Что касается цифр, то скажу, что, конечно, прекращение любой бюджетной субсидии, а это было 440 миллионов рублей в год из федерального бюджета, дело сложное. Но при этом нужно понимать соотношение  цифр: Москва из своего бюджета на оплату труда работников образования выделяет порядка 180 миллиардов рублей в год. Поэтому те деньги, которые мы получали из федерального бюджета в виде субсидии, при всей  их важности составляли примерно около 0,25 процента от городских средств. Понятно, что  для нас они  точно  нынче погоды не делают, более того, у наших учреждений на их счетах  переходящий остаток с 2013 на 2014 год примерно    в 40 раз больше, чем вся былая федеральная субсидия. Я считаю, что  отмена субсидии никак не должна отразиться на оплате величайшего труда классных руководителей.  Я  обратился к директорам школ, чтобы призвать их еще раз с огромным вниманием (не только финансовым, но и содержательным, управленческим)  отнестись к работе наших  уважаемых классных руководителей. Это крайне важная работа, крайне необходимая.
Мы все уже не раз   обсуждали  тяжелейшую ситуацию,  случившуюся в школе №263, в результате которой погиб наш коллега, учитель Андрей Кириллов. Это страшная трагедия, страшная потеря, но для нас она  еще усугубляется тем, что причиной этой трагедии стал тоже наш ученик - десятиклассник Сергей Гордеев.  Мы должны очень спокойно, взвешенно  провести анализ всего того, что случилось, провести трезвый анализ, не вгорячах. Думаю, причины  происшедшего - внутри системы. Это же не внешнее нападение на наше учреждение, которое  надо было отражать, это внутренне возникшая страшная беда. Мальчишку каждый день видели десятки  учителей, в школе есть психолог, школа очень небольшая.  Я уверен, что это и  трагедия семьи, причем объединенная с чувством чего-то неувиденного. Никогда не говорю, что от школы зависит все, конечно, нет, но считать, что от школы ничего не зависит, было бы  еще большей ошибкой.  Мне кажется, что сегодня не только наши штатные психологи должны задуматься  о  том, теми ли ребятами мы интересуемся,  на тех ли ребятах сосредоточено наше внимание, в первую очередь нам не  обойти  тему  очень внимательного отношения к детям классных руководителей. Внимательное отношение к детям классного руководителя было, есть и будет непременным условием нормальной школы.  Профсоюз очень вовремя поднимает вопрос о финансовой составляющей, но мы должны рассмотреть еще и содержательную, организационную стороны работы классного руководителя.  Думаю, к этому должны подключиться ректоры наших городских педвузов, чтобы решить, какие дополнительные лекции, занятия  нужны нашим классным руководителям, для того чтобы еще раз восстановить в себе, обострить в себе те профессиональные качества, которые позволяют им вовремя замечать детские проблемы, замечать то, чего нельзя не замечать.  Есть поручение мэра Москвы Сергея Собянина помочь нашим школьным психологам. Да, я уверен, что нужна аттестация наших школьных психологов,  но это не должно стать просто  их проверкой, это должно быть мотивом   не к формальному, а к содержательному  повышению квалификации, оказанию им помощи в повышении профессионализма. Не должности нужны психологов, а психологи нужны.  Что-то мы, педагоги и психологи,  делаем не так, если в маленькой школе, где старшеклассников можно пересчитать по пальцам,  мы не замечаем того, чего нельзя не замечать.
Конечно, нельзя в нынешнем эмоциональном состоянии  давать какие-либо оценки  происшедшему, надо  обозначить ту, наверное, к сожалению, вечную проблему, на которую нужно еще и еще раз обращать свое внимание. Мы вроде бы всегда и обращаем на это внимание, но думаю, что гибель нашего коллеги, гибель полицейского, пришедшего на помощь детям в школу, должна заставить нас сегодня по-особому  посмотреть на те возможности, которые есть. Уверен, что наши классные руководители,  центральные фигуры в нормальной школе, должны подумать о том, что нужно сделать. Мы проведем несколько обсуждений темы классного руководства, темы психологической службы на заседаниях клуба директоров. Я понимаю, что, когда в этой крошечной школе  есть один психолог, что называется, присмотревшийся  ко всем детям, ему в самом деле тяжело увидеть   что-то, что необходимо видеть. Но нам нужно подумать о том, что нужно сделать, как должна быть организована психологическая служба. Может быть, это должен быть специалист, не подчиненный директору ОУ. Сегодня поступает много самых разных предложений от серьезных специалистов, которые занимаются  этими вопросами, этому, несомненно, должно быть уделено особое внимание.