Но теперь, когда ничего уже не исправить и не вернуть, важно подумать о другом. Для начала перестать обвинять во всем одну лишь школу: мол, заучила ребенка до потери рассудка. Кто кого заучил, двигали парнем навязчивые идеи или нечто другое, что вообще творилось в его голове, выяснять профессиональным медикам. Но уж точно не нам такими формулировками разбрасываться. В обществе сегодня должен быть поднят совершенно другой вопрос: настало время всерьез ужесточить правила хранения огнестрельного оружия в домах. Необходим  жесткий контроль со стороны органов внутренних дел, нужно проводить регулярные проверки: где хранится оружие, где лежат ключи от сейфов, надежно ли они спрятаны или доступны несовершеннолетним. Возможно, прежде чем кто-то в семье получит право на приобретение оружия, специальную психиатрическую экспертизу должен пройти не только будущий хозяин ружья или пистолета, но и все, кто живет с этим человеком под одной крышей.
Если все-таки вернуться в школу, то здесь настораживает лишь одно: то, что с ребенком не все ладно, скорее всего было заметно задолго до того страшного черного понедельника. И тогда возникает вопрос: почему раньше не забили тревогу, не позвали на помощь психолога? Конечно, последние мероприятия по увеличению заработной платы учителям, абсолютно правильные и справедливые, привели к тому, что во многих школах ставки психологов были сокращены. И это еще одна проблема, которую надо поднимать и обсуждать. В любом образовательном учреждении должен быть хотя бы один специалист, который может консультировать учителя, если тот заметит в поведении своих детей нечто тревожное и настораживающее. И кстати, психологическую грамотность самих учителей тоже надо повышать, о чем сегодня мы говорим много, в частности, в Концепции модернизации педагогического образования.

N.B. Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.