- Михаил Николаевич, каких студентов и для каких целей вы ждете в НИЯУ МИФИ?
- НИЯУ МИФИ - общепризнанный лидер инженерного образования в России. Университет традиционно обеспечивает кадрами атомную промышленность, предприятия оборонного комплекса, а также федеральные научные центры. В прошлом году университет вошел в число 15 ведущих вузов России, которым Правительство РФ доверило реализацию Программы мероприятий по повышению конкурентоспособности отечественных вузов среди мировых научно-образовательных центров, а значит, перед нами стоит амбициозная задача стать лидерами инженерного образования в мире. Наши студенты, наши выпускники должны быть конкурентоспособны с выпускниками ведущих университетов мира. Это должны быть студенты, способные освоить не только фундаментальные физико-математические знания на очень высоком уровне, но и получить инженерное образование, позволяющее самостоятельно вести научные исследования на современном экспериментальном оборудовании, создавать и реализовывать высокотехнологичные разработки современной техники. У студентов должно быть стремление мыслить инновационно и создавать новое.
- Каким образом, по вашему мнению, можно подготовить грамотного абитуриента наилучшим образом? Способствует ли такой подготовке проект предуниверсария? Если да, то как именно?
- Идеальный абитуриент - это тот, кто умеет думать, умеет учиться, не пасует перед сложными задачами. Он интеллигентен, образован, культурно развит, умеет творчески мыслить. При этом он легко справляется с задачами любой сложности формата ЕГЭ, но больше получает удовольствие от решения олимпиадных задач. Предуниверсарий предоставляет гораздо большие возможности для реализации индивидуальных программ обучения, авторских разработок преподавателей университета просто в силу гораздо меньшей бюрократической отчетности, чем это есть в школе. Помимо усиления фундаментальной физико-математической подготовки мы планируем существенно расширить проектную деятельность школьников на базе лабораторий университета, через созданный институт тьюторов помочь каждому школьнику выявить сферу своих исследовательских интересов и возможностей. Поставлена также задача формирования из сотрудников университета специальных тренинговых команд для подготовки школьников к участию во всероссийских и международных олимпиадах.
- Насколько я знаю, вы тоже когда-то преподавали физику в лицее №1511, можно ли увлечь наукой школьников и как это удавалось сделать лично вам?
- Учитель играет очень важную роль в заинтересованности школьника тем предметом, который он преподает. Увлечь можно прежде всего через авторитет, профессионализм учителя. Авторитет преподавателя складывается не из его строгости и требовательности, а прежде всего из того, насколько он сам увлечен предметом, который преподает. Школьники это сразу чувствуют. В этом плане преподавателям университета, научным сотрудникам гораздо легче по сравнению со школьными учителями, потому что они ведут реальные научные исследования, знают все о последних достижениях в своей области.
- Как вы считаете, не рано ли школьникам участвовать в работе университетских кафедр?
- Вы знаете, что по новым школьным стандартам проектная деятельность школьника должна начинаться в первом классе. Стоит ли говорить, что в 10-м и 11-м это рано? Мы имеем уже 8-летний опыт прохождения летней практики школьниками 10-х классов наших лицеев на базе университетских кафедр и лабораторий. Этот опыт говорит о том, что школьникам очень помогает работа на кафедрах в реализации своих проектов, а для тех, кто еще не определился с направлением своих интересов, позволяет найти их и испытать свои силы, способности к теоретической, расчетной или экспериментальной работе. Трудно говорить о профильном уровне образования в 10-11-х классах без реальной практики.
- Что изменил предуниверсарий в жизни МИФИ, как стало возможным выстроить сотрудничество среднего образования и высшего, на каких принципах, условиях, точках соприкосновения? И что вы ожидаете от этого сотрудничества?
- Непрерывность образования - это и современный мировой тренд, и принцип развития образования в России, закрепленный в новом Законе «Об Образовании в РФ». Мы этот принцип начали осуществлять еще в конце прошлого века, когда создавали наши лицеи. Лицей №1511 был создан в 1982 году как физико-математическая школа №542 с углубленным изучением физики и математики при МИФИ в рамках создания системы непрерывного образования «школа - вуз». Так было записано в учредительных документах. В 1993 году школа №542 первой в России получила статус лицея. За эти годы мы накопили большой опыт организации профильного обучения в школе. Пилотный проект Правительства Москвы по созданию предуниверсария - это реализация тех идей на новом уровне. За счет повышения качества обучения, через методическую и кадровую поддержку образовательного процесса высококвалифицированным преподавательским составом университета, за счет использования современной лабораторной базы университета, за счет быстро развивающихся дистанционных форм обучения мы сможем максимально сблизить уровни среднего и высшего образования, согласовать программы и технологии преподавания, максимально подготовить учащихся предуниверсария к обучению в университете.