​Леонид БОЛЬШУХИН, старший преподаватель кафедры новейшей литературы и фольклора филологического факультета Нижегородского государственного университета имени Лобачевского:
А что мы хотим проверить?


Вопрос о том, какими должны быть темы выпускного сочинения - неожиданными или заранее известными (я имею в виду вывешенный ФИПИ список, допустим, из 100 тем), - может быть решен только тогда, когда мы, учителя и преподаватели вузов, ответим себе на вопрос: что именно мы хотим увидеть в сочинении, что собираемся проверить?
Если мы хотим найти четкий и однозначный ответ на конкретный вопрос, то темы должны быть известны заранее. Дети будут заниматься с учителями и репетиторами, те им надиктуют то, что надо. Дети выучат и напишут на твердые приличные баллы. Но при этом подходе не избежать мертвого начетничества. В итоге мы получим пустоту. Единицы будут готовиться сознательно и с охотой читать и разбираться в текстах, остальные бездумно заучивать наизусть. От этого, наверное, сразу стоит отказаться.
Но дальше тоже существует как минимум два пути. Если мы учим детей размышлять о прочитанном, смотреть на свой жизненный опыт через призму литературных произведений, рефлексировать о важных этических проблемах, то и программа должна быть выстроена по-другому, и темы должны быть принципиально иными. Нужно обращаться к душе ребенка и в сочинении оставлять простор для его собственного видения. Конечно, жизненный опыт детей не позволит сделать каких-то открытий, скорее всего не удастся избежать ошибок и банальностей,  и этот момент тоже не может не останавливать.
Если мы учим детей понимать не только ЧТО написано автором, но и КАК, то нужно учить их разбираться в поэтике, в жанрах, в стилевых особенностях. Говорить о функции портрета, диалога и других элементов композиции, учить видеть принципы построения художественного текста. А это, согласитесь, совсем другой подход. Тогда мы должны готовить их к тому, что в сочинении они должны оценить текст на основе понимания конфликта, поэтики и неповторимых средств художественного мировосприятия. Тогда темы должны быть неожиданными, интересными и мотивирующими к внимательному прочтению. И по форме это должно быть эссе - свободное, безо всяких элементов заданности. Готовиться к такому сочинению детям придется по-настоящему.

Вера ЛЯМИНА, учитель русского языка и литературы лицея №369, Санкт-Петербург:
Акцент на свободу выбора


Я негативно отношусь  к идее возвращения итогового школьного сочинения, но раз уж эта форма контроля знаний ученика появится снова, то темы сочинений должны быть, на мой взгляд, такими, чтобы каждый  ученик смог выбрать не только то, что ему по душе, но и то, что соответствует его творческим возможностям. Ведь, вводя обязательный  экзамен, мы предполагаем, что каждый  ученик должен суметь его написать.
Как помочь нашим детям? Я думаю, что в первое время можно даже пойти по пути предоставления выбора типа сочинения, и тогда ученик сможет выбрать тот тип работы, который у него лучше получается. Поэтому я предлагаю формулировать темы сочинений именно по типам творческих работ, чтобы можно было написать не только сочинение-рассуждение, но и сочинение-описание, и сочинение-повествование.
Не каждый ученик, прочитавший произведение, способен ответить на проблемный вопрос, но всегда можно научить ребенка анализировать эпизод, давать характеристику герою и т. п.
 Если ученик будет иметь свободу выбора типа работы, он уже имеет возможность успешно справиться с данным экзаменом.

Надежда ТЕНЕКЕДЖИ, заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы, педагогический стаж более 40 лет, Воронеж:
В воспитании - пробелы

Тематика сочинения, на мой взгляд, должна определяться жанром, видом, временем, которое отводится на выполнение работы. Но очевидным остается воспитательный эффект написания сочинения по литературе. Всегда кредо учителей литературы было таким:  обучая - воспитывай. И сегодня в нашей новой школе главные пробелы - это пробелы в воспитании. Если на экзамене по литературе будет предложена проблематика нравственного характера, это принесет пользу и ученикам, и обществу в целом. В наши дни некоторые ученики даже задают вопрос, а что такое нравственность. Нелишне будет поразмышлять на эту тему, используя различные примеры.
Нужно также вести речь о патриотическом воспитании, трудовых свершениях, ценности труда и знаний. Сегодня забыта интернациональная проблематика. Раньше мы изучали произведения Кайсына Кулиева, Расула Гамзатова, Чингиза Айтматова, несколько лет назад в Москве Мусе Джалилю открыли памятник, но его произведения современными школьниками забыты. Интересны темы экологии, ну и конечно, темы мировоззренческого характера. Понятно, что личный опыт многих выпускников еще не очень обширен, но они могли бы раскрывать эти темы на лучших образцах литературы. Сегодня, впрочем, как и во все времена, актуальна тема истории России, вспомните Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить». И конечно, никак не обойтись без размышлений о счастье. Любой человек, входя в жизнь, мечтает о счастье и хорошем будущем. 
Темы должны побуждать выпускников мыслить. При формулировке следует избегать шаблонов, стремиться к их индивидуальности, а список тем должен постоянно обновляться.

Елена ГАЛИЦКИХ, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета:
Не надо никаких тем


В поисках своей позиции по отношению к сочинению в школе как экзамену я вновь открыла книгу Льва Айзермана «Зачем я сегодня иду на урок литературы. Записки учителя-словесника». Автор убедительно доказывает, что сочинение в школе на традиционные литературоведческие темы является «мертвым знанием», чаще всего списанным или опошленным до неузнаваемости. Сколько мы этих сочинений, смеясь и плача, проверяли на школьных и вступительных экзаменах!
В школе я, как ученица и как учитель, всегда любила устный экзамен по литературе, который открывал возможность для диалога, давал свободу в проявлении читательского кругозора, нравственного выбора, аргументации оценок и интерпретаций. Такой экзамен принимает учитель, с которым школьник изучал курс литературы, такой учитель может быть собеседником.
С моей точки зрения, в современных условиях возможный экзамен по литературе - это самостоятельный анализ художественного текста, который можно прочитать, понять и оценить, раскрыть его художественные тайны прямо здесь и сейчас, на экзамене. Не надо никаких тем. Это избавит нас от начетничества, от многочисленных изданий типа «Все темы ЕГЭ-сочинения», написанных кандидатами филологических наук. Все это потеряет смысл, если каждый выпускник получит на экзамене заклеенный конверт, в котором рассказ или законченный отрывок из крупного прозаического произведения (ХIХ или ХХ века) и стихотворение (лучше, если не очень известное). Учащийся выбирает одно из двух. Кому-то легче анализировать лирику, кто-то сильнее в анализе эпического текста. Но в любом случае начинает выпускник с чтения, с погружения в текст.
Именно в анализе он может раскрыть свои читательские умения, пойти своим путем, интерпретировать, выбрать форму изложения своих мыслей, привлечь все свои литературные знания, при этом это будет самостоятельная, основанная на понимании смыслов текста, авторской позиции работа. Ее нельзя списать! Но самое главное,  чтобы сдать такой экзамен, нужно интеллектуально и эмоционально работать на уроках литературы, научиться читать, извлекать объективные и субъективные смыслы, соразмышлять с автором, сопереживать героям. И для этого литературу в школе нужно вернуть ученику как человеку, который будет с ней всю жизнь «беседовать и размышлять», она останется для него искусством слова, у которого «есть особая власть - утешением к сердцу припасть». Литература не для экзамена, а для содержания индивидуальной и наполненной творчеством жизни. Возможно, это педагогический романтизм. Но, представляя своих учеников и студентов-первокурсников, я надеюсь, что они бы со мной согласились.  Критерии оценки такого анализа давно известны в методике преподавания литературы. И я, и декан филологического факультета ВятГГУ  Ксения Станиславовна Лицарева считаем, что учитывать результаты такого экзамена нужно лишь при зачислении абитуриентов на гуманитарные специальности.

Ольга ГОНЧАРОВА, учитель русского языка и литературы лицея «Многоуровневый образовательный комплекс №2», Воронеж:
Нужно выделять время на подготовку


 Есть традиционные темы сочинений, например Чацкий и Софья в комедии Грибоедова «Горе от ума». Но это произведение мы изучаем в начале девятого класса. Будет ли ребенок, оканчивающий 11-й класс, помнить его настолько хорошо, чтобы писать по нему сочинение? Я сомневаюсь. И так по многим темам. Сейчас в Интернете можно найти различные темы сочинений, и творчество Пушкина в них представлено широко. Есть, скажем так, темы проблемные, предполагающие некое философское, мировоззренческое осмысление, как с ними быть? К примеру, Розанов предлагает тему «Для каждого возраста Пушкин имеет у себя нечто соответствующее». Это больше располагает к написанию сочинения-рассуждения, эссе, и тут необходимо достаточно глубокое знание творчества поэта.
Сравнительная характеристика - Ленский и Ольга, Онегин и Татьяна, Печорин и Грушницкий и так далее,  эти темы сегодня достаточно известны, мы традиционно учимся сравнивать героев, и сочинения с ответами на эти вопросы были бы не очень сложными. Но некоторые темы ставят в затруднительную ситуацию не только учеников, но и учителей.
Важно понимание, в какой же форме будут наши сочинения. Если это именно проекты, исследовательская работа, над которой ребенок долго трудится, дотошно ее изучает, а потом выступает со своим докладом, - это интересно. Можно более сильным ученикам давать более сложные темы, а тем, кто послабее, - сравнительную характеристику героев. Эта работа может быть интересной, но возникает вопрос, как такие выступления и проекты совместить в конце года с подготовкой к другим ЕГЭ?

От редакции

Трудно не согласиться с нашим постоянным автором, учителем русского языка и литературы Львом Соломоновичем Айзерманом, что сочинения на традиционные литературоведческие темы  - это «мертвые знания». Однако можно уйти от избитых тем, трактовать  их по-иному, не забывая, что сочинение имеет еще и воспитательный эффект. Почему бы не предложить нашим выпускникам порассуждать на общечеловеческие темы, где они могли бы блеснуть эрудицией и знаниями из разных областей жизни. Кроме того, высказываются мнения, что экзамен по литературе может представлять собой  самостоятельный анализ художественного текста. Таким образом мы избежим списывания. Думаем, прежде чем вернуться к  этому экзамену, нужно хорошо понимать, каким будет сочинение и в какой форме. Ждем ваших писем и предложений по адресу: rudenkosa@mail.ru