Оксана МИРУШИНА, директор гимназии МИИТ:
- Условия для проявления индивидуальных способностей детей мы в гимназии создавали всегда. Однако предуниверсарий обеспечил преемственность между школьным и профессиональным образованием, а это не просто позволяет нашим ученикам узнать, что значит учиться в университете, но и понять, его ли это. Благодаря этому проекту мы теперь можем оплачивать работу университетских преподавателей, которые занимаются с нашими детьми, проводить больше лабораторных работ, прочувствовать смысл изучаемого во время практической деятельности. Вести такую работу без дополнительного финансирования было невозможно. А по сравнению с московскими школами мы, будучи учреждением федерального подчинения, содержались более чем скромно. То, что с сентября мы стали получать финансирование на 10-11-й класс от Департамента образования Москвы, просто замечательно, это дало нам возможность разработать профильные направления и наконец-то дать нашим ученикам то, что они заслуживают, - квалифицированную помощь в получении знаний.
Ученики профильных классов занимаются как на территории школы, так и на территории Московского государственного университета путей сообщения. В аудиториях университета профессора читают лекции, в лабораториях университета проводятся практические и лабораторные занятия по профильным предметам. У гимназистов есть возможность пользоваться уникальной научно-технической библиотекой университета.
Набор в предуниверсарий проходит на конкурсной основе по итогам тестирования по русскому, математике, английскому языку и физике (в технический класс). В гимназии углубленно изучаются в соответствии с профилем: математика, физика, обществознание, английский язык, литература, история, экономика, право, второй иностранный язык (французский и немецкий). Изучение профильных предметов дополнено элективными курсами: по физике и математике, истории и обществознанию, основам начертательной геометрии, черчению, русскому языку, основам потребительских знаний. Изучение английского языка расширяется бизнес английским и техническим английским языком.
Каждую субботу гимназисты посещают университетские субботы - семинары, которые проходят на базе МИИТ. Темы разнообразнейшие: «Квантово-механическая модель мира», Современный электрический подвижной состав железных дорог», «Международные транспортные организации в современном мире», «Космические технологии». Одна из основных форм связи с вузом - проектная деятельность школьников, ребятам нравится ею заниматься, они гордятся, что работают бок о бок с настоящими университетскими учеными, они увлекаются и стараются раздобыть информацию. Понятно, что с ЕГЭ и желанием идти в университет, чтобы продолжить свои изыскания, у этих детей проблем нет.
Гимназисты с удовольствием участвуют в олимпиадах (в «Парусах надежды», межвузовских, Росатома), которые проходят на базе Московского государственного университета путей сообщения. Здесь они могут показать таким же увлеченным какой-то темой людям, как, по их мнению, лучше решить ту или иную задачу. Бывают весьма любопытные разработки, и взрослые, умудренные опытом, облаченные регалиями, нередко диву даются, как свежо и нестандартно мыслят школьники, предлагая свои ходы.
У нас учатся разные дети, но в основном это дети железнодорожников. Целые династии людей, связавших свою судьбу с этой деятельностью, выросли именно в этих стенах. И мы хотим сохранить преемственность поколений, показывая нашим ученикам то, что сегодня происходит в этой отрасли, и предоставляя им самые лучшие условия для этого знакомства.

Людмила АКИНДИНОВА, заместитель директора по научно-методической работе:
- Наши гимназисты действительно очень любят участвовать в разработке каких-либо проектов, а еще больше придумывать какие-то свои особые аспекты для решения тех или иных проблем. Только в этом году они осилили несколько масштабнейших трудов. Артем Хмелевских осилил работу «Автоматы самообслуживания для транспортной сферы», Даниил Князев исследовал высокоскоростной транспорт, движимый и управляемый силой электромагнитного поля, Никита Рябов изучил досконально графический метод решения сюжетных задач, Александра Коган написала серьезную работу «Фигуры из квадратиков», Иван Ивлев - «Методы мгновенной передачи через космос».
Ребята участвуют в российском конкурсе научно-инновационных проектов для старшеклассников «Предложи свое решение!» Siemens. Этот конкурс направлен на вовлечение молодежи в деятельность по повышению качества жизни и решение широкого спектра проблем современного мира. А наши ребята решить проблемы мира еще как готовы, их и просить специально об этом не надо, они сами кого хочешь растормошат своими предложениями.
Наша гимназия как предуниверсарий выбрана не случайна, мы всегда были ориентированы на технические вузы, работали в тесной спайке с МИИТ. Сейчас вещи, о которых можно было только мечтать, стали реальностью - мы можем работать бок о бок со студентами, с преподавателями университета. Для нас участие в проекте по организации профильного обучения - это не только признание нашей работы, но и подтверждение того, что у нас есть и должен быть результат. Пока наши дети учатся, они не задумываются о том, что мы им даем, когда наступает время поступать в вуз и они становятся студентами, вот тогда они видят, насколько мы облегчили им жизнь, дав столь фундаментальные знания.

Светлана МИТУСОВА, заведующая кафедрой естественно-математических наук гимназии:
- В этом году мы на конкурс Siemens отправили работы Николая Кобякова «Решение проблемы экологического загрязнения Земли в XXI веке» и Олега Маркова «Пространство больших размерностей». Николай предлагает новый метод хранения отходов в космическом пространстве. Для этого он предлагает использовать так называемую точку Лагранжа, которая обладает определенными свойствами, используя которые отходы можно поместить на хранение. Уровень труда Олега - это уровень 4-5-го курса института, а его просто заинтересовала эта проблема, и он за нее взялся. Проводились консультации с преподавателями, но мальчишки порой задают такие вопросы, что даже я теряюсь, и хорошо, что у них есть более маститые наставники - ученые, которые способны ответить на самые заковыристые вопросы.

Ольга БЕЛОЗЕРОВА, учитель физики:
- У нас есть даже такие случаи, когда десятиклассник работал над каким-то своим проектом несколько лет, а потом к его разработке присоединился его брат пятиклассник, и они стали продолжать изыскания дальше вместе. Вот такие у нас, например, Александр и Максим Качесовы, которые сделали великолепную модель самолета, который реально летает.
Мы делаем все, чтобы каждый гимназист искал именно свою нишу, в которой он может быть интересен, и находил применение своим талантам. С вузовскими коллегами находить то, что ребенку интересно, оказалось действительно легче. И мы теперь с новым азартом устремляемся на различные конкурсы, потому что нашим детям нравится придумывать новые проекты и участвовать в них. В этом я вижу смысл предуниверсария: не просто подготовить школьника к вузу, но раскрыть его способности и показать - учиться интересно.

Павел МАЧЕРЕТ, ученик 10-го класса:
- Предуниверсарий дал мне возможность те предметы, которые мне особо нужны, интересны, изучать более обстоятельно. Некоторые курсы у нас ведут преподаватели из МИИТ, не реже чем раз в неделю мы ходим на занятия туда. У каждого из нас собственные запросы, свои представления о том, что нам нужно освоить, и сейчас, мне кажется, создана именно такая система обучения, когда все это учитывается в полной мере.