Первый ребенок зачтется для второго

- Часть 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусматривает, что пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются, исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у других страхователей.
В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Если замены не произошло, то средний дневной заработок - это деление суммы начисленного заработка за два календарных года на число календарных дней, за исключением дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы (если на нее не начислялись взносы в фонд).
Если в расчетном периоде заработка не было или средний заработок в расчете на месяц оказался ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), то за основу исчисления берется МРОТ по состоянию на день наступления страхового случая.
Обращаем внимание, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Начиная с 1 апреля 2008 года минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком (наряду с другими пособиями) подлежит индексации, исходя из установленного прогнозного уровня инфляции. В 2014 году минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком составляет 2576 руб. 63 коп, за вторым ребенком - 5153 руб. 24 коп.

Кто будет отвечать за ЧС?

- Может ли школа взять на должность заместителя директора по безопасности студентку 5-го курса вуза по специализации ЧС?

- Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее - Приказ) заместитель руководителя образовательного учреждения должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Увы, в данном случае не соблюдены требования квалификационной характеристики по должности.
Но можно обратить внимание на пункт 9 Общих положений Приказа, который предусматривает, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Следовательно, предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в т.ч. по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.
С одной стороны, отсутствие у претендента на должность педагогического работника требуемого образования может явиться причиной для отказа в заключении с ним трудового договора, если работодатель считает необходимым принять на вакантную должность специалиста с соответствующим уровнем образования.
С другой стороны, если работодатель считает возможным принять, к примеру, на должность учителя лицо, у которого отсутствует требуемое образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, то он не вправе принять такое решение единолично, поскольку назначение на должность работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» квалификационных характеристик, предусматривает необходимость получения рекомендации аттестационной комиссии.
Принимая во внимание, что прием на работу в образовательное учреждение отнесен к компетенции образовательного учреждения, то и создание аттестационной комиссии для цели, предусмотренной пунктом 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, также является полномочием образовательного учреждения.
Учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, то роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы. Кроме того, в целях проверки возможностей работника выполнять качественно и в полном объеме предусмотренные должностные обязанности аттестационной комиссией может быть рекомендовано при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.
При применении пункта 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования необходимо учитывать, что предусмотренное в нем условие «в порядке исключения» при решении данного вопроса применяться не должно, поскольку это условие было исключено из аналогичного по смыслу пункта 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 09.02.2004 г. №9 (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 25.10.2010 г. №921н). Такие разъяснения даны в письме Минобрнауки РФ от 15.08.2011 №03-515/59.
В предлагаемом случае очень многое будет зависеть от желания администрации взять на работу именно этого кандидата. Но опыт работы в любом случае нужно получить, возможно, какое-то время и на другой педагогической должности.

Больничный после увольнения. Оплачено!

- Обязана ли школа выплатить бывшему работнику, уволенному по сокращению штата и заболевшему после увольнения, пособие по временной нетрудоспособности?

- Оплата пособия регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Согласно ч. 2 ст. 5 вышеуказанного закона пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в том числе и тогда, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору. Размер пособия при этом должен составить 60% среднего заработка, который рассчитывается, как обычно, за два предшествующих календарных года (ч. 2 ст. 7 вышеуказанного закона). Никаких исключений для увольнения по сокращению штатов нет. Нужно просто представить работодателю листок нетрудоспособности (больничный).
При этом в законе приведен перечень периодов, когда пособие не назначается:
1) за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением зарплаты или без оплаты в соответствии с законодательством, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;
2) за период отстранения от работы в соответствии с законодательством, если за этот период не начисляется заработная плата;
3) за период заключения под стражу или административного ареста;
4) за период проведения судебно-медицинской экспертизы;
5) за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 ст. 7 вышеуказанного закона (в случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам).

Соответствие без повышения квалификации

- Сможет ли учитель подтвердить свою квалификационную категорию, если в силу разных объективных причин длительное время не повышал квалификацию? Может ли только на этом основании работник быть признан не соответствующим занимаемой должности?

- В соответствии с требованиями пункта 20 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 г. №209) представление работодателя, на основании которого проводится аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности, должно содержать в том числе информацию о прохождении работником повышения квалификации.
Представление прежде всего должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности. На основе данной оценки, а также по результатам квалификационных испытаний по вопросам, связанным с осуществлением им педагогической деятельности по занимаемой должности, формируется соответствующее решение аттестационной комиссии.
При общей положительной оценке профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности, в т.ч. по результатам квалификационных испытаний, отсутствие в представлении работодателя на педагогического работника информации, связанной с повышением им квалификации, не может служить основанием для признания его не соответствующим занимаемой должности.
Вместе с тем поскольку наличие в представлении работодателя информации о прохождении педагогическим работником повышения квалификации обусловлено требованиями, предусмотренными Порядком аттестации педагогических работников, аттестационная комиссия вправе запросить у работодателя необходимую информацию.
Такие разъяснения даны в письме Минобрнауки РФ от 15.08.2011 г. №03-515/59.
Обращаю внимание, что согласно ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы. К дополнительным образовательным программам относятся, в частности, дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ст. 12 Закона).
В ст. 187 ТК РФ закреплено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.