Эта попытка успешно осуществлена издательством  «Экзамен-Медиа», выпустившим комплект интерактивных пособий по литературе для основной и старшей школы «Наглядная школа».
Основой для разработки материалов пособия стала идея диалога: художественный текст, представляющий собой диалог автора и читателя, может быть освоен только в режиме диалога, специально организованного учителем на уроке литературы, а мультимедийное пособие - это средство обучения, с помощью которого реализуются принципы интерактивности, взаимодействия, диалога.

Перечислю главные достоинства указанных пособий:  
- учтены особенности учебного предмета;
- созданы реальные условия для организации личностно ориентированного обучения (в частности, учащихся-визуалов, аудиалов, кинестетиков, дигиталов); разноуровневого обучения (задания рассчитаны на учеников с разным уровнем сформированности предметных и личностных компетенций); разных видов учебной деятельности; разных форм контроля и диагностики результатов обучения; уроков разного вида и типа, любых этапов урока, внеурочной деятельности;
- простота использования.
Однако замечу, что работа с данным пособием будет действительно эффективной в том случае, если учитель имеет опыт использования активных методов обучения на уроках литературы (умеет организовать активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, применяет игровые формы обучения и пр.).
Кроме того, следует предупредить словесника, начинающего использовать диски по литературе «Наглядная школа» в своей работе, что обязательным условием выполнения всех видов заданий (на установление соответствия, на распределение, на множественный выбор, на нахождение элементов текста, на нахождение и исправление ошибок, на восстановление последовательности, решение кроссворда и др.) является объяснение учеником хода выполнения и полученного результата. Только такой подход может гарантировать формирование и развитие метапредметных компетенций учащихся. Задания с выбором одного правильного ответа из четырех данных представлены в пособии минимально: они могут использоваться в ситуации оперативной актуализации знаний или быстрого подведения итогов изучения темы. Подобные задания противоречат специфике предмета и традициям методики его преподавания, не используются при проведении итоговой аттестации по литературе в формате ЕГЭ и ГИА.

Пособие обладает возможностями конструктора: учитель выбирает необходимые задания и иллюстративный материал, компонует их в соответствии с конкретной педагогической ситуацией.
Приведем варианты организации основных этапов урока по теме «Система образов в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» с использованием пособия по литературе «Наглядная школа».
1. Актуализация изученного. Вспоминаем содержание комедии, ее героев. Учитель может воспользоваться следующими заданиями:
- тестовые задания позволяют очень быстро ввести учащихся в контекст пьесы. А комментарии, которые дает учитель-помощник, - это образец оценочной речи учителя;   
- кроссворд позволяет вспомнить всех героев пьесы и их роль в развитии действия (см. рис. 1);
- задание на восстановление последовательности помогает вспомнить содержание пьесы  и логику развития действия. Это задание развивает механизм антиципации (предвидения), который необходим в процессе чтения, компенсаторные компетенции учащихся (умение «догадываться» в ходе чтения), память, внимание и др., то есть формирует не только предметные, но и метапредметные УУД.
Учитель может организовать парное или коллективное выполнение двух последних заданий, что будет способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Естественно, выполнять все три задания необязательно. Учитель может выбрать только то, которое соответствует его конкретным педагогическим задачам.

2. Объяснение нового материала. Схема, на которой представлена система образов пьесы, может возникнуть на интерактивной доске сразу,  тогда учитель организует объяснение с опорой на материалы пособия. Можно установить режим «задержки» появления каждого следующего фрагмента схемы,  это позволит осваивать новый материал в форме беседы. Появляется время на обсуждение, подбор примеров, ответы на вопросы. В пособии предусмотрено оптимальное время «задержки», но учитель может менять данный режим по своему усмотрению.
Объяснение нового материала может сопровождаться демонстрацией иллюстраций.  Учащиеся характеризуют героев пьесы, объясняют, какой фрагмент пьесы представлен на иллюстрации и т. д. (см. рис. 2).

3. Организация учебной деятельности по применению новых знаний и рефлексии. В пособии предложены три типа заданий: на установление соответствия (см. рис. 3), на выбор текста по указанным параметрам, на нахождение и исправление ошибок. Каждое из этих заданий требует от ученика объяснения своих действий, предполагает предварительную подготовку (возможно, в паре или группе), может сопровождаться обсуждением или дискуссией. Учитель выбирает те задания, которые соответствуют его конкретным педагогическим задачам.

Подведем итог. Пособие по литературе «Наглядная школа» реализует требования ФГОС по организации деятельностного подхода в обучении. Система заданий, способы представления теоретического материала, мультимедийные возможности пособия позволяют организовать разнообразные виды учебной деятельности по освоению текстов художественных произведений, что способствует формированию и развитию интереса к предмету, ведущих компетенций учащихся, снимает противоречие между спецификой восприятия, анализа и интерпретации классических литературных текстов и особенностями мышления современных подростков.

По вопросам приобретения пособия «Наглядная школа», консультации и обучения обращайтесь в издательство «Экзамен-Медиа».
Контакты издательства «Экзамен-Медиа»
Адрес: 107045, г. Москва, Луков переулок, д. 10.
Телефон: 8 (495) 641-00-39.
E-mail: info@examen-media.ru
Сайт: www.examen-media.ru 

​Елена ЕРОХИНА, доцент Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина, кандидат педагогических наук