Методические материалы
Центральное место на моем рабочем столе занимает папка, в которой собраны методические материалы. Эти материалы помогают мне решать проблему, с которой я столкнулся, придя в лицей, - недостаточная сформированность у моих учеников ключевых компетенций. В рамках предмета это выражалось в трудностях при построении алгоритма работы, при работе с информацией, в отсутствии мотивации к обучению.
Особенность нашего лицея в том, что обучение в нем ведется с 7-го класса, классы формируются из учеников, которые учились в разных школах города. Это приводит к тому, что на первоначальном этапе ребята испытывают трудности во взаимодействии друг с другом, при работе в парах и группах, при высказывании своих мыслей.
В современном обществе такие качества, как умение самостоятельно добывать знания, владение информационными технологиями и коммуникативными навыками, просто необходимы ученикам. Поэтому цель моей педагогической деятельности - формирование ключевых компетенций учащихся: информационной, учебно-познавательной, коммуникативной и компетенции личностного самосовершенствования. Наиболее эффективно, на мой взгляд, достичь этой цели можно за счет применения деятельностного подхода в обучении.
В связи с этим тема моей методической работы - «Деятельностный подход на уроках информатики как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».
Деятельностный подход максимально активизирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Когда ученик сам оперирует учебным содержанием, только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность к самообучению, самообразованию и самоорганизации.
На своих уроках я стараюсь включать школьников в поисковую учебно-познавательную деятельность, создавать условия для совместной работы обучающихся, обеспечивать диалогическое общение в процессе добывания новых знаний.
В своей работе я использую методики и технологии, основоположниками которых являются следующие авторы: Евгения Семеновна Полат (метод проектов), Андрей Викторович Хуторской (системно-деятельностный подход в обучении), Мирза Исмаилович Махмутов (организация проблемного обучения в школе), Эдвард де Боно (шесть шляп мышления), Даниил Борисович Эльконин (теория игровой деятельности).
А для себя я выделил пять, на мой взгляд, наиболее эффективных технологий и методов, позволяющих формировать ключевые компетенции. Именно они помогают мне достигать качественных результатов.
Метод проектов позволяет формировать умения планировать, анализировать, оценивать свою деятельность, работать с современными средствами информации, информационными технологиями, владеть приемами оформления текста и устной речью при защите проектов. Например, при изучении HTML каждому учащемуся необходимо создать свой проект (это сайт). Ребята начинают с идеи (выбирают тему), ставят цель (для чего им нужен этот проект). Работают над наполнением, структурой и дизайном своего сайта. А затем приступают к технической реализации. На итоговом занятии ученики защищают свои проекты, отвечают на вопросы и, если необходимо, дорабатывают проект. В результате каждый школьник получает свой полноценный сайт. Многие продолжают заниматься конструированием сайтов вне школы. Это очень важно для социализации учеников, т. к. веб-дизайн - одно из актуальных и перспективных направлений.
Для развития устной речи, познавательной самостоятельности обучающихся, умения планировать и анализировать свою деятельность я использую оптимальный, на мой взгляд, технологический прием - действие по алгоритму при решении задач, который является частью технологии самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Причем не сообщаю готовый алгоритм, а создаю условия для того, чтобы ученики выводили его самостоятельно. Это способствует развитию у школьников самостоятельности и самоорганизации, творческой деятельности, логического мышления. Например, при изучении правил переводов из одной системы счисления в другую ученики часто путаются. Поэтому необходимо, чтобы они самостоятельно выводили этапы алгоритма, тогда знания усваиваются надежно и прочно.
Технология проблемного обучения формирует умение отличать факты от домыслов, анализировать, оценивать свою деятельность, работать в группе, искать и находить компромиссы. Если использовать терминологию Льва Семеновича Выготского, то проблемная ситуация должна находиться в «зоне ближайшего развития», когда учащийся может разрешить ее только на границе своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. Очень важно, чтобы проблемная ситуация была лично значима для учащихся, чтобы у них возникло желание работать над данной проблемой и найти пути ее решения. Например: 1. Для того чтобы ученики поняли целесообразность использования оператора CASE, даю им задачу с большим вариантом развития событий. Выполняя задачу, ребята спрашивают: «А нет ли способа проще?» Тогда мы и выходим на тему «Оператор выбора CASE». 2. В начале изучения темы «Передача и обработка информации» показываю видеоролик, на котором человека обжигает огонь. Задаю вопрос: «Что произошло? Что вы видели?» Далее в процессе дискуссии выходим на тему передачи информации - как она осуществляется и как происходит ее обработка.
В рамках технологий я использую различные методики.
Одна из них - методика шести шляп мышления Эдварда де Боно, благодаря которой учащиеся приобретают умение работать в группе, искать и находить компромиссы. Современные дети общаются посредством коротких сообщений, довольно сложно научить их говорить на уроках. Надевая шляпу, ученик примеряет определенную роль, не замыкается и легче включается в процесс обсуждения. Например:
- черная и желтая шляпы прекрасно помогают найти достоинства и недостатки различных систем счисления, а также растровых и векторных графических редакторов;
- когда необходимо получить различные творческие идеи от учащихся, интересные варианты развития событий, то они надевают зеленую шляпу творчества;
- эмоционально высказать свои мысли при изучении тем «Суд над Интернетом» и «Операционные системы», делать предположения, не боясь оценки окружающих, поможет красная шляпа;
- сориентировать ребят на получение информации и организацию мышления помогают белая и синяя шляпы соответственно.
Примерить на себя определенную социальную роль ученики могут на уроках, построенных с помощью метода ролевых игр. Здесь они пробуют себя в качестве программиста, веб-дизайнера, редактора. Например, в теме «Компьютерная графика и анимация» школьники становятся режиссерами и монтажерами, создавая видеоролики; на уроке «Рекламное агентство» ученики попадают в рекламную фирму, которая выполняет различные заказы клиентов. Таким образом создаются условия для самопознания и самореализации обучающихся.
Вся система работы направлена на формирование не одной отдельно взятой компетенции, а нескольких компетенций в совокупности. Именно поэтому при организации образовательного процесса я стараюсь комбинировать элементы различных образовательных технологий. Например, урок на тему «Кодирование информации. Системы счисления» я построил по методике «Шесть шляп мышления» с применением технологии проблемного обучения и самостоятельной познавательной деятельности. В результате сложная теоретическая тема, которая вызывает трудности и как следствие отсутствие мотивации к ее изучению, усваивается в интересной форме.
     
Журнал достижений
Применение деятельностного подхода, использование новых современных образовательных технологий в практике моей работы способствуют высоким результатам в обучении и воспитании учащихся. Обратимся к журналу достижений. В учебной деятельности на протяжении трех лет успеваемость по предмету составляет 100%. Качество знаний по предмету остается стабильно высоким (в среднем 98%). Качество проектов, презентаций, видеороликов вышло на новый уровень не только с технической точки зрения, но и в плане содержания. Остаются неизменными интерес к предмету и высокий уровень мотивации к изучению информатики. Увеличилось количество учащихся - участников и призеров конкурсов и игр как в рамках предмета, так и за его пределами. Это один из показателей заинтересованности предметом. Да, не все занимают первые места, но важен результат одного конкретного ребенка в сравнении с его же прежним результатом.
     
Классное руководство
Моя работа заключается не только в подготовке и проведении уроков, это еще и работа классного руководителя.
Используя современные гаджеты, я могу оперативно связаться со своими учениками и родителями как по телефону, так и через свой личный сайт и группу своего класса, а также электронный журнал.
Совместно с ребятами мы организовали студию по созданию видеофильмов о жизни нашего дружного коллектива и секцию настольного тенниса, собираемся вместе и играем на гитаре. Выпускаем классную газету.
В классе создана инициативная группа, которая планирует, организует и проводит не только классные мероприятия, но и активно участвует в жизни лицея. Например, ученики нашего класса состоят в управляющем совете лицея, являются представителями лицейской организации «Малая академия наук», а Егор Харитонов (староста класса) в этом году выдвинул свою кандидатуру в президенты МАН.
Все это способствует тому, что по итогам учебной деятельности наш классный коллектив один из первых в рейтинге по качеству знаний и успеваемости в лицее. Активная познавательная деятельность привела к активной социальной и общественной деятельности моих учеников.

P.S. Презентация к представлению педагогического опыта опубликована на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/777

​Алексей ЛИСИН, учитель информатики и ИКТ лицея №124 города Барнаула Алтайского края, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»