Водитель заснул за рулем, и автобус рухнул в кювет. Машинист забыл затормозить на повороте и угробил сотни людей. Террористке-смертнице внушили, что она попадет в вечный рай, и та взрывает себя на вокзале. Мальчик сошел с ума и пошел стрелять в школу.
В этом ряду нет принципиальных различий между событиями. С одной стороны,  рок, судьба. С другой - слабость человеческого сознания, «сдвиг по фазе», сбой в главном компьютере.
Защититься от этого, предвидеть подобную драму почти невозможно. Но пытаться необходимо. Однако эти попытки разделяют людей на две категории.
В первой те, кто, тщательно проанализировав произошедшее, силится найти ключ к разгадке. Для них трагедия подобно последней - вызов, катализатор действий, реальные шаги, способные решить проблему хотя бы частично.
Во второй те, кто из всего извлекает пользу, прибыль лично для себя. Они носом чуют, где деньги. Они умны и дальнозорки и прекрасно знают, как распахивается государственный кошелек, если общество потрясено каким-нибудь вопиющим фактом, когда чиновникам необходимо «реагировать», заверять народ с экрана, что «работа идет». Порой они даже делают полезные вещи, разумные деяния, переходя временно в первую категорию, но цель остается неизменной - дивиденды, очки, пиар! И конечно, освоенные (и присвоенные) суммы.
Московский стрелок подарил надежду и тем и другим. Наверняка по горячим следам придет волна «реформ» в структуры правопорядка, в «воспитательную работу с молодежью», школьные психологи уже заняли глухую оборону от звонких нападений... Но позвольте. Если мальчик сошел с ума, то его действия неподвластны логическому осмыслению. Не знаю, чем закончится психоэкспертиза, но обычный пацан, как бы его все ни достали, какой бы ему «смысл жизни» ни открылся, не пойдет убивать первых попавшихся. Другой разговор - с катушек не слетают вдруг. Если мы ненаблюдательны, невнимательны, увлечены своими бедами и не видим никого вокруг, получим из дробовика.  
В многоголосном хоре россиян сквозит досада: как такое могло вообще произойти? Ведь у нас такого отродясь не было! Это в Америке с их хваленой демократией стреляют каждый год не по одному разу.
Всё. Догнали.
И вопрос надо бы ставить по-другому. Почему у нас так долго такого не случалось? Достать оружие давно уже не проблема. Но ведь не стреляли! Никогда! Пока не пришло 3 февраля 2014 года.
Значит, чем-то мы отличались это долгое время от американцев. И школы, и дети наши. Вот это что-то и надо выявить. Рассмотреть. Увидеть наконец всем.
Иначе главным в школе скоро будет охранник. А не учитель. Тот, который первым идет под пули. Как оказалось, это не всегда аллегория.

Комментарий эксперта

Майя ПИЛЬДЕС, директор гимназии №56, народный учитель России, Санкт-Петербург:


- Я уверена, все, что произошло в московской школе, - это несчастный случай. Я не обладаю специальными медицинскими знаниями, но думаю, что ребенок болен. Тот, кто убежден, что в этом должны были разобраться школьные психологи, не прав. В компетенцию школьных психологов, классного руководителя постановка диагноза не входит. Школьный психолог - это не психиатр. Да и психиатры не всегда с первого взгляда могут определить, здоров человек или нет. Психиатрия - самая сложная область медицинских знаний. 
Не могу выразить, какие разочарования вызывает семья этого ребенка. Я не понимаю, почему они не обращали внимания, не били тревогу относительно его поведения. Получается, они вообще не знали, каков он. А что могли увидеть в школе? Ведет себя тихо, дисциплину не нарушает. Но ведь самое главное видят в семье - настроение, переживания. Значит, в этой семье с ним никто вообще не говорил, если все тайны подросток поверял Интернету. Но давайте помнить, что в Конституции записано, что за ребенка отвечает в первую очередь семья. Это закон. А у нас законы не исполняются. Например, почему оружие хранилось в доступном месте? Человек, получающий разрешение на ношение оружия, проходит психиатрическую экспертизу, но это не значит, что хранить оружие нужно в месте, где его может легко взять человек, не прошедший данную экспертизу. Налицо нарушение закона. Не нужно сейчас придумывать новые законы, рамки, турникеты устанавливать в школах, потому что уже есть законы и о хранении оружия, и о ношении полицейскими бронежилетов. Куда ехал наряд? Они что, не понимали, что подросток вооружен? В очередной раз начали сейчас искать виноватых, в частности, учителей. Это вообще позорно слышать. Московский учитель детей собой прикрыл. Мне кажется, просто бесчестно говорить в этом случае, что во всем виновата школа.

Статфакт

Стрельба в школах. Во всем мире это стало печальным и уже почти систематическим явлением. «Учительская газета» приводит список наиболее громких случаев за последние пять лет.

    11 марта 2009 года, Винненден, Германия. Тим Кретчмер, 17 лет, расстрелял 15 учеников и учителей в своей бывшей школе, 11 ранены. Покончил с собой.
    7 апреля 2011 года, Рио-де-Жанейро, Бразилия. Веллингтон Менезес де Оливейра, 23 года, открыл огонь из двух револьверов по учащимся своей бывшей школы. Убил 12 и ранил еще 12 человек. Покончил с собой.
    27 февраля 2012 года, Шардон, Огайо, США. Томас Тиджей Лейн, 17 лет, убил 3 человек и ранил еще 2 в кафетерии своей бывшей школы. В марте 2013 года был приговорен к трем пожизненным срокам без права на досрочное освобождение.
    19 марта 2012 года, Тулуза, Франция. Мохаммед Мера, 23 года, открыл огонь по учащимся и учителям еврейской школы. 4 человека были убиты, еще 1 получил тяжелое ранение. 22 марта того же года был убит в перестрелке с сотрудниками полиции.
    14 декабря 2012 года, Сэнди-Хук, США. Адам Питер Лэнза, 20 лет, убил 20 школьников начальных классов и 6 взрослых, 2 получили ранения. Покончил с собой.

Борис ПАЩЕНКО, руководитель общественного объединения владельцев гражданского оружия - Московский стрелковый клуб «ТАКТИКА»:

- Сейчас много говорят о том, что если бы тот школьник не имел доступа к оружию, ничего подобного бы не произошло. Но причина трагедии, на мой взгляд, не в этом.
У меня самого тоже есть сын, причем того же возраста. И я тоже его с детства вожу на полигон, учу стрелять, обращаться с оружием. И таких по всей стране сотни тысяч. В России на руках у населения совершенно официально находится несколько миллионов стволов. Но много ли мы знаем случаев, связанных с гибелью людей из-за того, что чей-то ребенок взял ружье и пошел убивать? На данный момент у нас в стране это единственный. Мне кажется, нужно, наоборот, учить людей культуре общения с оружием. Что включает в себя также культуру его хранения и правильного использования. Не зря же говорят: стреляет не ружье, а рука, его держащая.

Евгений Брюн, главный психиатр-нарколог России, доктор медицинских наук, член общественной палаты РФ:

- Подростковый возраст - очень сложный период в развитии ребенка, ему сложно адаптироваться к самому себе и окружающему миру. При этом он нередко испытывает давление со стороны учителей и родителей, складываются непростые отношения со сверстниками. Все это может привести к конфликту с окружением.
Обостренное самолюбие, низкая или завышенная самооценка, болезненная обидчивость - эти черты характера могут способствовать девиантному поведению, привести к криминалу, наркомании, суициду.
Почему так происходит? Дети знают отлично, что такое хорошо и что такое плохо, почему же они поступают плохо? Ответ прежде всего нужно искать в особенностях семейного воспитания.
Личность человека, его отношение к жизни начинают складываться с ранних лет. Ребенку важно постоянно знать, что его любят, что он хороший. Ему необходимо постоянное присутствие родителей в его жизни. Не только в младенческом и дошкольном возрасте. Родители должны быть рядом и в подростковом возрасте: проводить вместе досуг, обсуждать проблемы, вовремя решать их, знать, с кем он дружит, кто его друзья. Ощущая поддержку родителей, он будет чувствовать себя увереннее в любой среде.
Большую ошибку совершают родители, оставляя детей наедине с компьютером или телевизором. В их неокрепшем сознании героем может стать и Робин Гуд, и преступник.
Мы, и учителя, и родители, мало занимаемся развитием личности ребенка. Школа, сделав акцент на знания, отстранилась от воспитательного процесса. Дети получили полную свободу поведения, не усвоив этических норм, что порой означает вседозволенность.