- Светлана Владимировна, вас пригласили поработать в родной школе?
- Да, тогда директором школы был Владимир Петрович Илюшечкин. Поскольку я родом из этих мест и все знали, что поступила на заочное отделение ЛГУ и собираюсь стать учителем истории, то мне предложили должность библиотекаря. Я подумала, раз уж буду педагогом, почему бы и нет. В библиотеке проработала 3 года, кроме того, выполняла комсомольское поручение - занималась агитбригадой старшеклассников, и мы часто выступали в КВН, на праздниках.
Через три года мне дали мой первый класс, и я начала работать учителем истории. Затем попробовала себя в качестве педагога-организатора. А после рождения ребенка получила должность заместителя директора по воспитательной работе. Как раз тогда, когда все было разрушено - комсомол, традиции, связь поколений, - мы пытались выстраивать с нуля свою воспитательную систему. На смену Владимиру Петровичу тогда пришла Надежда Владимировна Ковальчук, и с ее подачи мы развили активную деятельность. Надежда Владимировна бросила клич срочно возродить школьный музей, который пребывал много лет в состоянии... кладовки. И мы, ее заместители, вместе со старшеклассниками перенесли все экспонаты из кладовки в два зала. Отреставрировали что могли, разместили, создали экспозицию и к 80-летию основателя нашего музея Михаила Андреевича Смирнова подготовили праздник и открыли музей.
Потом Надежда Владимировна возглавила детский дом, а директором Ропшинской школы стала Анна Игоревна Смирнова. С ее приходом началась новаторская, экспериментальная, проектная деятельность именно в направлении воспитательной работы. Мы получили статус федеральной экспериментальной площадки, реализующей проект «Ропша - окно в будущее». Этот проект достаточно успешно реализовывался у нас три года. Он был направлен на то, чтобы в школе или на базе других площадок в поселении создать места для развития обучения детей, например, в сельской библиотеке, на конеферме, в рыбхозе и т. д.
Затем, заметив нашу активную деятельность, нас пригласили в Ленинградский областной институт развития образования, и с 2006 года в течение пяти лет на базе школы реализовывался эксперимент «Ропша - центр социума». Это был большой проект. Мы проводили акции - красочные, яркие, запоминающиеся мероприятия для всего поселения - и мастерские, где создавали площадки для профориентации (клуб встреч, мастерская садовода, коневодство, танцы, гончарная мастерская и т. д.), причем к участию часто привлекали родителей.
- Вы учились в школе, когда не было проектной деятельности. С тех пор как вы ее окончили и стали директором, она изменилась. На ваш взгляд, нужны были ей эти изменения?
- Вы знаете, когда меняются время и страна, школа не может стоять на месте. Та школа, в которой училась я, соответствовала эпохе, которая существовала. Та школа выпускала достойных граждан своей страны, которые могли жить и быть успешными в той системе. Но поскольку все изменилось, вплоть до критериев, предъявляемых к людям, которые могут быть успешными, мы тоже изменились, чтобы наши дети в новых условиях могли реализовываться. Я думаю, что это необходимо. Сейчас есть все условия для того, чтобы каждый мог в чем-то себя реализовать. В том числе и во внеурочной деятельности. Когда выпускники приходят, а у нас каждый пятый год проходит вечер встречи выпускников, то говорят, что в жизни нередко находит применение то, что давали внеклассные мероприятия - праздники, проектная деятельность, участие в неформальных акциях.
- Был ли готов педагогический коллектив к таким изменениям?
- Когда мы начинали, то нас всего было трое единомышленников. На взгляд маститых педагогов, мы выглядели неадекватно с точки зрения педагогических целей и задач, поэтому приходилось опираться на детей. Мы поняли, что если до взрослых не достучаться, нужно идти через детское самоуправление. Но тогда и дети были другие. Сейчас система выстроена, педагоги в этой системе работают много лет, и те, кто приходит вновь, уже знают, куда приходят, какие правила существуют и т. д. Нюанс нынешнего времени в том, что изменились дети. Инициативных и ответственных, какие были в тот промежуточный период и на которых мы могли опереться, нет. Сейчас мы ведем детей.
Не секрет, что на данный момент остро стоит проблема общего снижения культурной планки. Причем причина не в экономике, а именно в отсутствии духовности. В семьях нет взаимопонимания, и школа не может заменить семью. Мы сельская школа, и это плюс для наших детей, потому что мы все одна большая семья, и иногда для детей это единственная модель «ячейки общества», но так быть не должно. Мы как раз хотим воспитать в нашей школе детей, у которых семьи будут другие.
Ни в коем случае не хочу сказать, что у нас родители - сплошные маргиналы. Отношения с родителями складываются хорошие, они частые посетители школы, участники многих проектов и мероприятий. Просто многие работают, и времени на детей не хватает. Это как раз поколение, которое в 1990-х оказалось на распутье, и не у всех хватило сил выстоять, и вот теперь они родители. Это не вина, а беда того поколения. Но все равно мы стараемся, и педагоги подчас проявляют чудеса, чтобы сблизить учительский, ученический и родительский коллективы.
- Светлана Владимировна, вы директорствуете шесть лет. Трудно было взять бразды правления в свои руки?
- С одной стороны, я знала детский, учительский коллективы, знала попечителей, все знали меня. Это мне помогло. С другой стороны, сущность работы директора я не представляла вообще, хотя более десяти лет работала в паре с директорами. Работу директора со стороны видно, как вершину айсберга. Все остальное находится под водой, и этому пришлось учиться. Не скажу, что было легко, и, если бы не было надежного тыла в виде команды, не знаю, справилась бы я. Для того чтобы директор был эффективным менеджером, как требуется сегодня, у него должен быть крепкий тыл.
- Что было самым сложным в директорском функционале?
- Нехватка времени на то, чтобы остановиться и что-то глубоко проанализировать, поработать с документами. Все время нужно куда-то спешить, одно накладывается на другое. К тому же так получилось, что, как только я стала директором, мы перешли на новую систему оплаты труда. Потом ввели систему подушевого финансирования, что влекло за собой изменение штатного расписания. Потом набрал обороты ЕГЭ, и нужно было перестраивать систему работы. Затем началась модернизация в широком смысле этого слова. То есть все время идут какие-то серьезные изменения, что усложняет работу. Но, может, так и должно быть, и если ты человек школы, то обязательно преодолеешь все трудности.
- А кто такой в вашем понимании человек школы?
- Мне кажется, главное его качество - это неравнодушие. А если он неравнодушный, значит, он думает, анализирует, постоянно учится сам, подбирает новые методы, подходы. Это человек трудоспособный и ответственный. Эти три качества мне кажутся самыми важными. В школе много работы, она не регламентирована, и если хочешь получить результат, то всегда думаешь об уроке, о детях, ищешь выход из той или иной ситуации. И часто ответы приходят как раз тогда, когда ты находишься вне стен школы.
И еще один момент. В педагогике есть понятие удаленного результата, то есть мы получим результат через несколько лет, когда уже не будем видеть этих детей. Нам не дано узнать будущее, но учитель все равно должен делать выводы сейчас, пропускать через себя, чтобы достучаться до любого ребенка и быть этим самым неравнодушным наставником.
- Светлана Владимировна, а идеальная сельская школа - какая она?
- Если речь идет об эталоне, то начнем с «вешалки». Сельской школе нужно современное оснащенное здание с современной инфраструктурой. Но не здание делает школу, ее делают педагоги. Поэтому нужен творческий, неравнодушный, квалифицированный педагогический коллектив.
Еще одной необходимостью считаю наличие традиций. Мы, кстати сказать, уже на протяжении более ста лет храним свои школьные традиции и именно на них выстраиваем сегодняшний учебный процесс. Да, сегодня отсутствует идеология, но нравственные символы, ориентиры должны сохраняться, и именно они становятся главной опорой при воспитании детей.
И конечно, поскольку мир состоит из мужчин и женщин, сельской школе нужны педагоги-мужчины. Издержки женского воспитания влекут за собой у мальчиков устойчивый навык взаимодействия только с женским коллективом. Когда потом они сталкиваются с тем, что на работе руководитель, как правило, мужчина, возникают объективные проблемы.

Слагаемые успеха от Светланы РАЗНОСЧИКОВОЙ:

Директор - человек команды.
Неизменный приоритет - интересы ребенка.
Задача руководителя - нейтрализовать слабые и развивать сильные стороны коллег.
Цель достижима, когда она объединяет.
Необходимо превращать проблемы в рабочие ситуации.
Крик - признак слабости.

Ломоносовский район, Ленинградская область