Нам удалось расспросить Илзе Марисовну, как родилась идея книжки и оттачивался дар сказочницы.
- Это начиналось почти 5 лет назад, еще до того как родилась моя Надюша, которой скоро будет 4 года. Моя приятельница-журналистка попросила меня написать сказку для рождественского номера газеты. Я поначалу смутилась, а потом взяла ручку и неожиданно написала: «Жили-были балетные туфельки». А дальше все пошло легко и естественно. И я вдруг поняла, что мне это безумно нравится! Мои герои жили совершенно ненадуманно и сами решали, что им делать. Поэтому набросок сказки, который у меня был в голове, часто менялся. Первая сказка была готова к Рождеству, а остальные написались где-то месяца за полтора. Я была очень счастлива в тот момент, когда писала эти сказки.
- С рождением дочки ощущение от процесса написания сказок изменилось?
- Нет. Сказку «Лягушка-балерушка» я написала по ее заказу. Я спросила, про кого она хочет сказку, и она ответила: про лягушку. Так родилась история про лягушку, родившуюся в фонтане Большого театра. Эта сказка тоже  писалась легко и радостно. Мне она очень нравится. Теперь, когда мы проезжаем мимо Большого, Надя кричит: «Балерушкин фонтан! Балерушкин театр!»  
...Презентация книги, как и полагается у фей, получилась сказочная - со сцены камерного Бетховенского зала сказки из новой книжки читали наградивший Мышь-критикана бархатным голосом замечательный артист Евгений Князев и известный художник Павел Каплевич, жизнерадостно поведавший о непростых взаимоотношениях балерин и булочек. А артисты соседнего РАМТа Евгения Белобородова и Сергей Печенкин и вовсе разыграли целый спектакль о том, как Юбочка влюбилась в Колет. Герои историй Лиепы не только мыши и коты, обитающие в театре, но и такие одушевленные здесь предметы, как занавес, ложи, осветительные приборы. Как тут не вспомнить Ханса Кристиана Андерсена!
Сказки получились весьма необычными,  Илзе Лиепа описывает не блеск и славу театральной жизни, а проводит читателей в уютный мир закулисья Большого, в его мастерские и даже в подземелье, где царят механизмы, отвечающие за полеты и прочие чудеса на сцене (а говорят, что примы ничего, кроме себя, не замечают!). И как ни странно, волшебство этого места не только не пропало, но и усилилось. Автор удивительно точно передала особые волнующие запахи и звуки, уникальную атмосферу Большого. В этом чувствуется столько любви к самому чудесному для автора театру на свете, что не влюбиться в него невозможно.  Может быть, все дело в том, что Илзе впервые вышла на эту сцену 5-летней девочкой? И в ее сердце благодарность всем людям и даже стенам театра?
- Как я могу их не любить, когда меня потом одевал тот же художник по костюмам, что и в детстве, а причесывал тот же парикмахер, что завивал мне локоны для роли сына Чио-чио-сан? - призналась сказочница пришедшим на презентацию детям (а среди них были и воспитанники детских домов) и взрослым.    
Сейчас о собственном детстве ей напоминают не только книжка и дочь Надя, но и девочки из школы-студии Илзе Лиепы, которые тоже выступили на презентации «Театральных сказок». Что интересно, в студии занимаются не только балетом, но и общим развитием детей. Почему известная танцовщица обратилась к педагогике?
- Когда у тебя маленькие дети, ты думаешь, как их воспитывать, - пояснила нам балерина. - А когда у тебя есть уже готовый механизм - балетная школа, это сделать проще. Наше образование не профессиональное только в том смысле, что открыто для всех. Мы в наших школах (всего их у Илзе Лиепы три. - Т.Е.) даем серьезное классическое образование и прививаем внутреннюю культуру.
Волшебство встречи будущих читателей и автора довершили выступление детского хора Большого театра и щедрый подарок, достойный феи, - Илзе Лиепа не только вручила великолепно иллюстрированную книгу каждому ребенку, но и расписалась в ней. В заключение ведущий презентации Валдис Пельш попросил ребят принести шуточную клятву о том, что они обязательно не раз еще придут в Большой театр. Думаю, читатели «Театральных сказок» непременно придут в театр, и не так важно, большой он или маленький.

фото Николая ПЕТРОЧУКА