Бесспорно, что правила проведения олимпиады могут меняться. Министерство образования и науки РФ  приказом №1252 от 18 ноября 2013 года установило новый Порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников. 21 января 2014 года приказ был зарегистрирован Минюстом, опубликован 29 января  в «Российской газете» и вступил  в силу 9 февраля 2014 года.
У  многих заинтересованных лиц (учеников, их родителей, учителей), естественно,  возник вопрос, а  по каким правилам будет проводиться заключительный этап олимпиады в  2014 году. Олимпиадный сезон в самом разгаре, идет третий, региональный, этап, и логично его заканчивать по тем правилам, по которым начинали. Ведь никому не приходит в голову, например, последний тайм спортивной игры проводить по новым правилам.
Однако 5 февраля 2014 года (вновь обратим внимание на дату вступления приказа в силу - 9 февраля 2014 года!) на сайте Всероссийской олимпиады школьников сообщается: «приказ №1252 вступил в законную силу. В этой связи заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников... проводится в соответствии... с установленным Порядком».
Первый вопрос: насколько правомерно введение новых правил  накануне заключительного этапа?
Согласно новому Порядку проведения Всероссийской олимпиады школьников отменена ранее существовавшая квота для регионов. До сих пор регионы имели право отправить одного представителя от субъекта Федерации, если ни один участник не проходил на заключительный этап олимпиады по рейтингу. Иными словами, отныне далеко не все регионы будут представлены на последнем этапе олимпиады. Но это же Всероссийская олимпиада! Хотя вопрос представительства регионов, возможно, не самый болезненный.
Сложнее всего дело обстоит с олимпиадами по тем предметам, которые имеют значительную творческую часть. Например, по обществознанию она составляет не менее 70 процентов. Проверку работ участников регионального этапа осуществляют люди  с разными подходами. Дело не в компетентности или некомпетентности жюри, а в разных подходах, разном понимании, определенной доле субъективизма, от которого вряд ли возможно избавиться. А если еще критерии оценивания размыты и трактуемы по-разному? Та же ситуация в других предметах с большой долей творческих заданий - литературе, истории. В результате в одних регионах довольно строгая проверка, в других - гораздо мягче. Отсюда значительная разница в баллах победителей, и немало случаев натягивания баллов с целью пройти по рейтингу на заключительный этап. В итоге школьники из многих регионов страны просто лишены возможности участвовать в заключительном этапе Всероссийской олимпиады. Трудно понять позицию региональных министерств образования, молчаливо принимающих сложившуюся ситуацию.
Второй вопрос: не нарушены ли в данном случае права детей, которые по определению должны находиться в равных условиях? Кто и как объяснит ребенку, уже победившему в своем регионе, почему «правила игры изменились»?
На наш взгляд, в этих условиях необходимо еще раз взвешенно рассмотреть сложившуюся ситуацию. Предложение публиковать работы победителей в сети Интернет ничего не изменит, так же как и возможность постфактум критиковать действия региональных жюри. Возможно, некоторую остроту проблемы могло бы снять введение этапа олимпиады на уровне федеральных округов между региональным и заключительным этапами. Но поскольку в текущем учебном году это осуществить уже невозможно, то представляется вполне разумным проводить заключительный этап по ранее существовавшему Положению. Вероятно, старый принцип комплектования команд на заключительный этап (победители на региональном этапе плюс призеры и победители заключительного этапа предыдущего года) вызывал вопросы, но рейтинговый подход  вызывает их еще больше. Выстраивать рейтинг работ и участников можно только в одном случае: когда работы проверены одним и тем же составом жюри, с одним и тем же  подходом. Не говорим уже о том, насколько сложнее станет мотивировать ребят: ведь подготовка к олимпиадам - колоссальный труд и самоограничение. Каков бы ни был порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников, он должен отвечать принципам справедливости и равных возможностей, как это и должно быть в правовом государстве и гражданском обществе.

​Галина ТЫШЛЕК, учитель истории и обществознания средней  школы №10, председатель Архангельского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания, Архангельск