З​а последние годы произошли существенные изменения в системе образования Москвы, у школ появились дополнительные мотивы для достижения высокой результативности в своей работе, создания здоровой конкуренции за ученика на основе обеспечения гарантированного высокого качества образования. В экспертную оценку работы школы оказались вовлечены самые разные категории населения нашего города. Мы видим, как растет заинтересованность родителей, педагогов, учеников, городских и муниципальных депутатов, префектуры, управ, представителей бизнеса и общественных организаций в развитии школы, в оценке ее перспектив.
Перспективы развития окружной системы образования - в повышении доступности качественного образования при эффективном использовании кадровых, материально-технических и финансово-экономических ресурсов, обновлении структуры образовательной системы и повышении качества работы управленческих команд.

Выбор
Сегодня выбор делают все участники образовательного процесса: родители, отдавая ребенка в определенную школу; ученик, определяя для себя профили, дополнительные занятия, тему проекта; учитель, рассматривая перспективы личной эффективности, то есть решая вопросы нагрузки, аттестации, участия в конкурсах. Выбор делает и вся школа, определяя свой дальнейший путь развития.
Современная московская школа сегодня, какая она? Это школа, которая решает стратегические задачи, создает равные условия для всех, обеспечивает образовательную успешность для каждого. Какие параметры обеспечивают решение этих задач? За месяц я побывал более чем в 50 школах округа. Каждая школа по-своему уникальна, со своей неповторимой атмосферой, комфортом, яркими достижениями. Но если говорить о современной школе, то таких школ в нашем округе я вижу всего 8, а не 110.
Полагаю, что современная школа - это образовательная организация:
- с количеством детей не менее 2,5 тысячи,
- бюджетом порядка 300 млн рублей,
включающая в себя:
- дошкольные и коррекционные структурные подразделения;
- развитую профильную школу с результатом в 220 баллов по ЕГЭ по большинству предметов, с победителями и призерами как минимум окружного тура олимпиады;
- имеющая свою финансово-экономическую и контрактную службы;
- в полной мере несущая ответственность за принимаемые внутри ее решения.
Мы создаем крупные образовательные организации, следуя абсолютно простой логике: качественное образование в шаговой доступности. Именно в таких образовательных организациях «разноспособные дети могут встретить равноталантливых учителей».
В результате реорганизации появляются те интегративные возможности, которые невозможно было получить в прежних отдельных учреждениях. Мы должны отдавать себе отчет, что в округе с населением свыше миллиона жителей не может быть малокомплектной школы. Такая школа никогда не выйдет на мультипрофильность, никогда не сможет привлечь по-настоящему талантливых учителей. Это школа, которая скорее всего проиграла в конкурентной борьбе за воспитанника, а значит, и потенциального первоклассника.
Говоря о дошкольниках, мы понимаем - большая школа может воспользоваться эффективными технологиями повышения заработной платы воспитателей без потери уровня заработной платы учителей. Именно опасения снижения оплаты труда в школе порой становятся причиной промедления в процессах объединения учреждений.
Сейчас в СВАО 8 крупных образовательных организаций с контингентом учащихся 3 тысячи и более детей, расположенных в Бибиреве, Лианозове, Южном Медведкове, Алтуфьеве, Бабушкинском районах. Бюджет этих школ составляет более 300 млн рублей. К 1 сентября к ним добавятся еще 15 крупных образовательных организаций, а всего на втором этапе реорганизации в округе мы планируем укрупнить 17 и создать 11 новых образовательных организаций. Такое количество предложений от школ мы обсуждаем сегодня. Таким образом, в округе с учетом первого и второго этапов реорганизации будет работать 51 крупная образовательная организация с численностью учащихся и воспитанников от 2000 до 4000 детей.
Хочу отметить, что объединение школ не самоцель. Это ключевое средство к расширению образовательных возможностей ребенка. Мы идем к завершению реорганизации дошкольных учреждений, а это значит, что, приходя в дошкольное отделение, ребенок сможет учиться в одной организации вплоть до 11-го класса. Считаю, что для населения Серо-Восточного округа это будет большим достижением.
Одним из критериев оценки родителями образовательной организации, я бы даже сказал - интегральным критерием, может служить процент детей, переведенных из дошкольного отделения в первый класс. Он говорит о том, насколько родителям понравилась образовательная организация, насколько их устроило качество работы воспитателей, условия пребывания ребенка, информационная открытость учреждения, готовность педагогов и администрации к решению волнующих их вопросов. На сегодня наш показатель по переводу детей 27%. Надеюсь, что с ростом наших образовательных организаций этот процент будет расти. С другой стороны, это и самый большой показатель риска. Ведь ощутимое количество обращений населения к нам и в Департамент образования приходится как раз на дошкольные отделения. Руководителям нельзя ослаблять контроль деятельности своих дошкольных структурных подразделений, понимая, что любые непродуманные действия могут привести к стойко негативному отношению у родителей ко всей образовательной организации, а значит, к лишним волнениям для ребенка и переходу в другое учреждение.

Какой выбор делает современный учитель?
Учительское сообщество должно стать средним классом общества не только по уровню заработной платы, но и по своему ощущению. К сожалению, менталитет части педагогов остался в тяжелых 1990-х. Они по-прежнему считают себя обделенными людьми, не планируют свою жизнь на несколько лет вперед, не вкладываются в повышение квалификации, не умеют определять критерии личной эффективности, в результате не демонстрируют ученикам и родителям уверенность в жизни и профессиональную успешность. Такому педагогу сложно воспитать успешного ученика.
Задача наших школ, и это важная задача ближайшего периода, - адресная работа с учителями, вовлечение их в процесс построения личностной и профессиональной траекторий успеха. Очень часто мы слышим о низком культурном уровне педагогов и воспитателей дошкольных отделений. Интересен пример школы №1416, которая для своих учителей и воспитателей разработала программы повышения общекультурного уровня работников (посещение музеев, театров, культурных мероприятий), организует мероприятия по изучению имиджа учителя.
Современный учитель - это преподаватель мультипрофильной образовательной организации, чей статус позволяет не только иметь соответствующую заработную плату, но и обязывает активно применять современные образовательные технологии. Учитель уже может делать свой ВЫБОР - по нагрузке в рамках урочной и внеурочной деятельности, дополнительному образованию, участию в школьных образовательных и социально значимых проектах, участию в профессиональных и грантовых конкурсах.

Ответственность
Сегодня мы говорим об ответственной свободе как ключевой характеристике московской школы. Наша важнейшая задача - развитие управленческих команд. В системе образования созданы условия для «ответственной и грамотной свободы», но во главе школ нужны управленческие команды, которые будут соответствовать этому уровню ответственности, грамотности и свободы. Я бы очень хотел, чтобы в округе были созданы не только команды-лидеры, но и тренерские команды, помогающие развивающимся школам. Кстати, такое движение взаимопомощи и взаимообогащения может идти через наши межрайонные советы руководителей. Эти советы должны стать проводниками новых технологий, идей, эффективного партнерства с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, социальной защиты, ЖКХ. Решение о курировании советов заместителями префекта, принятое префектом СВАО Валерием Виноградовым, на мой взгляд, еще больше усилит позиции советов и повысит оперативность обсуждения и решения важнейших задач, стоящих перед округом.
Говоря об ответственности, мы должны говорить об открытости системы образования, которая во многом определяется стилем взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса. Одним из критериев открытости школы может служить качество ее сайта, когда информацию о жизни образовательной организации, перспективах развития и качестве образования можно открыто узнать через публичные отчеты, учебные планы, простые и доступные для понимания родителей информационно-аналитические материалы. К сожалению, мы подчас настолько формально размещаем документы на официальных сайтах, что только очень заинтересованный родитель может понять представленную информацию. Если мы говорим о цифровом портфолио ученика, то школьный сайт должен стать электронным портфолио школы. Вместе с тем 13% сайтов образовательных организаций не удовлетворяют этому критерию. Тогда почему мы удивляемся вопросам населения, которые массово идут на сайты управления и департамента? Я выборочно посмотрел сайты школ, и только на нескольких были представлены подробные и понятные объяснения для родителей по расчету размера оплаты за уход и присмотр в дошкольном отделении, а значит, мы сами создаем необходимость для обращений родителей - тех, которые не были на родительском собрании. Давайте искать технологии общения с родителями через школьный сайт, электронную газету, открытие представительств школ в социальных сетях. Время диктует нам задачу - быть в «одном клике» от родителей (пример - блоги ОУ №1573,1518, 1554,1449, 166 и других). Хочу привести пример из бизнеса. Сейчас к любому электронному устройству мы все получаем две инструкции. Первая - большая и серьезная, вторая - краткая и хорошо иллюстрированная. Может быть, помимо сухих приказов и выписок из протокола нам надо разработать адаптированные информационные материалы для родителей?

Приходится признавать, что на информационном поле мы пока неконкурентоспособны. Сайт управления должен стать информационной площадкой для нашего совета родительской общественности, межрайонных советов директоров, педагогических советов. Считаю, что нам, как пилотному округу по реализации типового сайта управления образования, надо активнее включаться в его доработку.
Говоря об ответственности, не могу не коснуться вопросов текущего и капитального ремонта. Большие финансовые вложения в капитальный ремонт в округе за последние годы позволили практически убрать все острые проблемы и вывести школы на безопасный уровень состояния. Важной задачей планирования капитального ремонта становится определение дальнейших перспектив использования здания, команды, которая это здание будет поддерживать. В этом году мы жестко подошли к вопросу отбора зданий на капитальный ремонт. Есть школы, в которых ремонт проводили давно, просто они сумели сохранить отличное состояние своих зданий, относясь бережно к имуществу и грамотно используя средства на текущий ремонт. Убежден, что в большинстве случаев капитального ремонта в школе можно избежать, вопрос только в силе управленческой команды. Примечателен пример Дмитрия Марковича Бонами, директора школы №1413, который, внимательно изучив состояние зданий в своих структурных подразделениях, сам отменил заявку на капитальный ремонт, переведя его в категорию «текущий». Кстати, в школе №1413 в одной из первых создают финансово-хозяйственную службу наподобие мини-дирекции. Мне кажется, что это позволит школе еще более эффективно управлять своими ресурсами.
Нельзя не сказать и об уровне ответственности дирекции. Убежден, что не директора должны больше взаимодействовать с дирекцией, а дирекция должна все больше и больше понимать, что ей надо взаимодействовать с директорами школ для решения поставленных перед ней задач. Сегодня роль дирекции в помощи школам, мне кажется, что у дирекции должен наконец появиться азарт победителей.
Школа начинается с ее территории. При поддержке префектуры в 2013 году учреждения образования получили 14 современных, качественных спортивных площадок. Комплекс мер, направленных на благоустройство пришкольных территорий, получил положительную оценку сотрудников образовательных организаций, обучающихся, их родителей, а также других жителей районов округа, так как обеспечил надлежащее состояние основных зон (игровая, спортивная, хозяйственная) на территориях образовательных организаций с учетом потребностей детей разных возрастных категорий. В этом году к началу проведения конкурсных процедур префектурой уже подготовила за счет экономии средств в 2013 году проектно-сметную документацию на проведение работ по благоустройству территории. Все проекты были разработаны с участием образовательных учреждений, учитывая индивидуальные особенности каждой территории. Эта документация позволит повысить качество выполнения запланированных работ.

Качество и конкурентоспособность
 Качество образования и конкурентоспособность современной школы напрямую зависят друг от друга. Показателем предоставления качественных образовательных услуг становятся результаты, которые демонстрируют учащиеся. Результаты зависят и от выбора экзаменов. С какими проблемами мы столкнулись? Не без участия учителей выпускники очень экономны при выборе экзаменов. Часто они считают, что три экзамена достаточно и больше сдавать ничего не нужно. Но если выпускник не очень удачно сдает экзамен по выбору, это ничего для него не ухудшает, а если сдаст удачно, у него появляется лишний шанс для поступления в институт.
В 2013 году 39% выпускников СВАО сдавали ЕГЭ по трем предметам, 45,8% выпускников - по четырем предметам и только 9% - по пяти предметам. Мне кажется, в 39% скрывается наш резерв, в том числе по увеличению учащихся, достигших уровня 190 и 220 баллов. Это дополнительные возможности для ребят. По итогам ЕГЭ 2013 года 31% всех выпускников СВАО набрали по трем предметам свыше 220 баллов. Наибольшее количество выпускников, набравших по трем предметам более 220 баллов, имеют 6 образовательных организаций.
Мы видим из статистики, что пока крайне низкой остается доля выпускников, изъявляющих желание сдавать ЕГЭ по предметам по выбору и демонстрирующих хорошие результаты (то есть набирающих более 63 баллов), поэтому наша задача на следующий период - повысить по каждому предмету, по которому есть выбор, желание ребят изучать эти предметы и достигать высоких результатов. На то, что у нас есть резервы для решения этой проблемы, указывают высокие результаты наших школьников в предметных олимпиадах.
Целенаправленная подготовка учащихся к достижению высоких результатов предполагает наличие четко спланированной системы внутришкольного мониторинга качества образования. Образовательным организациям теперь дана возможность запланировать свое участие в мониторингах МЦКО сразу на весь учебный год, что позволяет грамотно совместить их с внутренним мониторингом.
Если три года назад в мониторинге МЦКО принимали участие около 81% школ, то последние два года - 100% образовательных организаций округа. Определилась основная тенденция: школы уже не выставляют лучшие классы для контроля и предъявления результатов, а используют мониторинг МЦКО для серьезной диагностики состояния качества образования в своем учреждении. Только через серьезную и объективную систему внутренней оценки качества образования можно быть уверенными в достижении конкурентоспособного результата (школы №953, 962, 1411,1503, 1506,1518, 1554).
В этой связи меняется и задача окружной группы методистов. Она должна стать структурой, которая позволит школе иметь данные для принятия управленческих решений без дополнительного сбора информации.

Эффективность
Говоря об эффективности, хочу акцентировать внимание на перспективах внедрения эффективного контракта. Де-факто в сильных школах такой контракт уже существует, распределение бюджетных средств, материально-технических ресурсов проводится в обмен на заранее определенный результат учителя. Учитель должен сам выбирать в том числе и платные курсы повышения квалификации, работу в профессиональных сообществах, использование электронно-образовательных ресурсов для самого главного - достижения высоких результатов его учащимися. И конечно, нельзя транжирить время учителя на заполнение всевозможных отчетов. Много отчетности - значит нет единого комплекса и единой управленческой команды в образовательной организации. В школах Топ-400 работа администрации с электронными системами уже давно сделала бессмысленным сбор любых отчетов с учителя.
В образовательных организациях, входящих в первые 400 мест рейтинга по результатам образовательной деятельности, процедура аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории проходит в упрощенной форме. Сравнение количества аттестованных работников в обычных и «топовых» школах не в пользу последних. О чем это говорит? В «топовой» школе высшую категорию получить сложнее, поскольку школа несет персональную ответственность за своих учителей. Если за категорию не платят деньги (а зачастую бюджетом распоряжаются в ущерб этой позиции), то учитель не связывает категорию с зарплатой, а если не связывает, то не стремится сдавать экзамен. Повторю: учителя любят принимать экзамены, но не сдавать их. С другой стороны, меняется само отношение к аттестации. Аттестация становится фактом признания профессионализма учителя обществом. Педагог должен быть мотивирован проходить аттестацию, а значит, повышать свою квалификацию и как следствие качество своей работы.
Иногда мы объясняем низкие образовательные результаты школы тем, что она занимается воспитанием ребят. Однако, на мой взгляд, образование - это следствие качественного воспитания. Как отмечено в Послании Президента РФ, «нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают личность». Посредством чего этого можно достичь? Например, участием в широкомасштабном проекте с использованием образовательных технологий - московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений». Ее главная задача не только привлечь ребят к написанию сочинения по всем требованиям русского языка и литературы, но и обратить внимание к страницам жизни и деятельности наших ветеранов войны и труда, ветеранов правоохранительных органов, ветеранов педагогического труда, о которых в своих сочинениях напишут наши старшеклассники. Участие в этом проекте - это важная, нужная работа по реализации задач воспитания достойных граждан России.
Какие еще задачи ставит нам население?
В этом учебном году в округе 44% образовательных учреждений начали работать по 5-дневной учебной неделе в рамках федерального базисного учебного плана. С 1 января 2014 года на основании приказа Департамента образования 7 учреждений округа (№279, 305, 962, 1236, 1449, 1565, 1573) приступили к внедрению эффективного учебного плана в рамках перехода на ФГОС основного и среднего общего образования, часть учреждений смогли перейти на 5-дневку с помощью оптимизации учебного плана. Сегодня количество школ с 5-дневной учебной неделей - 62%.
Запрос родителей на 5-дневку вызвал массу опасений у учителей. В первую очередь по поводу их заработной платы. Хочу напомнить, что наш бюджет давно не зависит от количества часов. Он зависит только от количества детей. Фонд заработной платы определяет сама образовательная организация. К сожалению, подавляющее большинство педагогов до сих пор думает, что зарплата зависит от их нагрузки. Но фонд оплаты труда ведь не уменьшается! Финансирование 5-дневки и 6-дневки одинаковое.
На мой взгляд, никакое количество не заменит качество уроков. Чем меньше уроков, чем уроки эффективнее и интереснее, тем выше качество усвоения материала, мы загружаем ученика лишними уроками, вместо того чтобы поднять их качество. Важно, что субботу школа может заполнить нужными для ребенка образовательными услугами, которые будут конкурентоспособны и пользоваться устойчивым спросом.
Расширение возможностей школы, ее конкурентоспособности возможно только при наличии инициативы самого учреждения. Правительство Москвы, Департамент образования предлагают грантовые конкурсы и проекты, основной принцип которых -  финансирование в обмен на обязательства:
- проект «Школа новых технологий» (школы №1568, 1537, 1577), цель которого - стимулирование образовательных учреждений, развивающих технологические подходы в области организации образовательного процесса и информационной среды образовательного учреждения (примеры школ);
- гранты Правительства Москвы. В этом году 28 человек (14 учителей и 14 учащихся) стали обладателями гранта Правительства Москвы по итогам 2013 года. Это 10 образовательных учреждений СВАО - №1568, 1565, 1558, 1537, 1518, 1430, 1237, 1099, 962, 240, - которые показали высокий потенциал педагогической, образовательной и творческой деятельности своих педагогов и детей. Лауреатами гранта мэра Москвы среди образовательных учреждений по итогам 2013 года стали 13 ОУ: №1518, 1568, 1537, 962, ГСГ, 1506, 1565, 1558, 240, 1554, 1188, 1416, 1411. Входя в рейтинг лучших школ, на основе которого присуждаются гранты, эти школы получили общепризнанную оценку качества образования в них.
 Наряду с безусловными успехами существует большая проблема. Мы по-прежнему остаемся лидерами среди московских округов по жалобам. Как видится решение этой проблемы? В настоящее время применяется превентивный комплекс мер для снижения уровня претензий к образовательным организациям, а именно:
- еженедельные тематические объезды ОО;
- встречи с населением по районам, работа с разными категориями;
- создание «кейса» проблемных ситуаций и алгоритма их решений;
- усиление требований к информационному насыщению входных групп ОО, включая структурные подразделения;
- работа с кадрами - формирование позиции «ответственный руководитель» - «ответственный учитель»;
 - содействие консолидации управляющего совета, профсоюзной организации, конфликтных комиссий ОО в оперативном решении проблем внутри школы (у сильного руководителя - сильный управляющий совет и сильный профсоюз);
- ведение информационной политики по формированию у населения устойчивого понимания максимальной ответственности руководства ОО за все принимаемые решения внутри комплекса.
Для любой семьи округа должны быть созданы условия, при которых около дома в ближайшей школе можно получить качественное образование. Финансирование поднято, условия выровнены, и теперь резерв развития переместился в сами школы.
Недавно мы ввели новую традицию - проведение еженедельных окружных селекторных совещаний. Мне кажется, что тратить время руководителей на посещение чисто информационных совещаний при современном развитии электронного документооборота и видеосвязи как минимум нерационально. Думаю, наши совещания руководителей надо проводить как обсуждение ключевых проблем и направлений развития округа, а информационные вопросы оставлять для обсуждения на окружном селекторе и размещения на сайте управления.

Павел КУЗЬМИН, начальник Северо-Восточного окружного управления образования