Я попытался выделить, чем могут быть полезны занятия волейболом для школьников, подкрепляя каждый аргумент конкретными наглядными примерами.
Первое: повышается уровень общей физической подготовки - это быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость. Волейбол - прекрасная возможность гармоничного развития всех физических качеств человека.
Второе: растет уровень специальной физической подготовки. Благодаря игре происходят следующие физиологические изменения:
- улучшается дифференцировка пространственно-временных отношений,
- увеличивается объем поля зрения, развивается точность глазомера,
- совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы,
- совершенствуются функции опорно-двигательного аппарата,  
- приобретается более тонкая двигательно-мышечная дифференциация движений.
 Третье: позитивные изменения психических характеристик личности - развитие основных свойств внимания (интенсивность, устойчивость, переключение), восприятия, памяти, действенного характера мышления.
Четвертое: формируются морально-волевые и нравственные качества - целеустремленность, настойчивость, выдержка, самообладание, инициативность, дисциплинированность, доброжелательность.
Кроме того, волейбол отличается житейской привлекательностью. Ребятам нравится его простота, зрелищность, эмоциональность. Добавлю, что эта игра доступна для людей разного возраста и физических кондиций.
Еще занятия волейболом позволяют формировать жизненно необходимые качества:
- умение принимать единственно верное решение в условиях лимита времени,
- эмоциональную устойчивость,
- стрессоустойчивость,
- умение оценивать степень риска и идти на риск,
- внутреннюю уверенность в себе,
- умение контактировать с людьми.
Проблема в том, как наиболее эффективно донести эти ценности до детей, заинтересовать, убедить в важности их освоения.  
Я поставил перед собой основную цель - раскрыть индивидуальные способности учащихся, не проявившиеся отчетливо в ходе общеобразовательных уроков по предмету.
Задачи
1.    Способствовать развитию духовных сил и способностей, позволяющих преодолевать жизненные трудности, адаптироваться к социальной среде.
2.    Обеспечить возможность личностного роста.
3.    Создать условия для саморазвития творческой индивидуальности человека.
Предъявляя учащимся разнообразные ценности, важно понимать, что они должны способствовать удовлетворению возникающих потребностей. Поэтому свою деятельность я строю, ориентируясь на компоненты известной пирамиды человеческих потребностей (А.Маслоу) в безопасности, в общении, в уважении, в самосовершенствовании.
И конечно, нельзя забывать о физиологической потребности человеческого организма в движении и двигательной активности. Школьники испытывают удовольствие, занимаясь волейболом, так как получают приятную нагрузку, не боятся выглядеть смешными или получить плохую отметку.
Потребность в безопасности (комфортный микроклимат):
- нет авторитарности,
- личностный фактор педагога,
- «охрана» новичков (создается режим наибольшего благоприятствования),
- постоянная перестановка школьников в парах, тройках, командах,
- нет давления родителей и учителей.
Мнение детей: «Это единственное место, где я могу отдохнуть и расслабиться».
 Этот факт имеет место, хотя я уделяю серьезное внимание тому, чтобы мы работали в одной команде с родителями и педагогами.
Потребность в общении. Дети среднего школьного возраста ходят в школу общаться, но зачастую учеба в больших классах приводит к тому, что у ребенка нет друзей, он ощущает одиночество. На тренировке ребята получают радость от общения, стараются приходить  на нее пораньше, не хотят уходить по окончании. Все вместе мы отмечаем дни рождения, праздники. Дети делятся своими проблемами, школьными и даже семейными успехами и неудачами. Считаю, что потребность в общении - одна из сильнейших, и гораздо лучше, если она будет удовлетворяться организованно, на безопасной территории.
Потребность в уважении:
- своеобразная элитарность команды,
- возможность общаться с авторитетными старшеклассниками,
- похвала за успехи со стороны учителей и администрации.
Потребность в самосовершенствовании. Удовлетворение этой потребности ведет к тому, что школьники, занимающиеся в группе, не бросают спорт. Работать в этом направлении мне помогают найденные в методической литературе характеристики психологически зрелой личности, в своей деятельности я ориентируюсь на них (см. приложение). По сути, результат нашего совместного труда - психологически зрелая личность.
Рано или поздно наступает кризисный этап развития личности и команды в целом. Путь преодоления кризиса - соревнования. А.Маслоу так говорит о роли детских соревнований: «Раскрытие своего истинного «я» связано с особыми пиковыми переживаниями счастья, вдохновения, изумления, открытия, горя, надежд, отчаяния, только проходя через подобные испытания, можно вынести позитивный опыт познания себя и жизни». Поэтому очень важно получить опыт поражений.
Из детских сочинений: «Ребята мне сказали: «Ты плохой волейболист, из тебя ничего не получится в волейболе». Я вернулся домой, уткнулся в подушку и заплакал, мне было горько осознавать, что мое желание и труд, вложенный за год тренировок, были оценены таким образом. Но я решил - докажу всем, что умею и могу играть в волейбол».
Важнейшая педагогическая задача - сохранение и повышение уверенности в себе. Я должен быть со школьниками максимально честным и открытым. Несомненно, поражения болезненны, однако игра - это не только проигрыш, но и победа. Необходимо заразить ребят положительными эмоциями, амбициями, дать почувствовать спортивный азарт. Тогда можно быть уверенным, что за поражениями придут победы.
Из сочинений школьников: «Перед игрой мы пришли в раздевалку, у каждого был один вопрос: «Ну что, ребята, победим сегодня?» Все сказали: «Да!» Мы вышли и стали играть, и в этой игре мы почувствовали дух команды. Что он собой представлял? Не знаю. Но знаю, что во время игры я чувствовал, где находятся все игроки, их мысли, настроение, переживания, ощущал локоть каждого из ребят».
«Как бы тебе ни было сложно и больно, самое главное - оставаться собой и уметь прощать тех, кто тебя предал, не хотел тебя выслушать, не хотел тебя признать. Ты слушаешь свое сердце и знаешь, что оно не может ошибиться. Мы команда, у нас единый дух, мы уходим непобежденными, чемпионами, но это во вторую очередь. Мы уходим друзьями, и это главное».
Я уверен, что волейбол стал жизненной потребностью моих учеников. Он помогает детям раскрывать себя, дарит им радость. Полагаю, что это немало.

Приложение


Характеристики психологически зрелой личности
1. Способность к целеполаганию, умение поставить личностную цель, достичь ее, ощутить результат.
2. Способность делать выбор, умение находить выход при встрече с жизненными препятствиями.
3. Принятие на себя ответственности за свой выбор, за вклад в общее дело, за результат.
4. Способность к самопознанию, знание своих сильных и слабых сторон.
5. Развитые коммуникативные способности, радость от общения, способность к душевной теплоте и сердечности отношений.
6. Жизненная философия и собственная система ценностей, которая делает жизнь значимой для самого человека.

​Дмитрий КОЛЕНЕЦКИЙ, учитель физической культуры средней школы №16 Вологды, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»