ВЭМШ возникла в 1968 году, и у нас до сих пор работает ее отец-основатель - профессор, заведующий кафедрой мировой экономики и мировой политики Леонид Григорьев. ЭМШ - это уникальный для советского времени опыт работы университетской молодежи со школьниками. И совершенно бескорыстный, никто никому ничего не платил. Продолжением этой традиции стала самая разветвленная в России система работы со школьниками в Вышке - мы давно открыли факультет довузовской подготовки, интернет-школу, профильные классы в базовых школах Москвы и других регионов. Она в общих чертах сложилась уже в 90-е годы. Но конечно, эту работу оплачивают родители учащихся, пусть в скромном размере - ведь дополнительное образование в нашей стране не финансируют из бюджета.
В работе со школьниками нам очень хотелось продвинуться дальше. Поэтому, как только новый Закон «Об образовании в РФ» позволил университетам открывать свои лицеи, мы решили не ограничиваться программами дополнительного образования, а создать основные общеобразовательные программы, адаптированные для каждого факультета ВШЭ.
Новый образовательный стандарт позволяет отводить на профильное обучение в старших классах примерно половину учебного времени: 18-20 часов в неделю можно преподавать оригинальные курсы, которых нет в привычной школьной программе, но это не означает, что мы пытаемся решать утилитарные задачи и организуем в 10-11-х классах узкоспециализированную подготовку к поступлению в Вышку. Совсем наоборот.
15-17 лет - лучший возраст для формирования таланта. Это время бескорыстного интереса к новому, удивительной креативности, интеллектуальной и душевной взбудораженности человека. Если собрать вместе заинтересованных школьников, дать им понимание, что собой представляют такие нешкольные предметы, как философия, социология, психология, электроника, менеджмент, и преподаваемые нами другие науки и искусства, -  большинство из них могли бы определиться с будущей профессией и потом поступать в вузы не вслепую, не менять направление обучения на ходу.
Мы хотим, чтобы каждый факультет Вышки курировал свой выпускной класс в лицее,  профессора давали бы солидный объем предпрофессионального знания по своей теме. Что это такое? Допустим, будущим социологам читали бы продвинутый курс социальной истории, основы экономики, социальную философию, количественные методы, сформировав основы для дальнейшего изучения социологии в вузе. Школьники узнавали бы выбранный предмет в том числе через его историю,  к поступлению прочитали бы десять-двадцать первоисточников - трудов великих экономистов, юристов, социологов или политологов. Это важно, поскольку стандартная вузовская подготовка слишком коротка для формирования углубленного и разностороннего знания предмета, не остается места для так называемого необязательного знания, а оно и формирует творческое, образное мышление у профессионала.
При этом мы не собираемся преподавать в лицее тот же материал, что и на первых курсах вуза. Известен феномен физматшкол, когда их выпускникам, поступившим в вуз, становится скучно проходить те же предметы по второму разу. Мы видим свою задачу в том, чтобы максимально расширить кругозор наших лицеистов.
Сегодня в лучшие вузы можно поступить только с максимальными баллами ЕГЭ или победив на олимпиаде. При этом хорошие школы  в дефиците,  качественную подготовку в большинстве случаев нужно получать за деньги - у репетиторов, на платных курсах, а это доступно далеко не каждой семье даже в благополучной Москве. Наш лицей - и это его принципиальная черта - учит не за деньги.
Бесплатные лицеи при вузах ломают уже сложившуюся традицию, уверен, что другие ведущие университеты, прежде всего национальные исследовательские, тоже могли бы их создавать и развивать. Свой кадровый потенциал и полученные от государства деньги мы должны инвестировать в том числе и в школьное образование.
В 2013 году, когда был открыт лицей-предуниверсарий,  мы набрали в 10-й класс 58 человек. В 2014 году планируем увеличить набор до 700 человек. Увеличивая число  учащихся более чем в 10 раз, Высшая школа экономики опирается на нормативно-подушевое финансирование Московского правительства - в расчете на одного школьника это 123 тысячи рублей в год. Но Вышка будет продолжать доплачивать учителям лицея и из своих средств, назначит стипендии лучшим ученикам. Учеба в лицее полностью бесплатна, набор - по конкурсу, который пройдут только самые талантливые.