Атмосфера творчества и богемного духа чувствуется даже в деталях - в интерьерах аудиторий, в оформлении стендов в коридорах, во внешнем облике студентов и преподавателей. Здесь готовят не просто специалистов, а творцов высокой моды. Лекции и мастер-классы тут проводят такие всемирно известные мэтры, как Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин, бывал здесь и великий кутюрье Пьер Карден. Именно он, посещая Московский университет дизайна и технологий в 2011 году, во время встречи со студентами заметил, что создать костюм так же непросто, как и космический корабль.
С 2012 года вуз возглавляет профессор, доктор социологических наук Валерий БЕЛГОРОДСКИЙ. Примечательно, что свой профессиональный путь Валерий Савельевич начинал с ученика обувщика, окончив Московский технологический институт, работал здесь на разных преподавательских должностях, был назначен проректором, а потом и ректором МГУДТ. Ректору мы и решили задать несколько вопросов.

- МГУДТ часто называют вузом искусства, значит ли, что ему нужны особо подготовленные, ориентированные, творческие выпускники столичных школ?
- Многие ребята в возрасте 16-17 лет понятия не имеют, куда им поступать после окончания школы, большинство целиком полагаются в этом вопросе на родителей, а потом, отучившись в вузе пять-шесть лет, человек понимает, что он ошибся и надо начинать все сначала. Поэтому в плане профориентации программа Правительства Москвы и Департамента образования имеет неоценимое значение. Мы начали ее реализовывать с 2013 года. Сейчас у нас в предуниверсарии пока один 10-й класс в составе 15 человек. Однако новая форма обучения вызывает большой интерес у родителей, к нам постоянно звонят и просят принять детей, сейчас, к примеру, рассматривается несколько заявлений, ребята смогут приступить к учебе прямо среди учебного года. Очень важно понимать направленность нашего вуза искусства. Молодой человек или девушка должны осознавать, что это непростая и дорогостоящая профессия. В процессе обучения необходимо готовить коллекции одежды или обуви, значит, нужно искать спонсоров или иметь собственные деньги на покупку материалов и аксессуаров. Многих ребят привлекает модное слово «дизайнер», однако эта профессия чем-то сродни профессии фрилансера, подразумевает человека свободного, творца типа художника. На рынке труда в первую очередь необходимы конструкторы, умеющие заниматься проектированием изделий. В нашем университете студентов готовят по укрупненным группам специальностей: «дизайн костюма», «дизайн среды», «промышленный дизайн», есть специализации, например «дизайн аксессуаров», в рамках квалификации «дизайн костюма». Кроме того, ребята могут поступать к нам на факультеты химических технологий, промышленной экологии, факультет мехатроники и информационных технологий, могут выбрать Институт экономики менеджмента, Институт социальной инженерии или Технологический институт легкой промышленности, находящиеся в составе МГУДТ. Между прочим, наши студенты уже со 2-3-го курса востребованы, могут подрабатывать по своей профессии. Еще интересный факт: лучшие студенты Парижской школы мод - выпускники нашего вуза. У наших ребят есть возможность посещать спецкурсы и мастер-классы как отечественных кутюрье, так и зарубежных. Хочу подчеркнуть, что наш вуз выпускает не только конструкторов и технологов, но и дизайнеров для различных отраслей промышленности. МГУДТ славится авторскими методиками преподавания. Это позволило нам стать базовым вузом в области дизайн-образования и для специалистов, и для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава дизайнерских вузов России. Кроме того, наши выпускники работают и в Роскосмосе, и в оборонной промышленности, и в МЧС. Спектр отраслей, в которых они могут быть задействованы, очень широк.
- Известно, что в процессе реорганизации к МГУДТ в 2012 году был присоединен Текстильный университет имени А.Н.Косыгина. Какие изменения это привнесло в работу МГУДТ?
- Мы уже давно начали менять наши учебные планы и программы, чтобы соответствовать запросам рынка и вызовам современности. Поэтому наши студенты востребованы, на них спрос выше, чем на выпускников других вузов подобного профиля. Теперь наша задача сделать так, чтобы Текстильный университет, вошедший в нашу структуру как Текстильный институт им. А.Н.Косыгина, тоже существенно поменял свои стиль и методы работы по подготовке специалистов.
- Валерий Савельевич, ваш университет славится своей системой дополнительного образования.
- Дополнительное образование в нашем вузе реализует созданный более 10 лет назад Институт дополнительного образования. Сейчас это активно работающее по 138 программам структурное подразделение университета, заменившее фактически в масштабах страны расформированный в конце ХХ века Институт повышения квалификации специалистов и руководителей кадров легкой промышленности. Институт дополнительного образования включает в себя несколько школ, центров и лабораторий, представляет большой интерес российско-французский проект МГУДТ и французской школы дизайна ESMOD - обучение российских дизайнеров по программе, которая помогает эффективно проектировать и управлять бизнес-процессами в модной индустрии. Наш новый проект - открытие при Институте дополнительного образования международной школы KEUNE Designе по переподготовке специалистов индустрии красоты. Этот проект состоялся благодаря подписанию в Амстердаме в торговом представительстве России в Нидерландах соглашения между МГУДТ и голландской компанией KEUNE Haircosmetiks об открытии этого уникального учебного заведения. Реализуется у нас и совершенно новое направление - нейродизайн в рамках недавно открытой лаборатории перспективных технологий и дизайна, появлению нейродизайна предшествовало развитие эко- и социодизайна. Нейродизайн призван помочь человеку стать более жизнестойким, по сути, это дизайн человеческого в человеке. Первой программой допобразования лаборатории перспективных технологий и дизайна станет «Психология дизайна и архитектуры».
- Ребята из предуниверсария МГУДТ имеют возможность знакомиться с работой лабораторий и кафедр вуза?
- Безусловно, в этом и главное преимущество предуниверсария. Ребята погружены в нашу среду, видят жизнь вуза изнутри, имеют возможность посещать кафедры и работать в университетских лабораториях. Особое воздействие на наших ребят производит музей художественных тканей МГУДТ. История музея тесно переплетается с историей университета. В 1919 году в результате объединения Прядильно-ткацкого училища с Солдатенковским ремесленным училищем появился 1-й московский текстильный техникум. Он был преобразован в Московский практический текстильный институт, а в 1923 году - в Московский текстильный институт. Основой будущего музейного фонда стала коллекция текстильных изделий, переданная в 1934 году Строгановским техническим училищем. В дальнейшем фонд формировался из приобретений и благотворительных вкладов предприятий и частных коллекций Щукиных, Морозовых, Рябушинских, Шабельской. Сейчас коллекция музея насчитывает более 26 тысяч экспонатов, из них 6 тысяч постоянно выставляются в залах русского, западноевропейского и восточного искусств, например, зал русского текстильного мастерства и народного искусства открывает экспозиция народных костюмов, сшитых из льна, конопли, домашней шерсти, ситца и украшенных перламутром, бисером, речным жемчугом. В этом же зале находится тканетека музея, в ней хранится более тысячи альбомов и таблиц с образцами тканей русских и зарубежных мануфактур, фабрик ХVI-ХIХ веков, советских предприятий 1920-1930 годов. Строгостью и необычайностью композиций выделяются шитые пряденым золотом и серебром церковные облачения и предметы убранства храмов в зале русского православия. Посетители нашего музея смогут увидеть итальянские, немецкие, французские гобелены. Есть зал искусства Китая и Японии, где можно увидеть парадную мантию китайского мандарина, кимоно и миниатюрные туфельки китайской императрицы. Зал среднеазиатского искусства представлен экспонатами, собранными преподавателями и студентами в научно-творческих экспедициях по Узбекистану, Таджикистану, Туркмении. Отдельная витрина расскажет о древних египетских льняных тканях. Есть и экспозиция русского театра - костюмы, аксессуары, бутафорская атрибутика, афиши русских классических пьес, подарки московских театров. Музей, по сути, - это наша учебная и научная лаборатория.
- Что, на ваш взгляд, необходимо менять в подготовке кадров для индустрии моды?
- Мы должны перейти к подготовке самостоятельных профессионалов, а не рядовых и недалеких исполнителей, которые, возможно, когда-нибудь выйдут на необходимый уровень понимания профессии. Одна из составляющих учебного процесса - постановка умений самостоятельного творческого труда и групповой творческой деятельности. Под творческой деятельностью я понимаю прежде всего художественное, интеллектуальное и организационное творчество. Сложность обучения творческому труду заключается в том, что необходимо соединять внутреннее индивидуальное и внешнее профессиональное развитие. Поэтому так важны ранняя профилизация и постепенное вхождение в профессию уже на этапе 10-11-го класса.