Ивсе-таки в чем сходства и отличия предуниверсария, или профильного класса РГГУ, от  школы и  вуза?    

Возможность личностного развития
С одной стороны, предуниверсарий обязан дать детям программу старших классов общеобразовательной школы (на уровне гимназии) со всеми вытекающими последствиями - сдачей ЕГЭ и получением аттестата,  в этом смысле он подчиняется требованиям федерального стандарта со всеми его ограничениями, с другой стороны, есть филологический профиль и свои особенности.  Вариативный компонент не такой большой, как хотелось бы организаторам и вдохновителям предуниверсария. Так, в учебном плане обосновалась психология, что неудивительно, ведь куратор профильного класса - Институт психологии имени Л.С.Выготского РГГУ.  
Правда, ребята занимаются не только в РГГУ, но и в педагогическом колледже №7 «Маросейка», который в перспективе предполагается включить в состав РГГУ, в итоге школьники вовлечены и в университетскую, и в колледжную жизнь, участвуют в совместных мероприятиях.
РГГУ - один из пяти вузов Москвы, в которых проходит такой эксперимент, но, конечно, ни один предуниверсарий не похож на другой. Особенности предуниверсария РГГУ в основном  в концептуальной программе, положенной в основу, и людях, которые ее создавали и сейчас адаптируют.
- Наша программа «Открытие» - часть нашей программы непрерывного образования, которая следует за программами воспитания и обучения дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик» и «Мастер» для детей 5-9-х классов, - пояснила нам куратор предуниверсария, директор Института психологии имени Л.С.Выготского РГГУ (и внучка Льва Семеновича) Елена Кравцова. - Особенность  программы в том, что, с одной стороны, она имеет прочную философско-психологическо-методологическую основу, связанную с культурно-исторической концепцией Льва Выготского, а с другой -  выстроена с учетом представлений о том, какими должны быть дети, какого уровня развития достигать к определенному периоду. Мы должны создать ребенку условия, которые позволят ему достичь определенного психического и личностного развития. Поэтому у нас, с одной стороны, профильный класс, а с другой  - его профильность связана не с узко прагматическими предметами, а с теми дисциплинами и с той логикой, которые, по мнению последователей Выготского, необходимы детям этого возраста, для того чтобы они могли развиваться и реализоваться. Так что отличие предуниверсария от школы не столько формальное, сколько содержательное.  Многие дети, родители и вузы рассматривают предуниверсарии как способ поступить в вуз, своего рода подготовительные курсы, но мы такую задачу не ставим. У нас другие конкретные задачи: мы хотим, чтобы ребята могли быть полноценными субъектами собственной жизни, стали взрослыми, чтобы им важно было не только поступить в вуз, но еще и учиться в нем. Ведь нередко бывает, что дети поступают с хорошими данными по ЕГЭ, но удержаться им бывает нелегко. Еще более узкая, прагматическая, задача связана с интересами, которые уже должны сложиться у детей этого возраста. Чего греха таить, с этим плохо. И нам важно, чтобы ребенок сумел найти эти интересы. Также мы пытаемся просто сформировать у ребят положительное отношение к учению: его у них, как правило, нет к этому возрасту. Первое время ребята ходили и говорили: «Как не похоже на школу!» И это было для нас очень значимым комплиментом. Нам кажется, что за 5 месяцев нам уже удалось даже тех ребят, что пока не блещут успехами, настроить на другое отношение к учению, теперь, как мне кажется, уже можно решать все остальные задачи.
Как показала практика, программа потребовала корректировки. Во-первых, предуниверсарий - новое, незнакомое народу образование, поэтому пришли в него очень разные, иногда, казалось бы, случайные люди (хотя среди учеников есть и дети преподавателей РГГУ, которые, как тут иронично говорят, «не боятся ставить эксперименты на своих детях»).  Уровень знаний ребят оказался абсолютно разным, из 30 человек только 9 имели аттестат за 9-й класс без троек.  У 9 ребят в аттестате были одни тройки. В результате...
- Мы вынуждены были немного приспосабливать программу «Открытие» под пришедших учиться детей, - признаётся Елена Евгеньевна. - В основном та работа, которую приходится вести сейчас (а ранее все время), - это коррекция. Поскольку они пришли из своих школ с проблемами и как бы задержались в развитии, мы во многом используем элементы «Мастера», например, исторический театр, который помогает ребятам выстроить межпредметные связи. Вторая часть основы, скелета программы для выстраивания межпредметных связей - проекты. Нам важно, чтобы ребята выучили или сделали что-то не ради оценки, а потому что это кусочек пазла, из которого потом сложится что-то значимое для них. Проекты пока преимущественно имеют практический характер, например, создание презентации или использование демократии в Риме в системе самоуправления, перевод (с русского на английский и обратно) текстов по решению экологических проблем. В будущем мы надеемся, что дети дорастут (психологически и личностно) до того, чтобы проекты стали научно-исследовательскими. Пока тем детям, которые пришли к нам учиться всего полгода назад, это еще трудно. И тут как раз очень важно введение в программу психологии. Она у нас строится не как обычно - как облегченный институтский курс, мы даем реальную, практическую психологию, помогающую детям открыть самих себя.

Доверие за доверие
Ни одну даже самую замечательную программу невозможно осуществить без креативных, горящих своим делом педагогов. В РГГУ отобрали лучших.
- Наши учителя - штучный товар, - подтверждает директор предуниверсария Илья Слободчиков. - Каждый - личность. Мало того что большая часть из них профессиональные возрастные психологи, все наши педагоги имеют большой опыт творческого преподавания. Фактически это индивидуально отобранные люди, изначально готовые общаться с детьми в другом формате. У них есть мотивация на это общение. Ведь прежде чем ребенка научить, в нем нужно разбудить желание узнавать новое, жить, чувствовать, переживать, взаимодействовать с миром. Нормально и правильно, что подростки многое не умеют и многого боятся,  в том числе в немалой степени и себя, и того же мира,  необходимо преодолевать эти страхи вместе с ребятами, а это возможно только в ситуации обоюдного доверия. Думаю, не ошибусь, утверждая, что главное в том, что наши педагоги и наши ученики верят друг другу.
К самому Илье Михайловичу сказанное относится в полной мере: доктор психологических наук, профессор РГГУ, консультирующий психолог, он окончил еще и режиссерский факультет Щукинского театрального училища, преподает во ВГИКе, а также учительствует в школе. О себе он уже рассказал ребятам на «директорском часе», который проходит раз в неделю. На нем школьники могут спросить своего директора о чем угодно.  Слободчиков не боится отвечать ни на какие вопросы.   
- Для доверительного общения один человек должен не бояться спрашивать, другой - не бояться отвечать, - объясняет Илья Михайлович. - Я им рассказал про свою работу на «телефоне доверия»,  в детском приюте и в детском доме,  о своей работе во ВГИКе  и о постановках в театрах, им же все интересно. А еще Никита спросил меня, как я отношусь к армии. Я честно ответил, что сложно отношусь, притом что есть у меня опыт работы и в военных госпиталях, и в системе МЧС,  и я не по слухам знаю войну... Мы разговаривали с ними про страшное первое сентября в Беслане и про то, как чувствует себя человек под обстрелом  в Хайфе... Моя откровенность дает мне право спрашивать и их: ведь доверие на доверие.
Научить ребят доверять, а в более широком смысле уметь и не бояться думать и говорить непростая, мягко говоря, задача. Теперь педагоги вспоминают реакцию детей на предложение подойти к учителям, если что-то не устраивает,  обсудить это, и смеются. Ребята были в шоке: в школе-то такие отношения не приняты.
- Когда ребята только пришли в предуниверсарий, они думали, что будет как в школе: «Это вам надо, чтобы мы хорошо учились», а мы  доказывали, что это надо им, - поделилась с нами классный руководитель Мария Макаренко, естественно, психолог. - У нас ведь нестандартный подход, максимально личностное общение, отношение такое: ты личность и я личность, если тебе что-то не нравится, ты можешь подойти и договориться. Я говорю им: ты можешь прогулять, но смотри, что произойдет, и перечисляю последствия. Спрашиваю: «Ты готов нести ответственность и разгребать эти проблемы?» Человек начинает задумываться, оказывается, нет. Мы тем самым устраняем распространенную ловушку: при поступлении в университет многие ребята несерьезно относятся к учебе, думая, что проскочат как-нибудь первую сессию, а их «вдруг» отчисляют... В итоге наши ребята взяли ответственность за свою жизнь. Не все и не полностью, но взяли.
Снисхождения к уровню знаний, как и в вузе, тут не делают: заслужил двойку - получи. Другое дело, что проштрафившийся всегда может подойти к учителю и обсудить, готов ли он ее исправить, и как. Кстати, Мария Александровна «своих не сдает»: по договоренности с родителями после первой двойки ребенка им не звонит. Сначала говорит с «двоечником», как ее исправить, если это не помогает, предупреждает ребенка, что подключает помощь родителей.
- Тогда у ребенка не будет необходимости защищаться, - поясняет классный руководитель. - И вы знаете, в последнее время я ни одному родителю не звонила.
Кстати, о степени доверия и принципах общения говорит и тот факт, что все три стороны договорились: в предуниверсарии будет детско-родительский комитет - совместный.
Пришлось ли вузовским преподавателям подстраиваться под уровень школьников?
- Конечно, - не спорит учитель английского языка, преподаватель РГГУ Зоя Печкурова. - Со студентами намного проще общаться: они взрослые люди, отвечают сами за себя. Наши школьники во многом еще дети,  подчас не очень дисциплинированные. Приходится их собирать и воспитывать, но они прислушиваются, и начинается диалог.
- Конечно же, не все гимназисты справляются с таким темпом, - признается завуч Елена Башарова, кстати, тоже подтверждающая тезис о штучности здешних учителей - приехала в РГГУ аж из Иркутска, где много лет была завучем по воспитательной работе. - Но в классе есть «выручалочки» - дети, которые помогают понять материал, консультируют даже дома у себя. Никогда не отказывают в помощи и преподаватели. А вообще нагрузка соответствует учебному плану и нормам СанПиНов, рабочая неделя составляет 37 часов на одного ребенка. От детей жалоб на нагрузку не поступало.
- Тут есть одна хитрость, - подсказывает директор Илья Слободчиков. - Если содержание предмета и форма его ведения интересны,  никакого ощущения повышения нагрузки нет. Да и не такая уж она у них сильно повышенная, классическая гимназическая программа плюс внеучебная - та самая проектная деятельность.
А на длинные пары не только не жалуются, наоборот, им нравится - они же похожи на настоящих студентов!
А еще тут исповедуют лозунг: «Не надо обучать детей, не надо их воспитывать, надо жить с ними вместе интересной жизнью».  
- Мы с ними проживаем каждый день и видим, чем они живут, - заверила меня Мария Александровна. - Наши ребята очень яркие и нестандартные. С ними не заскучаешь, и я очень рада, что с ними работаю.

«Птичкам» и «солнышкам» посвящается
«Исходя из необходимости непрерывного образования волшебников, для более полного изучения волшебных искусств было принято решение о создании школы юных волшебников - Предуниверсариуса, где собрать самых умных, спортивных, креативных.
Воплощение данной магической идеи поручаю профессору Кравцовнагл.
Профессор Пивовардорн».
Такое объявление начинает весьма примечательную доску объявлений в коридоре предуниверсария в РГГУ. Здесь и шуточные переделки детьми известных песен, и необычные новогодние коллажи, и поздравления. Тут же объявления учителей на разноцветных стикерах. Достаточно посмотреть на них, и становится понятно, как общаются здесь ребята и учителя: «Насте и Пете - сочинение о Порфирии Петровиче». А вот задания для «солнышек», «птичек» и «группы 0» (так «англичанки» ласково и необидно поделили ребят по уровню знаний).
А вот музыкальная комната, в которой стоят синтезатор, альт и виолончель, на которых ребята играют. Даром что ли значительная часть школьников поступала на музыкальное отделение в педколледж? Когда набор туда отменили, ребятам предложили пойти в предуниверсарий. Они пошли и не пожалели: простор для творчества теперь даже шире, аудитория у них не только студенты и преподаватели РГГУ, но и множество других умных взрослых людей. В ноябре хор, в котором школьники объединились со студентами колледжа, выступил перед психологами со всего мира, приехавшими на Международную конференцию памяти Выготского. И выступил блестяще.
- И было непонятно, где студенты, а где наши школьники, - говорит куратор ПУ Елена Кравцова.
Да и на Новый год ребята показали интересную программу. Теперь педагоги в предвкушении университетского КВН 1 апреля, где наряду с командами преподавателей, студентов предположительно выступит команда предуниверсария. Конечно, психологи РГГУ правы: вот эта общая среда -  а ребята, естественно, постепенно знакомятся с университетом, едят в вузовской столовой, неформально общаются  со студентами - и воспитывает, и формирует сама по себе.    
Здесь создана какая-то домашняя атмосфера. Как будет дальше, начнут ли ребят в предуниверсарий отбирать,  пока еще в стадии обсуждения (хотя уже ясно: классов будет несколько, потому что ряды желающих прийти сюда в результате работы «беспроволочного телеграфа» постоянно растут).
Конечно, своих первых учеников тут опекают и лелеют особенно нежно и тщательно. И «солнышки» с «птичками», похоже, платят учителям уважением и заинтересованностью.
- Мне здесь нравится, у нас классные преподаватели, с ними приятно работать, - оговаривается по Фрейду ученица Ксюша Бурлова. - Некоторые предметы здесь дают намного интереснее, чем в школе,  я, например, в восторге от нашей учительницы литературы Марины Вильгельмовны Грунд. Вообще отношения с учителями у нас доверительные, с ними легче находить общий язык. В обычной школе меня напрягали все время: давай учись. Я к этому привыкла, а здесь все под твою ответственность...
К слову о ярких личностях: Ксюша 4 года отучилась в Гнесинке по классу альта. При этом девочку всегда влекла педагогика - хотела бы поработать и в школе, и частной гувернанткой. Девушка умеет и любит возиться с детьми - у нее в семье шестеро детей, из которых двое приемных (точнее, находящихся под опекой ее родителей). Сейчас Ксения раздумывает, не поступить ли в РГГУ на психолого-педагогическое отделение (только чтобы обязательно можно было работать в школе).
Миша Десятов тоже планирует поступать в РГГУ на психологию.
- Мы с родителями не знали, что такое предуниверсарий, но сейчас я понимаю, что не ошибся с выбором: здесь учиться гораздо интереснее, чем в школе, - объясняет мальчик. - Да и в школе у учителей обычно предвзятое, часто негативное отношение к ученикам, а здесь нас оценивают строго, но при этом с преподавателями можно договориться о пересдаче. Вообще отношения гораздо более демократичные. К тому же добавилось много интересных вещей. Раньше я бы никогда не подумал, что меня привлечет история, но теперь, после исторического театра, я подумываю, не сдавать ли мне этот предмет на ЕГЭ.   

Ты  стратег,
а я  сатир...
Исторический театр вообще статья особая: не только Михаил считает, что разыгранные в нем события помогают легче запомнить определенный период истории.
- Мы сотрудничаем с Еленой Евгеньевной Кравцовой уже давно, а идею исторического театра воплощаем в жизнь с 1994 года, - рассказала нам учитель истории предуниверсария Наталья Ляпунова. - Суть театра в том, чтобы ребята могли личностно пропустить через себя материал. Мы разыгрываем какие-то сцены, и они не просто запоминают материал, а ставят себя на место героев.
К счастью, у предметника есть возможность начать практически с чистого листа - изучать историю с самого начала. Сейчас ребята проходят Средневековье и в рамках темы «Становление восточнохристианской цивилизации» изучают и Киевскую Русь как варварское государство в зоне влияния Византии. По словам Ляпуновой, получается интегрированное изучение русской истории, и это хорошо для проведения параллелей,  потому что дети, к примеру, не видят связи между Варфоломеевской ночью и опричниной Ивана Грозного.
Исторический театр идет параллельно изучению материала, например, когда ребята проходили Древний Египет, то разыгрывали суд Осириса, впитывая не только рационально понятия о божественной природе фараона и загробной жизни древних египтян. На уроке, который мне удалось посетить, Наталья Валерьевна вместе с учениками «переживала» период правления императора Византии Юстиниана и его супруги Феодоры. Учительница напомнила, насколько исключительным был их союз - Феодора была из простолюдинов, актрисой, и чтобы жениться на ней, Юстиниану пришлось преодолеть не только сопротивление дяди-императора и знатного окружения, но и издать особый закон. Это, несомненно, была любовь, а Феодора - необыкновенной женщиной. Она не только поддерживала мужа и вела государственные дела с ним наравне, но и однажды спасла Юстиниана - во время мятежа выступила с речью против бегства императора, после чего было решено напасть на восставших, что и было с успехом сделано. Ребята разбились на 2 группы и разыграли сценки: одну про императора и его спор с одной из политических партий, другую про ту самую речь Феодоры. Получилось  живо, особенно когда «военачальник» размахивал мечом перед «восставшими».   
- Есть такой термин «отстраненное обучение» - как обычно происходит в массовой школе, а есть «осмысленное обучение», - говорит Елена Кравцова. - Нам хочется надеяться, что мы занимаемся именно последним.
Работает ли на деле такой прием «проживания» истории? Судя по ученикам предуниверсария, вполне. Так, в «наследство» от Древней Греции им досталось собственное демократическое устройство: ребята сформулировали, какие коллегии им нужны, проверили друг друга в разных ролях и теперь работают каждый в своей нише. Например, архонты - руководят, сатиры отвечают за проведение праздников, экологи - за уборку, хронографы следят за событиями внутренней жизни и фиксируют их, агорономы должны следить за порядком, трофеномы отвечают за еду, а стратеги - за связь с «высшими силами» - учителями.
Вспоминается главное устремление педагогов предуниверсария: научить ребят учиться в первую очередь, уметь получать и перерабатывать самую разную информацию, извлекать из нее содержательный смысл, уметь и не бояться рефлексировать, думать, чувствовать, говорить.
- Если наши дети научатся этому,  мы победили, победили независимо от оценок, - считает директор предуниверсария РГГУ Илья Слободчиков.
Ну и родной вуз, что бы там ни говорили идеалисты, при этом никак не пострадает: по внутреннему опросу выяснилось, что в университет уже планируют поступать 80% учеников предуниверсария, и треть из них по психологическому профилю.
 
все-таки в чем сходства и отличия предуниверсария, или профильного класса РГГУ, от  школы и  вуза?   

Возможность личностного развития
С одной стороны, предуниверсарий обязан дать детям программу старших классов общеобразовательной школы (на уровне гимназии) со всеми вытекающими последствиями - сдачей ЕГЭ и получением аттестата,  в этом смысле он подчиняется требованиям федерального стандарта со всеми его ограничениями, с другой стороны, есть филологический профиль и свои особенности.  Вариативный компонент не такой большой, как хотелось бы организаторам и вдохновителям предуниверсария. Так, в учебном плане обосновалась психология, что неудивительно, ведь куратор профильного класса - Институт психологии имени Л.С.Выготского РГГУ. 
Правда, ребята занимаются не только в РГГУ, но и в педагогическом колледже №7 «Маросейка», который в перспективе предполагается включить в состав РГГУ, в итоге школьники вовлечены и в университетскую, и в колледжную жизнь, участвуют в совместных мероприятиях.
РГГУ - один из пяти вузов Москвы, в которых проходит такой эксперимент, но, конечно, ни один предуниверсарий не похож на другой. Особенности предуниверсария РГГУ в основном  в концептуальной программе, положенной в основу, и людях, которые ее создавали и сейчас адаптируют.
- Наша программа «Открытие» - часть нашей программы непрерывного образования, которая следует за программами воспитания и обучения дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик» и «Мастер» для детей 5-9-х классов, - пояснила нам куратор предуниверсария, директор Института психологии имени Л.С.Выготского РГГУ (и внучка Льва Семеновича) Елена Кравцова. - Особенность  программы в том, что, с одной стороны, она имеет прочную философско-психологическо-методологическую основу, связанную с культурно-исторической концепцией Льва Выготского, а с другой -  выстроена с учетом представлений о том, какими должны быть дети, какого уровня развития достигать к определенному периоду. Мы должны создать ребенку условия, которые позволят ему достичь определенного психического и личностного развития. Поэтому у нас, с одной стороны, профильный класс, а с другой  - его профильность связана не с узко прагматическими предметами, а с теми дисциплинами и с той логикой, которые, по мнению последователей Выготского, необходимы детям этого возраста, для того чтобы они могли развиваться и реализоваться. Так что отличие предуниверсария от школы не столько формальное, сколько содержательное.  Многие дети, родители и вузы рассматривают предуниверсарии как способ поступить в вуз, своего рода подготовительные курсы, но мы такую задачу не ставим. У нас другие конкретные задачи: мы хотим, чтобы ребята могли быть полноценными субъектами собственной жизни, стали взрослыми, чтобы им важно было не только поступить в вуз, но еще и учиться в нем. Ведь нередко бывает, что дети поступают с хорошими данными по ЕГЭ, но удержаться им бывает нелегко. Еще более узкая, прагматическая, задача связана с интересами, которые уже должны сложиться у детей этого возраста. Чего греха таить, с этим плохо. И нам важно, чтобы ребенок сумел найти эти интересы. Также мы пытаемся просто сформировать у ребят положительное отношение к учению: его у них, как правило, нет к этому возрасту. Первое время ребята ходили и говорили: «Как не похоже на школу!» И это было для нас очень значимым комплиментом. Нам кажется, что за 5 месяцев нам уже удалось даже тех ребят, что пока не блещут успехами, настроить на другое отношение к учению, теперь, как мне кажется, уже можно решать все остальные задачи.
Как показала практика, программа потребовала корректировки. Во-первых, предуниверсарий - новое, незнакомое народу образование, поэтому пришли в него очень разные, иногда, казалось бы, случайные люди (хотя среди учеников есть и дети преподавателей РГГУ, которые, как тут иронично говорят, «не боятся ставить эксперименты на своих детях»).  Уровень знаний ребят оказался абсолютно разным, из 30 человек только 9 имели аттестат за 9-й класс без троек.  У 9 ребят в аттестате были одни тройки. В результате...
- Мы вынуждены были немного приспосабливать программу «Открытие» под пришедших учиться детей, - признаётся Елена Евгеньевна. - В основном та работа, которую приходится вести сейчас (а ранее все время), - это коррекция. Поскольку они пришли из своих школ с проблемами и как бы задержались в развитии, мы во многом используем элементы «Мастера», например, исторический театр, который помогает ребятам выстроить межпредметные связи. Вторая часть основы, скелета программы для выстраивания межпредметных связей - проекты. Нам важно, чтобы ребята выучили или сделали что-то не ради оценки, а потому что это кусочек пазла, из которого потом сложится что-то значимое для них. Проекты пока преимущественно имеют практический характер, например, создание презентации или использование демократии в Риме в системе самоуправления, перевод (с русского на английский и обратно) текстов по решению экологических проблем. В будущем мы надеемся, что дети дорастут (психологически и личностно) до того, чтобы проекты стали научно-исследовательскими. Пока тем детям, которые пришли к нам учиться всего полгода назад, это еще трудно. И тут как раз очень важно введение в программу психологии. Она у нас строится не как обычно - как облегченный институтский курс, мы даем реальную, практическую психологию, помогающую детям открыть самих себя.

Доверие за доверие
Ни одну даже самую замечательную программу невозможно осуществить без креативных, горящих своим делом педагогов. В РГГУ отобрали лучших.
- Наши учителя - штучный товар, - подтверждает директор предуниверсария Илья Слободчиков. - Каждый - личность. Мало того что большая часть из них профессиональные возрастные психологи, все наши педагоги имеют большой опыт творческого преподавания. Фактически это индивидуально отобранные люди, изначально готовые общаться с детьми в другом формате. У них есть мотивация на это общение. Ведь прежде чем ребенка научить, в нем нужно разбудить желание узнавать новое, жить, чувствовать, переживать, взаимодействовать с миром. Нормально и правильно, что подростки многое не умеют и многого боятся,  в том числе в немалой степени и себя, и того же мира,  необходимо преодолевать эти страхи вместе с ребятами, а это возможно только в ситуации обоюдного доверия. Думаю, не ошибусь, утверждая, что главное в том, что наши педагоги и наши ученики верят друг другу.
К самому Илье Михайловичу сказанное относится в полной мере: доктор психологических наук, профессор РГГУ, консультирующий психолог, он окончил еще и режиссерский факультет Щукинского театрального училища, преподает во ВГИКе, а также учительствует в школе. О себе он уже рассказал ребятам на «директорском часе», который проходит раз в неделю. На нем школьники могут спросить своего директора о чем угодно.  Слободчиков не боится отвечать ни на какие вопросы.  
- Для доверительного общения один человек должен не бояться спрашивать, другой - не бояться отвечать, - объясняет Илья Михайлович. - Я им рассказал про свою работу на «телефоне доверия»,  в детском приюте и в детском доме,  о своей работе во ВГИКе  и о постановках в театрах, им же все интересно. А еще Никита спросил меня, как я отношусь к армии. Я честно ответил, что сложно отношусь, притом что есть у меня опыт работы и в военных госпиталях, и в системе МЧС,  и я не по слухам знаю войну... Мы разговаривали с ними про страшное первое сентября в Беслане и про то, как чувствует себя человек под обстрелом  в Хайфе... Моя откровенность дает мне право спрашивать и их: ведь доверие на доверие.
Научить ребят доверять, а в более широком смысле уметь и не бояться думать и говорить непростая, мягко говоря, задача. Теперь педагоги вспоминают реакцию детей на предложение подойти к учителям, если что-то не устраивает,  обсудить это, и смеются. Ребята были в шоке: в школе-то такие отношения не приняты.
- Когда ребята только пришли в предуниверсарий, они думали, что будет как в школе: «Это вам надо, чтобы мы хорошо учились», а мы  доказывали, что это надо им, - поделилась с нами классный руководитель Мария Макаренко, естественно, психолог. - У нас ведь нестандартный подход, максимально личностное общение, отношение такое: ты личность и я личность, если тебе что-то не нравится, ты можешь подойти и договориться. Я говорю им: ты можешь прогулять, но смотри, что произойдет, и перечисляю последствия. Спрашиваю: «Ты готов нести ответственность и разгребать эти проблемы?» Человек начинает задумываться, оказывается, нет. Мы тем самым устраняем распространенную ловушку: при поступлении в университет многие ребята несерьезно относятся к учебе, думая, что проскочат как-нибудь первую сессию, а их «вдруг» отчисляют... В итоге наши ребята взяли ответственность за свою жизнь. Не все и не полностью, но взяли.
Снисхождения к уровню знаний, как и в вузе, тут не делают: заслужил двойку - получи. Другое дело, что проштрафившийся всегда может подойти к учителю и обсудить, готов ли он ее исправить, и как. Кстати, Мария Александровна «своих не сдает»: по договоренности с родителями после первой двойки ребенка им не звонит. Сначала говорит с «двоечником», как ее исправить, если это не помогает, предупреждает ребенка, что подключает помощь родителей.
- Тогда у ребенка не будет необходимости защищаться, - поясняет классный руководитель. - И вы знаете, в последнее время я ни одному родителю не звонила.
Кстати, о степени доверия и принципах общения говорит и тот факт, что все три стороны договорились: в предуниверсарии будет детско-родительский комитет - совместный.
Пришлось ли вузовским преподавателям подстраиваться под уровень школьников?
- Конечно, - не спорит учитель английского языка, преподаватель РГГУ Зоя Печкурова. - Со студентами намного проще общаться: они взрослые люди, отвечают сами за себя. Наши школьники во многом еще дети,  подчас не очень дисциплинированные. Приходится их собирать и воспитывать, но они прислушиваются, и начинается диалог.
- Конечно же, не все гимназисты справляются с таким темпом, - признается завуч Елена Башарова, кстати, тоже подтверждающая тезис о штучности здешних учителей - приехала в РГГУ аж из Иркутска, где много лет была завучем по воспитательной работе. - Но в классе есть «выручалочки» - дети, которые помогают понять материал, консультируют даже дома у себя. Никогда не отказывают в помощи и преподаватели. А вообще нагрузка соответствует учебному плану и нормам СанПиНов, рабочая неделя составляет 37 часов на одного ребенка. От детей жалоб на нагрузку не поступало.
- Тут есть одна хитрость, - подсказывает директор Илья Слободчиков. - Если содержание предмета и форма его ведения интересны,  никакого ощущения повышения нагрузки нет. Да и не такая уж она у них сильно повышенная, классическая гимназическая программа плюс внеучебная - та самая проектная деятельность.
А на длинные пары не только не жалуются, наоборот, им нравится - они же похожи на настоящих студентов!
А еще тут исповедуют лозунг: «Не надо обучать детей, не надо их воспитывать, надо жить с ними вместе интересной жизнью». 
- Мы с ними проживаем каждый день и видим, чем они живут, - заверила меня Мария Александровна. - Наши ребята очень яркие и нестандартные. С ними не заскучаешь, и я очень рада, что с ними работаю.

«Птичкам» и «солнышкам» посвящается
«Исходя из необходимости непрерывного образования волшебников, для более полного изучения волшебных искусств было принято решение о создании школы юных волшебников - Предуниверсариуса, где собрать самых умных, спортивных, креативных.
Воплощение данной магической идеи поручаю профессору Кравцовнагл.
Профессор Пивовардорн».
Такое объявление начинает весьма примечательную доску объявлений в коридоре предуниверсария в РГГУ. Здесь и шуточные переделки детьми известных песен, и необычные новогодние коллажи, и поздравления. Тут же объявления учителей на разноцветных стикерах. Достаточно посмотреть на них, и становится понятно, как общаются здесь ребята и учителя: «Насте и Пете - сочинение о Порфирии Петровиче». А вот задания для «солнышек», «птичек» и «группы 0» (так «англичанки» ласково и необидно поделили ребят по уровню знаний).
А вот музыкальная комната, в которой стоят синтезатор, альт и виолончель, на которых ребята играют. Даром что ли значительная часть школьников поступала на музыкальное отделение в педколледж? Когда набор туда отменили, ребятам предложили пойти в предуниверсарий. Они пошли и не пожалели: простор для творчества теперь даже шире, аудитория у них не только студенты и преподаватели РГГУ, но и множество других умных взрослых людей. В ноябре хор, в котором школьники объединились со студентами колледжа, выступил перед психологами со всего мира, приехавшими на Международную конференцию памяти Выготского. И выступил блестяще.
- И было непонятно, где студенты, а где наши школьники, - говорит куратор ПУ Елена Кравцова.
Да и на Новый год ребята показали интересную программу. Теперь педагоги в предвкушении университетского КВН 1 апреля, где наряду с командами преподавателей, студентов предположительно выступит команда предуниверсария. Конечно, психологи РГГУ правы: вот эта общая среда -  а ребята, естественно, постепенно знакомятся с университетом, едят в вузовской столовой, неформально общаются  со студентами - и воспитывает, и формирует сама по себе.   
Здесь создана какая-то домашняя атмосфера. Как будет дальше, начнут ли ребят в предуниверсарий отбирать,  пока еще в стадии обсуждения (хотя уже ясно: классов будет несколько, потому что ряды желающих прийти сюда в результате работы «беспроволочного телеграфа» постоянно растут).
Конечно, своих первых учеников тут опекают и лелеют особенно нежно и тщательно. И «солнышки» с «птичками», похоже, платят учителям уважением и заинтересованностью.
- Мне здесь нравится, у нас классные преподаватели, с ними приятно работать, - оговаривается по Фрейду ученица Ксюша Бурлова. - Некоторые предметы здесь дают намного интереснее, чем в школе,  я, например, в восторге от нашей учительницы литературы Марины Вильгельмовны Грунд. Вообще отношения с учителями у нас доверительные, с ними легче находить общий язык. В обычной школе меня напрягали все время: давай учись. Я к этому привыкла, а здесь все под твою ответственность...
К слову о ярких личностях: Ксюша 4 года отучилась в Гнесинке по классу альта. При этом девочку всегда влекла педагогика - хотела бы поработать и в школе, и частной гувернанткой. Девушка умеет и любит возиться с детьми - у нее в семье шестеро детей, из которых двое приемных (точнее, находящихся под опекой ее родителей). Сейчас Ксения раздумывает, не поступить ли в РГГУ на психолого-педагогическое отделение (только чтобы обязательно можно было работать в школе).
Миша Десятов тоже планирует поступать в РГГУ на психологию.
- Мы с родителями не знали, что такое предуниверсарий, но сейчас я понимаю, что не ошибся с выбором: здесь учиться гораздо интереснее, чем в школе, - объясняет мальчик. - Да и в школе у учителей обычно предвзятое, часто негативное отношение к ученикам, а здесь нас оценивают строго, но при этом с преподавателями можно договориться о пересдаче. Вообще отношения гораздо более демократичные. К тому же добавилось много интересных вещей. Раньше я бы никогда не подумал, что меня привлечет история, но теперь, после исторического театра, я подумываю, не сдавать ли мне этот предмет на ЕГЭ.  

Ты  стратег,
а я  сатир...
Исторический театр вообще статья особая: не только Михаил считает, что разыгранные в нем события помогают легче запомнить определенный период истории.
- Мы сотрудничаем с Еленой Евгеньевной Кравцовой уже давно, а идею исторического театра воплощаем в жизнь с 1994 года, - рассказала нам учитель истории предуниверсария Наталья Ляпунова. - Суть театра в том, чтобы ребята могли личностно пропустить через себя материал. Мы разыгрываем какие-то сцены, и они не просто запоминают материал, а ставят себя на место героев.
К счастью, у предметника есть возможность начать практически с чистого листа - изучать историю с самого начала. Сейчас ребята проходят Средневековье и в рамках темы «Становление восточнохристианской цивилизации» изучают и Киевскую Русь как варварское государство в зоне влияния Византии. По словам Ляпуновой, получается интегрированное изучение русской истории, и это хорошо для проведения параллелей,  потому что дети, к примеру, не видят связи между Варфоломеевской ночью и опричниной Ивана Грозного.
Исторический театр идет параллельно изучению материала, например, когда ребята проходили Древний Египет, то разыгрывали суд Осириса, впитывая не только рационально понятия о божественной природе фараона и загробной жизни древних египтян. На уроке, который мне удалось посетить, Наталья Валерьевна вместе с учениками «переживала» период правления императора Византии Юстиниана и его супруги Феодоры. Учительница напомнила, насколько исключительным был их союз - Феодора была из простолюдинов, актрисой, и чтобы жениться на ней, Юстиниану пришлось преодолеть не только сопротивление дяди-императора и знатного окружения, но и издать особый закон. Это, несомненно, была любовь, а Феодора - необыкновенной женщиной. Она не только поддерживала мужа и вела государственные дела с ним наравне, но и однажды спасла Юстиниана - во время мятежа выступила с речью против бегства императора, после чего было решено напасть на восставших, что и было с успехом сделано. Ребята разбились на 2 группы и разыграли сценки: одну про императора и его спор с одной из политических партий, другую про ту самую речь Феодоры. Получилось  живо, особенно когда «военачальник» размахивал мечом перед «восставшими».  
- Есть такой термин «отстраненное обучение» - как обычно происходит в массовой школе, а есть «осмысленное обучение», - говорит Елена Кравцова. - Нам хочется надеяться, что мы занимаемся именно последним.
Работает ли на деле такой прием «проживания» истории? Судя по ученикам предуниверсария, вполне. Так, в «наследство» от Древней Греции им досталось собственное демократическое устройство: ребята сформулировали, какие коллегии им нужны, проверили друг друга в разных ролях и теперь работают каждый в своей нише. Например, архонты - руководят, сатиры отвечают за проведение праздников, экологи - за уборку, хронографы следят за событиями внутренней жизни и фиксируют их, агорономы должны следить за порядком, трофеномы отвечают за еду, а стратеги - за связь с «высшими силами» - учителями.
Вспоминается главное устремление педагогов предуниверсария: научить ребят учиться в первую очередь, уметь получать и перерабатывать самую разную информацию, извлекать из нее содержательный смысл, уметь и не бояться рефлексировать, думать, чувствовать, говорить.
- Если наши дети научатся этому,  мы победили, победили независимо от оценок, - считает директор предуниверсария РГГУ Илья Слободчиков.
Ну и родной вуз, что бы там ни говорили идеалисты, при этом никак не пострадает: по внутреннему опросу выяснилось, что в университет уже планируют поступать 80% учеников предуниверсария, и треть из них по психологическому профилю.