Работа для коллектива
Эти дети, многие из которых были на грани между жизнью и смертью, снова входят в жизнь. И возможность помочь им в этом - большое счастье.
Большинство не первый раз приезжают в лагерь. У нас есть уникальная возможность проследить, как наши идеи, объединенные в программу, влияют на поведение детей и даже выбор своего жизненного пути.
Для педагогов в лагере очень важно уметь корректировать свою работу, учитывая мнение врача и психолога, которые постоянно работают в больнице. Их советы уникальны и заставляют задуматься о том, как справляться с гиперопекой, создавать ситуации, подталкивающие к самостоятельным решениям. Каждый день проходит педсовет, на котором тщательно анализируется все происходящее с детьми за день.
Результаты, которые мы получаем не первый год, еще раз убеждают, какую важную роль играют подобные лагеря, помогая детям постоянно развивать свои возможности. Яркий тому пример: робкий, слабенький малыш, когда-то принявший предложение взрослых помочь в постановке танца, стал не только звездой наших смен, но и проявил отличные организаторские способности в роли вожатого.
Участвуя в мастер-классах, наши дети уверенно выбирают свой путь после школы. Будущий детский врач вечно возился с малышами; филолог сначала получил возможность проявить в лагере талант писателя и поэта; дизайнер увлеченно рассказывал ребятам о созданных костюмах. Приятно осознавать, что в становлении детей наш реабилитационный лагерь сыграл свою положительную роль.
Главная задача лагеря - помочь детям не бояться жить в мире здоровых людей, справиться с неуверенностью.
Есть, на мой взгляд, одно «но». Успешна работа лагеря только тогда, когда существует единство взглядов всего коллектива. Если этого нет, программа обречена на провал, даже если собрать самых талантливых специалистов.

Отдых, игры, мастер-классы
Каждый раз, создавая комплексную программу для лагеря, мы стараемся учитывать все факторы, позволяющие укрепить не только физическое здоровье, но и духовное, психологическое состояние детей.
В этом году программа составлялась по следующим направлениям: активный отдых - развитие любознательности, исследовательских способностей; творческое самовыражение; игровые формы работы.

Были выделены следующие блоки:
Спортивный - динамические игры, соревнования, путешествия, походы, индивидуальные программы.
Приключения и исследования - краеведение, экспедиции, экскурсии, фотоохота.
Клуб любознательных. Лекторий - проекты, доклады по интересам, мастер-классы.
Творчество - изобразительное искусство, архитектурно-конструкторское бюро (макетирование, моделирование, бумажная пластика, мастерская ремесел, театральная деятельность, литературно-художественное творчество, музыка и танец).
ИКТ - флешанимация, изучение графического редактора, создание сайтов.
Психологическая поддержка.
Пик творческой активности - заключительный спектакль-концерт.
На протяжении всей смены максимально используется идея самоуправления - ребята выступают в качестве помощников, ассистентов вожатых, участвуют в совместных мастер-классах, в принятии решений.
Данные заметки - это впечатления о влиянии искусства, творчества на моральное и психологическое состояние детей. Творчески реализованный ребенок начинает с интересом относиться к жизни, верить в себя, свободно мыслить, проявлять инициативу, интерес к окружающим людям.
Вот некоторые эпизоды из программы лагеря.

Лето. Строим город мечты
Ребенок, играя, любит строить маленький мир вокруг себя, украшая его своими руками, заселяя своими игрушками, мечтами.
Мы строим сказочный город, в котором каждый ребенок, воплощая свои мечты, сооружает дома, поселяет необычных жителей, придумывает машины и летательные аппараты. Каждого героя ребята невольно одаряют теми качествами, о которых они мечтают в своей реальной жизни: доброта, сочувствие, уважение друг к другу. Материал - все, что под руками: коробки, банки.… В начале смены дети были просто архитекторами и строителями. Постепенно город обрастал деталями, в нем появлялись новые жители, и родился сценарий «Маленькие истории сказочного города».
Работая группами, ребята обсуждали свой проект, спорили, предлагали новые идеи. Дух коллективного творчества помогал решать проблемы.

Вот как дети описывали своих героев:
«Знакомьтесь, это Мурзябчик, домовичок. Он просто выглядит сердито, на самом деле он добряк, хранитель снов. Он сердитый днем и добрый ночью. Его призвание - беречь сон и отгонять плохие мысли. Он живет везде, где у жителей хорошее настроение, не любит ленивых и капризных детей, любит сладости и мечтает, чтобы все его любили…» Настя
«…Красавчик сам не знает, кто он такой. Бегает, как лошадь, хвост, как у белки, рога выточили, как у оленя, как баран украсил свой воротник…»  Вова
«…Фея Тоня умеет лечить травами, заботится о природе, охраняет ее…»  Света
«…Осьминог любит читать и рисовать, поэтому у него разноцветные лапы…»  Люда
«Птица Птин наблюдает за всеми, чтобы никто не потерялся…»  Надя

«Синяя птица переносит мысли на расстояние. Если жители далеко друг от друга, птица поможет поддерживать связь».  Надя
«Странствующий воздушный шарик побывал во многих городах и много знает, поэтому к нему часто обращаются за советом».
«Золотогиппопотам - ласковый зверь. Даже в самую темную ночь он светится ярче фонаря и помогает найти нужную тропу и не потеряться. Он не злится, даже если жители смеются над ним, только улыбается». Эля
«Маленький Совенок любит поспать и поесть, потому что он еще маленький. Чтобы он не мерз, мама связала ему носки и перчатки». Витя
«Улыбастик. Раздает тепло и радость окружающим. Беда состояла в том, что многие злоупотребляли его добротой. Улыбастик ощущал это, но отношение к окружающим не менял. Однажды он просто исчез, а с ним ушли и лучи добра. Несколько дней жители не замечали его отсутствия, но позже им стало не хватать тепла и света. И Улыбастик вернулся. С тех пор жители ценят и хранят тех, кто делает мир ярче и добрее». Оля

Всех жителей не перечесть: и самая длинная собака, и просто кот Василий, и человечки - строители города, инженеры и конструкторы, которые придумали машины и механизмы; и лесные жители из шишек, сучков и корешков. Все они нашли свое место в сценарии к спектаклю и мультфильму «Маленькие истории сказочного города». Мультфильм создавался под техническим руководством Александра Сергеевича Корчагина, главы блока информатики и вожатого.
Показ мультфильма плавно переходит в выступление бродячих артистов, которые появляются в городе. Все желающие (а их было много) могли присоединиться к артистам. Впереди шагал со скрипкой в руках прихрамывающий маленький скрипач. Все наши герои вышли из помещения на природу и уже там отплясывали танец радости, сражались на резиновых палках, отгоняя злых гостей, играли на кастрюлях и били в барабаны.
Таким образом, создание города - стержень, на который нанизывались все фантазии, переходящие в образы спектакля, а дети, невольно прячась за маской своих героев, отбрасывали робость и неуверенность, чувствуя себя свободными и смелыми. Не было ни одного ребенка, оставшегося в стороне.
«Делать город оказалось очень увлекательно, мне нравилось воплощать героев моего воображения в жизнь. Я, например, давно мечтала сделать летающего кота. Мне казалось, что я сама стала жительницей города мечты». Нина
«С самого первого дня ощущалась такая теплая атмосфера. Мы создавали маленький мир нашей смены, творческий и забавный». Настя

Фотоохота
Она была придумана для детей, которым некомфортно в больших группах людей. Мы отправлялись бродить в лес, в поле за интересными фотокадрами, обсуждали увиденное, помогали детям адаптироваться в коллективе. Постепенно фотоохота стала настолько популярной, что сейчас воспринимается как традиционное событие. Даже этой зимой, когда почти не было снега, ребята умудрялись найти массу интересных кадров в лесу. Вырванные с корнем деревья были похожи на диковинных зверей. Оступившись на тонком льду, в трещине мы обнаружили болотце, живущее своей жизнью, с зеленым тростником, с запахом тины, паром. Замерзшие хрустальные грибы под снегом. На стволах - золотистый лишайник в кристаллах льда. Волшебство! А вечером - просмотр и впечатления от увиденного.

Зима. Проект «Моя елка»
Елка - символ Нового года и нашего пребывания в зимнем лагере. Раньше мы создавали герб смены из рисунков, на этот раз решили выполнить его в 3D. Каждый сделал свою личную елку в форме конуса, а затем придавал ей неповторимый образ, исходя из своих личных желаний, фантазий, внося в нее частичку себя, украшая, придумывая названия: «Огненная», «Космическая», «Летящая», «Веселая», «Модница», «Карнавальная» и т. д. Все 33 елки имели свое имя и лицо. А потом наш главный доктор, Григорий Янкелевич, он же Дед Мороз и конструктор всех наших затей, соорудил из проволоки спецсооружение и все 33 елки объединил в одну большую, на всю смену, ель.

Зима. Проект «Наш мир»
Как вовлечь большинство детей в творческий процесс? Хочется создать с ними что-то большое, зрелищное за короткие зимние дни. Одному ребенку это просто не под силу. Грандиозные задания пугают детей, неуверенных в себе. А такой прием, когда каждый выполняет часть работы общего замысла, позволяет ребенку почувствовать себя причастным к созданию значимой работы. Это увлекательная творческая игра, когда даже взрослый, руководя работой детей, не знает, что в конце концов получится.
Мы говорим с детьми про библейский сюжет о сотворении мира. Бог, великий Творец, создал наш мир, чтобы мы жили в нем, берегли воду, землю и воздух.
Что бы вы изобразили, создавая картину Земли? Детям предоставлено поле деятельности 1,5 на 2 метра. Каждый может нарисовать то, что ему кажется важным. Этот прием помогает не бояться большого листа. Постепенно возникает картина мира. Сам процесс творчества проходит в очень непринужденной обстановке. Каждый ребенок свободно объясняет, почему ему захотелось нарисовать тот или иной сюжет.
Увлечен своей работой Слава. Оказалось, что он интересуется жизнью океанских глубин, знает все досконально об изображаемых существах. К нему присоединяются другие любители водных просторов. Медузы, рыбы, морские звезды, кит и даже батискаф поселились в нашем океане. «А на Земле первым появился слон, потому что самый большой», - пояснила Тая. А затем на спину к нему забрался медведь, потом появились корова и мама с папой и детишками. «Семья должна быть обязательно на Земле», - комментирует ребенок, у которого трагически погибла мама.
«Тигр, свирепый хищник, легкие и нежные птицы - все они уживаются на Земле, и каждому находится место», - поясняет Настя.
Пальмы и березы, лисы, зайцы и жираф, деревни и города… Земля получилась населенной, нет ни одного свободного места, а над ней, в небе под Солнцем и Луной, парят птицы, летят самолеты и воздушные шары, светят радуга и северное сияние. И очень довольные авторы, забыв про страхи, разглядывают свое творение и сожалеют, что было мало места, «не все поместилось».
Бывают моменты, когда тебе, как взрослому, необходимо помочь одному-единственному ребенку, который еще не вошел в общий ритм коллектива. Как к колючему ежику, ты пытаешься приблизиться к нему, и не всегда это получается сразу. Нет методических рецептов на все случаи жизни, здесь невозможно надеяться на опыт.
Передо мной сидит, нахохлившись, девочка. Судьба оказалась очень жестока к ней. Она пришла на занятие через силу, никакие предложения не воспринимает - «не умею, не хочу, не знаю». И вдруг, наблюдая за тем, как дети пытаются из шариков сделать зверей, выражает желание попробовать тоже. Но с гладкими, холодными шариками она не очень хочет работать. А на предложение обвязать их пушистой пряжей откликается с удовольствием. И вскоре на свет появляется пушистое смешное существо с мягкими лапами и хвостом-кисточкой. С этого момента зверек присутствует у нас на всех занятиях. А девочка уверена, что и дома ей будет хорошо с ним. Вскоре у нее появилось желание сделать витраж, и на лице засияла улыбка при встрече. Трудно объяснить, но для меня это лучшая награда.
Ребята говорили о том, как им интересно было в лагере, чему они научились, как быстро прошло время и расставаться не хочется:
«Здесь ребята дружат и сплачиваются, превращаясь в одну семью. Меня это очень поразило. Каждый заботится друг о друге, поддерживает в трудную минуту. В лагере я нашла то, чего мне недоставало всю жизнь, - дружбу. Можно открыться, зная, что никто тебя не осудит, а постарается понять, почему именно так». Саша
«Я нашел много друзей, раньше у меня их не было». Витя
Всем детям, с кем посчастливилось встретиться и работать, хочется пожелать здоровья и радости! До новых встреч!

Справка
Основатели и бессменные руководители лагеря для детей, перенесших онкологические заболевания, - доктор медицинских наук, заведующий отделением реабилитации Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева Минздрава России Григорий Янкелевич Цейтлин, директор Автономной некоммерческой организации по реабилитации детей с онкологическими заболеваниями «Дети» Марина Александровна Гусева.
«Учительская газета» регулярно освещает деятельность реабилитационного лагеря. Читайте материалы Наталии Богдановой в №44 от 28 октября 2008 года, №8 от 24 февраля 2009 года , №34 от 25 августа 2009 года, №34 от 24 августа 2010 года, №34 от 23 августа 2011 года.

​Наталия БОГДАНОВА, учитель изобразительного искусства средней школы №807 Москвы, заслуженный учитель РФ, фото автора