- Александр Константинович, как в вузе организована боевая учеба будущих офицеров?

На протяжении трех лет курсанты 5-го курса оттачивают свое мастерство в условиях, реально приближенных к боевым. И небезуспешно. Пока наши стартовые расчеты приносили в копилку нашего института оценку «отлично». Подготовка ведется в три этапа: теоретическая, предбоевая и боевая настройка техники и, наконец, стрельба. Среди расчетов отбираем лучшие, которые сверх нормы учебной программы проходят обкатку в Ленинградской армии ПВО и закрепляют приобретенные навыки ракетчика в Астраханской области.

В первые годы осуществляли пуски С-300 по достаточно легким мишеням Ла-17, а в прошлом успешно отработали по достаточно сложной - «Кабану». Руководители стрельб по достоинству оценили нас высшими баллами, обратив внимание на то, что курсантские расчеты отстрелялись ничем не хуже офицерских.

На мой взгляд, для обеспечения учебного процесса в разделе тактики и изучении материальной части очень важно полученные знания закреплять на практике. Тем более что боевое применение с каждым годом совершенствуется, а отработать новшества возможно только на полигоне.

Курсанты института примут участие в учениях с боевой стрельбой в Ашулуке. Работать будем совместно с Тверским университетом ПВО и филиалом Санкт-Петербургского института ПВО, привлеченных для обеспечения группировки радиотехнических и зенитно-ракетных войск. Учения в этом году приобретут комплексный характер, похожий на тактическое учение соединения ПВО, разумеется, в сокращенном размере.

Наши курсанты принимают участие и в командно-штабных учениях под руководством начальника Генштаба по обеспечению территориальной обороны. В соответствии с планом командующего Московским военным округом мы выделяем личный состав для охраны позиционных районов ракетных войск совместно с Ярославским филиалом финансового университета и Костромским училищем РХБЗ.

- В институте обучаются ребята из Белоруссии. Удается ли им пройти обкатку на наших полигонах?

- Говорить об этом еще рано. Ребята из Белоруссии учатся пока только на третьем курсе. Довольно-таки толковые и способные курсанты. Из 12 человек двое идут на золотую медаль и двое - отличники учебы. Если они и дальше будут показывать неплохие результаты в учебе и в службе, то, будучи выпускниками института, наравне с нашими пятикурсниками займут места в стартовых расчетах.

Недавно нас посещал представитель военного образования Белоруссии - бывший ракетчик. Ознакомился с нашей модернизированной техникой, впрочем, стоящей и у них на вооружении. Очень понравилась как учебная, так и материальная база института. В разговоре он с сожалением заметил, что специалистов для работы на «трехсотках» готовить белорусам негде. А по решению минобороны Белоруссии отбор абитуриентов для дальнейшего их обучения в нашем институте пока приостановлен.

- Вузу предстоит серьезный экзамен...

- Сегодня для нас первоочередная задача - подготовка к лицензированию института в январе 2004 г. Министерство образования будет проверять способность нашего вуза вести подготовку по тем специальностям, которые заявлены согласно государственному заказу. Проверка включает целый ряд направлений, начиная от количества компьютерной техники, объема библиотек и заканчивая учеными степенями педагогов. Для института их уровень - 55%, притом, что по каждой из дисциплин (а их у нас около 110) должны быть свои доктора и кандидаты наук. Мы близки к этой цифре.

В 1996 г. инспекция по государственному образовательному стандарту первого поколения у нас уже проводилась, правда, в ускоренной форме. Сейчас фундаментальные науки стали преподаваться в полном объеме. К примеру, учебное время на математику увеличили с 400 до 900 часов. Первый выпуск подготовленных в этих рамках специалистов состоялся в 2002 г.

- Одна из наиболее серьезных и пока еще до конца не решенных проблем Вооруженных Сил - увольнение молодых офицеров. Ощущаете ли вы ее в своем коллективе, и с чем это связано?

К сожалению, «миграция» офицеров имеет место. В основном с должностей - командир роты, батареи. Такая тенденция сохраняется и среди преподавателей. Как правило, преподаватель в 45 лет защищает кандидатскую диссертацию, увольняется и переводится в гражданский вуз, где его с удовольствием принимают. Наши преподаватели пользуются огромным спросом в технических университетах. Зачастую переманивают самых лучших, ведущих специалистов. Удержать их можно, только решив социальные проблемы. Подавляющее большинство живет в съемном жилье на окраинах города. Ютятся, кто как может. Пока не будет решен жилищный вопрос, речи о нормальной кадровой политике и быть не может. Разве можно начинать беседу о приеме преподавателя или молодого офицера на вакантную должность с бытовых вопросов, а заканчивать деловыми качествами? А приходится поступать именно так.

- Что предпринимаете для решения жилищного вопроса?

- На ремонт и строительство деньги выделяются. Ремонтируем жилищно-казарменный фонд, а также учебную базу. В этом году приступили к строительству общежития, по сути, дома на 98 двух- и трехкомнатных квартир. И заложили 108-квартирный жилой дом. Сдача в начале 2004 г. Завершив строительство, мы в какой-то мере сможем решить жилищную проблему 80% наших бесквартирных, тем самым приостановив отток как молодых офицеров, так и преподавателей.

- Как известно, продлено действие программы «Государственные жилищные сертификаты», оправдывает ли она себя в вашем регионе?

- Сама программа неплохая, но только уж очень сильно отстает от роста цен на жилье. Сумма, заложенная в сертификаты, зачастую не совпадает с реальной стоимостью жилой площади. В Ярославле при поддержке правительства Москвы началось строительство нового микрорайона. Метр жилплощади в нем стоит около 13 тысяч рублей. А по сертификату - всего 6. Чтобы в нем приобрести квартиру, необходимо чуть ли не вдвое увеличить его стоимость. В этом вопросе неоценимую помощь офицерам института оказывают администрация и мэр нашего города Виктор Волончунас. По возможности, из собственного резерва, к различным праздникам и юбилеям они пытаются хоть как-то помочь. Но полностью квартирный вопрос это не снимает.

- Кем может гордиться институт?

- Профессионалов и просто хороших людей у нас много. Среди них хотелось бы выделить полковника Александра Романова, начальника кафедры тактики ЗРВ. На протяжении последних лет Александр Анатольевич готовит наши курсантские расчеты к полигону, находится рядом с ними во время стрельбы. Благодаря ему ниже оценки «отлично» мы пока не опускались.

Хочу отметить начальника кафедры радиоэлектроники полковника Виктора Турова, кандидата технических наук, доцента, автора порядка 10 изобретений, человека, который совместно с местными предприятиями ведет непрерывную научно-исследовательскую работу. Несколько научных работ выполнены им по заданию главнокомандующего Военно-воздушными силами.

Уникальную учебно-материальную базу на кафедре автоматики создал ее начальник полковник Владимир Ключник. С разрешения заместителя главнокомандующего по вооружению в классном варианте он демонтировал элементы микрорадиоэлектроники из кабин локатора и автоматики. Для удобства обучения разложил всю эту схему на партах, подключил и сделал оригинальную систему вентиляции, которая не шумит и не мешает учебному процессу. Расположил все так, чтобы было интересно, наглядно, поучительно.

Такие примеры перечислять можно очень долго. Отрадно, что люди при всех сегодняшних невзгодах и трудностях со своими задачами справляются.