- Борис Алексеевич, университету ни много ни мало 117 лет, а 18 февраля гимназии МИИТ исполняется 65. Как менялись ваши взаимоотношения в течение столь длительного сосуществования?
- Железные дороги всегда характеризовали как «государство в государстве». Работа у железнодорожников непростая, они постоянно в разъездах, да и переезды всей семьей нередки. Железнодорожные школы появились именно для детей, родители у которых всегда в пути... Но дети, видя труд своих родителей, завидовали им и мечтали пойти по их стопам. В системе российских железных дорог около 30 таких школ, и в основном в них учатся те, кто очарован особой аурой железной дороги.
Когда произошла реформа отрасли и Министерство путей сообщения перестало существовать, для этих школ настали нелегкие времена. Полномочия разделились между Министерством транспорта Российской Федерации и отдельно образовавшейся структурой - компанией «Российские железные дороги». И возник вопрос: что делать с гимназией №1, которая тогда находилась под эгидой Министерства путей сообщения? Оценив ее положение и условия, которые на тот момент были в Москве, было принято решение, что гимназию нужно включить в состав нашего университета. После этого в состав университета также вошел Московский железнодорожный колледж, и у нас получилась фактически непрерывная «линейка» по подготовке железнодорожников: от нулевого класса гимназии, а дальше по желанию - колледж, университет и послевузовская система (повышение квалификации, переподготовка кадров, второе образование, аспирантура, докторантура). То есть все уровни подготовки специалистов для железных дорог удалось собрать под одной крышей.
- Не страшно было связываться?
- Сначала было боязно: такое миниатюрное учебное заведение и учатся там еще такие маленькие люди... Нашей главной задачей было не навредить! Поэтому мы внимательно следили за их первыми шагами, старались создавать условия для того, чтобы они максимально вписались в нашу существующую систему. Когда преподаватели гимназии адаптировались психологически (что было весьма непросто, потому что гимназия потеряла статус юридического лица), мы стали искать совместные пути повышения качества образования в новых условиях существования. Наши профессора подготовили специальные курсы для школьников, которые также получили возможность пользоваться вузовской лабораторной базой.
Заведующая кафедрой высшей математики Ольга Алексеевна Платонова долгое время возглавляла приемную комиссию по математике, поэтому она знает точно, каких знаний не хватает абитуриентам. Сейчас, когда она преподает в гимназии, у нее появилась возможность вовремя увидеть эти пробелы и исправить ситуацию.
Учащиеся гимназии посещают головной вуз не только для того, чтобы углубить фундаментальные знания, они могут воочию увидеть действующую инфраструктуру отрасли: путь, путевое хозяйство, вагоны, локомотивы, мосты и тоннели, управление процессами перевозок и так далее. Мы стараемся преподносить детям все это в доступном и наглядном виде, чтобы они реально представляли, с чем им предстоит работать, если они придут за высшим образованием в головной вуз.
МИИТ имеет уникальное оборудование, которое фактически полностью соответствует сегодняшнему оснащению железных дорог. Например, самая передовая, полностью автоматизированная компьютеризованная система управления транспортом сегодня установлена на станции Бекасово. Второй такой образец находится в МИИТ. Когда школьника приводим в эту лабораторию, ребенок попадает на то рабочее место, на котором, может быть, уже работают его родители. Это касается и всех остальных видов деятельности на железнодорожном транспорте.
- В гимназии много детей железнодорожников?
- Приблизительно 50 процентов. В то же время мы очень надеемся, что остальные 50 процентов детей, которые поступили в гимназию, потому что там более качественная подготовка и более интересная обстановка, нежели в других школах, придут работать в отрасль, несмотря на то что их родители не железнодорожники. Конечно, железнодорожный транспорт требует и внимания, и сил, и режима, и ответственности. К этому нужно быть готовым. Мы смотрим на это дело так: если родители у ребенка железнодорожники, то ему надо продолжить их дело. Поэтому стараемся, чтобы ребенок понял значимость деятельности своих родителей и пошел по их стопам.
Даже если родители экономисты или медики, на железной дороге их детям найдется дело, ведь в университете предложен для абитуриентов выбор из 65 специальностей и направлений. В МИИТ преподают сервис и туризм, таможенное дело, право, экономику и финансы, гуманитарные науки. И все эти специальности либо изначально были «заточены» под отрасль, либо создавались в соответствии с потребностями железнодорожного транспорта.
Многие студенты за время обучения получают два образования. Мы это поощряем, особенно ценно, когда специалист в области управления начинает интересоваться экономикой или юриспруденцией. Мы понимаем, что этот человек основательно готовится к работе в отрасли.
Из гимназии в МИИТ поступает приблизительно 60 процентов выпускников. Никакой специальной агитации на этот счет мы не проводим. Важно, чтобы ребенок сам выбирал себе будущее, чтобы он потом ни на кого не обижался. Это касается и выбора учебного заведения, и выбора специальности. Никакого давления у нас на учащихся гимназии нет, но тем детям, которые выбирают МИИТ (а этот выбор они делают, как правило, в 5-6-м классах), мы уделяем повышенное внимание.
В составе университета есть медицинский колледж, который считается одним из лучших колледжей Москвы по своей учебной базе и оборудованию. Несмотря на то что в колледже готовят младший медицинский персонал для железнодорожной системы, первым в очереди на его выпускников стоит институт им. Н.В.Склифосовского. Руководители знаменитого НИИ говорят, что если выпускников других медучилищ необходимо доучивать, то выпускников нашего медицинского колледжа можно сразу ставить ассистентами за операционный стол. А для отрасли очень нужны специалисты, способные предотвратить аварию, вызванную плохим самочувствием машиниста, и, если она по той или иной причине все-таки произошла, способные к конкретным действиям по оказанию первой помощи персоналу и пассажирам.
С этого года мы начали эксперимент по подготовке специалистов в области прикладного бакалавриата в железнодорожном колледже. Мы не просто передали учреждению среднего профессионального образования такие полномочия, а создали инфраструктуру и обеспечили тесное взаимодействие кафедр. Сначала несколько опасались, но, изучив потребности железных дорог, требуемые компетенции будущего специалиста, решились на проведение данного эксперимента. Он важен и для нас, как учебного заведения, и для отрасли, но самое главное - он важен для тех, кто это образование получит. Делаем все от нас зависящее, чтобы будущие специалисты, которые первыми пройдут этим путем, оказались востребованными, чтобы никто не сказал, что МИИТ ошибся, пойдя на этот эксперимент. Надеюсь, этот опыт даст только положительные результаты.
- В гимназии традиционно большое внимание уделяется изучению иностранных языков. Это необходимо для современной железной дороги?
- Гимназисты с удовольствием учат языки, и не только для будущей профессии, но и для контактов с зарубежными сверстниками. К примеру, благодаря ярким интермедиям учащихся гимназии, они снискали настоящую театральную славу за рубежом. В гимназию часто приезжают гости из Италии, Испании, Германии, Англии, и им приятно, что российские ребята способны вести разговор на их родном языке. Для будущего это играет большую роль: в университете много студенческих проектов, связанных с зарубежными стажировками, поэтому свободное владение языками очень ценится. У России большие перспективы по развитию высокоскоростного движения (кстати, поезда «Сапсан» обслуживаются также нашими выпускниками). Это требует опережающей подготовки кадров, в головном и его филиалах, и понятно, что один из главных моментов такой подготовки - это знание иностранных языков.
Показательный факт: руководство компании Siemens в России изначально рассчитывало привозить к нам рабочих из Германии для обслуживания немецкого подвижного состава. Оказалось, это нереально, немцы как специалисты не захотели работать вахтовым методом! Решение мы нашли: многие студенты МИИТ владеют немецким, мы по программам Siemens осуществляем необходимую технологическую подготовку и таким образом выполняем задачи, которые ставят перед нами зарубежные партнеры и в России, и когда миитовцы выезжают за рубеж.
У российских студентов академический фундамент вообще прочнее, чем у зарубежных, поэтому специфика любого иностранного предприятия, как правило, легко осваивается. Уговаривать изучать иностранные языки наших гимназистов не надо, они делают это с удовольствием, но когда узнают, что это может реально способствовать их успешной карьере, еще больше усиливают старания.
- Что наиболее характерно отличает гимназию, входящую в состав МИИТ, от других средних школ?
- Обилие научных исследований. Нужно отдать должное преподавателям гимназии, они адаптировались к новым условиям, а с другой стороны - в самой гимназии работают преподаватели МИИТ. Ребята увлеклись научными разработками, принимают участие в научной деятельности, которую ведет университет. Интересны и те исследования, которые рождаются у самих ребят, нередко они предлагают посмотреть на проблему совершенно с иной точки зрения. И иногда они даже заставляют маститых ученых задуматься, не стоит ли, действительно, пойти именно по пути, предложенному учащимися гимназии?!
- То есть в гимназии формируется кадровый потенциал железной дороги. Но создавать специфичные условия подготовки дело всегда весьма дорогостоящее. Как вы с этим справляетесь?
- Гимназия оснащена самым современным оборудованием, там прекрасные спортивные залы, классы, лаборатории. В этом нам помогают Федеральное агентство железнодорожного транспорта, акционерное общество «Российские железные дороги».
Особые слова благодарности хочу сказать мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину. В современных условиях содержать гимназию или лицей вузу довольно-таки тяжело. Испытывали мы это давно, особенно явно почувствовали себя чужаками, когда уровень зарплаты педагогов в московских школах резко вырос, а у наших умниц-учителей он остался на федеральном уровне... Я дважды обращался к бывшему мэру, Юрию Михайловичу Лужкову, тот вроде бы все понимал, но в то же время экономические и юридические структуры того периода никак не допускали подобного софинансирования.
В 2013 году впервые мы увидели не только понимание, но ощутили реальную поддержку. Проект предуниверсария позволяет финансировать 10-11-е классы для более существенной подготовки. Это очень важно не только для гимназии, но и для Москвы, потому что наши выпускники - это будущие работники московской железной дороги, железнодорожного кольца, метрополитена, это строители-метростроевцы.
За 117 лет МИИТ подготовил более полумиллиона квалифицированных специалистов, в том числе выдающихся руководителей отрасли, ученых, бизнесменов, деятелей культуры и т. д. Многие знаковые объекты Москвы проектировались и строились под руководством и при участии наших выпускников: Московский метрополитен, Останкинская телебашня, Крымский мост, здание МГУ на Ленинских горах, храм Христа Спасителя, канал имени Москвы и многое-многое другое.
МИИТ изначально был основан как Императорское московское инженерное училище, с основной целью - обеспечить проектирование, строительство и эксплуатацию Транссиба. Миитовцы проектировали и БАМ. Тогда магистраль, как и все железные дороги, проектировалась по рельефу местности, чтобы не строить много мостов и тоннелей. Сейчас, когда стоит вопрос о строительстве второй линии, специалисты МИИТ разработали проект, как сократить ее на тысячу километров. Всеми признано, что самая известная школа мостостроения - миитовская. У нас сохранилась лаборатория знаменитого ученого и преподавателя МИИТ Проскурякова с действующим оборудованием, которому около 120 лет. А ведь когда Лавр Дмитриевич в 1895 году закончил свой проект моста через Енисей, это была сенсация - по величине пролетов этот мост был вторым в Европе после Квиленбургского моста в Голландии и самым большим в России. Проскуряков был награжден Большой золотой медалью на Парижской всемирной выставке, а получивший за свою парижскую башню Малую медаль Густав Эйфель выразил русскому коллеге восхищение столь грандиозной конструкцией. Времена меняются, но такие вещи не забываются, вдохновляя на полеты фантазии и творческий труд молодежь, приходящую учиться в крупнейший транспортный университет России.