году Всероссийская олимпиада на всех ее этапах прошла максимально открыто и прозрачно, начиная с окружного этапа, все работы были выставлены в Интернете, что, конечно, сказалось на качестве проведения регионального этапа, ребята пришли более подготовленными. Проверка работ на окружном этапе была более объективной, к сожалению, в некоторых предметах это привело к сокращению количества участников, например, по той же астрономии, когда проверка стала более централизованной, более четкой по критериям, у нас сократилось количество участников. Мы надеемся, что ситуация изменится в следующем году.
Когда станет ясно, кто из московских ребят пройдет на заключительный этап Всероссийской олимпиады, заработает мощнейшая система подготовки команд, в которую будут включены наши лучшие педагоги, представители вузов, научных институтов, которые помогут ребятам успешно подготовиться и показать себя на заключительном этапе. Это будут еженедельные семинары, они уже идут по два-три раза в неделю, причем часто они индивидуализированные. То есть мы проанализировали по каждому предмету и по каждому ребенку сильные и слабые стороны, теперь занимаемся тем, чтобы на заключительном этапе шла работа по закреплению сильных сторон, по определенной тренировке, по проведению цикла сборов, когда мы будем вывозить команды на несколько дней в загородные лагеря, где они будут интенсивно погружены в соответствующие предметы. При этом подчеркну, что это не только подготовка к олимпиаде, но и контакт ребят с людьми, профессионально занимающимися наукой, который станет существенным этапом по профориентации, так как ребята видят успешных ученых, успешных преподавателей вузов, понимают, что их выбор правильный и что они правильно связывают свою судьбу с занятиями наукой. Ребята видят не только успешные примеры, но и то, что наш город, наша страна предоставляют им все возможности для дальнейшей успешной научной карьеры.