Это монолог реального человека. Но состоялся он примерно пять-шесть лет назад. Тогда у детских садов были серьезные кадровые проблемы: работать некому, специалисты - редкость, так как слишком остры были «ножницы» между трудозатратами и их материальным восполнением, между ответственностью труда и его оплатой. С тех пор произошли разительные перемены.
Проводя мониторинг дошкольных учреждений Екатеринбурга на предмет нынешнего заработка педагогических сотрудников, я встретилась с однообразными ответами. «Действительно ли заработная плата принципиально выросла за последний год?» - «Да, это так». В одном дошкольном учреждении она составляет 22 тысячи рублей в месяц, в соседнем детском саду - 23,3 тысячи рублей, в следующем называют примерно 24 тысячи. Везде сумма вращается вокруг цифр от 20 до 24. Квалифицированными кадрами укомплектованы все проанализированные детские сады. Наметилась тенденция: если еще недавно в коллективах присутствовала текучка кадров (параллельно взрослению собственных детей активно шел переход сотрудниц в категорию «бывшие» со сменой места работы на более прибыльное и престижное), то сейчас движение изменило направление на обратное. Немало женщин с педагогическим образованием, когда-то покинувших дошкольные учреждения, теперь оставляют различные фирмы, торговые центры и даже банки и возвращаются работать по полученной в вузе или колледже специальности. Заинтересованность в устройстве собственных детей не является причиной тотального возвращения кадров, так как сейчас не действует положение о предоставлении служебных мест для детей сотрудников.
Картина создается почти благостная. Настолько позитивная, что пришлось сконцентрироваться на проблемах, чтобы протереть стекла розовых очков.
Заведующие несколькими дошкольными учреждениями, не желая фиксироваться на трудностях, тем не менее не умолчали, что требуемые цифры повышения заработной платы педагогических сотрудников (понятно, требуемые властными структурами) достигаются нелегко: «С трудом, но добиваемся». Где-то за счет младшего персонала, где-то путем сокращения количества работающих, путем совмещения. Хотя как можно совместить должность воспитателя в ясельной группе, к примеру, еще хоть с какой-то деятельностью? В одном коллективе сразу несколько педагогов ушли в декретный отпуск. Пока они числятся на больничном, получают средства из других источников, однако благоприятно влияют на общую картину. «Цифры вроде бы достаточно высокие, но если оценивать ситуацию по факту, она отличается от той, что идет по отчетам». Что делать дальше, без невольной помощи декретниц, руководитель учреждения еще не придумал.
Стала незначительной разница в оплате труда тех, кто только начинает трудовую жизнь, и опытных сотрудников. Соблюсти справедливость здесь помогает стимулирующий фонд, который, как известно, есть не только в школах, но и в детских садах. Заведующая детским садом №104 Нина Григорьевна Халявина убеждена, что чем выше стаж, чем больше знания, чем крепче и эффективнее навыки, тем выше должна быть оплата. Критерии оценки труда воспитателя не пустые слова, они отражают реальное качество работы.
- Прежде всего смотрим на посещаемость групп, - отметила Нина Халявина. - Если ребенок пропускает много дней, нужно выяснить, почему так происходит. Часто болеет? Уровень заболеваемости зависит от разных причин, конечно, но также и от внимания, заботливости воспитателя и обслуживающего персонала. Посещаемость важна еще и с финансовой позиции, ведь от нее зависит наполняемость бюджета учреждения. Мы сейчас живем в основном за счет родительской платы, так как из муниципального бюджета поступают деньги в основном только на зарплату и оплату коммунальных услуг. С начала 2014 года родительская плата составляет 1950 рублей в месяц, она серьезно возросла за последнее время, хотя на порядок ниже той, что платят родители за детей в частных садиках. Какие еще критерии оценки труда воспитателя используются? Применение новых образовательных методик и технологий. Повышение квалификации, посещение каких-либо курсов. Участие в различных внесадиковых мероприятиях. Например, в прошлом году наши дети вместе с педагогами, а иногда с папами и мамами, принимали участие в шести конкурсах городского, областного и даже международного уровней: экологической и интеллектуальной направленности. Особенно активно занимаются этим направлением Лариса Николаевна Григорьева, сейчас у нее подготовительная группа, и Галина Викторовна Воронова, тоже воспитатель подготовительной группы (у нас крупный детсад).
Еще один аспект ситуации - сравнение муниципальных садов с частными. Кратко работу в частных дошкольных организациях можно охарактеризовать так: «Группы поменьше, забот поменьше, свободного времени побольше, денег побольше». В Екатеринбурге действует несколько сетей частных детских садов, одни из них совмещены с яслями, другие - с начальной школой. Родительская плата колеблется от 10 до 18 тысяч рублей в месяц. Сотрудница «Солнышка» поделилась: «Я работаю в частном саду, а сестра - в муниципальном. Моя зарплата около 25 тысяч, она получает на несколько тысяч меньше, хотя не припомню выходных, когда бы она отдыхала со спокойной совестью: то бумаги какие-то заполняет, то план мероприятий сочиняет. С нас этого не требуют, все необходимое можно сделать в течение трудового дня, я никогда не брала работу на дом!» Однако несколько дополнительных тысяч не приводят к тому, чтобы в частные сады наблюдалась кадровая очередь, ведь там своя специфика, свои минусы: родители платят больше - но и спрашивают строже. Контингент непростой, порой капризный - и дети, и родители. Когда в 11 часов дитя привезут, когда и вовсе после обеда, как в таких условиях осуществлять образовательный процесс?
В общем, как ни старалась, я не обнаружила серьезных кадровых проблем в муниципальных садах, трудности в основном либо содержательного, либо, что чаще, материального характера. Где-то требуется замена оборудования, ремонт помещений, строительство подсобных. Где-то здание старое и нуждается в срочном обновлении. Пора установить видеонаблюдение на территории и так далее. Можно констатировать, что в детских садах Екатеринбурга в последние годы действительно произошла серьезная перемена: повышение заработной платы привело к кадровой стабилизации.
Но, с другой стороны, не все определялось и определяется деньгами. Например, в дошкольное учреждение №438 поступают дети с ограниченными возможностями. Муниципальное задание садика - 80 человек, из них 26 - инвалиды. Коллектив был сформирован 35 лет назад, он естественным образом обновлялся, но костяк сохранялся. И никакие внешние изменения - общественные, социальные, экономические - не оказывали заметного влияния на внутреннюю ситуацию в этом детском саду. Сюда пришли люди заинтересованные, готовые работать со сложными детьми и умеющие это делать, специалисты не только с педагогическим, но и психологическим, некоторые с медицинским образованием, с определенным складом души. Работа в дошкольных учреждениях всегда предполагает особый характер.

Екатеринбург