«За коммунистическое просвещение», №248 (1718) от 29 января 1934 года
Не терять ни минуты!


Я молодой педагог и уже успел убедиться, что максимальный эффект дает только хорошо спланированный урок. Но какой должна быть форма рабочего плана? Предлагаемые варианты громоздки и нагружают учителя лишней работой. Например, на Киржачской районной учительской конференции была предложена следующая схема: 1) Дата. 2) Дисциплина и отдел программы. 3) Целевая установка. Содержание и ход урока. Методы работы. 4) Экскурсия. 5) Материал для учителя. 6) Оборудование урока и литература для учащихся. 7) Задания на дом. 8) Отметка о выполнении.
Совершенно очевидно, что эта схема невыполнима и ее можно безболезненно сократить наполовину.

Ф.Вуколов, учитель Слободской начальной школы Киржачского района, ИПО


«За коммунистическое просвещение», №252 (1723) от 3 февраля 1934 года
«Физиономия»


Петр Ильич неплохой, опытный учитель, после утомительного методсовещания пожаловался мне: «Знаете, Марья Федоровна, каждый класс имеет свою физиономию. В одном урок проходит незаметно, я сам увлекаюсь и учеников увлекаю, а в другой класс иду с отвращением, потому что весь класс «хулиганский», и я ничего с ним поделать не могу. Как хотите, а, по-моему, лучше выгнать нескольких хулиганов для острастки остальным и не портить школу. Никогда в прежней гимназии не стали бы терпеть подобного безобразия».
Я возмутилась и наговорила ему много резкостей на тему о том, что класс - это зеркало педагога, и, мол, «неча на зеркало пенять, коль рожа крива». Он обиделся и сухо простился, не подав руки. Абсолютно не могу понять, как он мог говорить подобные вещи. Ведь это значит расписаться в своей полной беспомощности и бессилии.
К.

«За коммунистическое просвещение», №262 (1733) от 15 февраля 1934 года
Лучший метод


В методике преподавания иностранных языков мы до сих пор подражаем старой школе и придерживаемся устаревших методов западной педагогики. И результаты, конечно, сказываются: миллионы учеников изучают языки, но, выходя из школы, не умеют даже правильно читать.
В чем причина? В том, что все учебники, которыми руководствуются учителя, составляются по методу «от грамматики к разговору». Ученик зазубривает слова и грамматические правила, но свободно говорить и писать он никогда не научится, потому что живой, разговорной речи он в школе не встречает, и в лучшем случае научится переводить текст со словарем. Поэтому необходимо как можно скорее ввести единственно верный метод «от разговора к грамматике»: преподаватель начинает занятия с наименования предметов, которые в классе под рукой, а уже потом дает грамматические выводы.
Э.Гехт,
г. Прокопьевск, Кузбасс

От редакции

Прошло 80 лет, но проблем у педагогов меньше не стало.