Эти Чтения начались и проходили совершенно не похоже на обычные конференции и запомнятся надолго всем присутствовавшим. Поскольку начало Чтений задерживалось, на сцену поднялся Олег Николаевич Смолин, заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы РФ, и сел не за стол президиума, а за рояль. Пробежавшись по клавишам, он легко и весьма профессионально исполнил одну из любимых всеми мелодию Микаэла Таривердиева, затем спел под собственный аккомпанемент песню Булата Окуджавы, подарив ее Шалве Александровичу. Примечательно, что это сразу создало в зале особую атмосферу доверия и открытости, творческого настроения. Конечно, затем Олег Николаевич говорил об учителе, о трудностях и задачах образования, но все его выступление было пропитано искренней любовью к России и верой в будущее, ибо «в руках учителя наше будущее». Исходя из современных направлений в развитии образования, формируя и совершенствуя себя в мировой культуре, педагогика все более отчетливо и ярко открывает новые грани и возможности совершенствования и самосовершенствования личности, воспитания духовности и культуры. «Судьба будущей России лежит в руках учителя - преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей, - писал И.А.Ильин. - Он (учитель) должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить его в детях, укреплять и развивать». Почему же так притягательна для учителей гуманная педагогика, почему именно ее все больше и больше учителей признают как педагогику будущего, педагогику души и сердца, почему центры и классы гуманной педагогики растут активно как в регионах России, так и в Украине, Казахстане, Литве, Латвии, Эстонии, Белоруссии? Почему в Чечне на Педагогические чтения приехали заместитель председателя правительства Чеченской Республики А.А.Магомедов и министр образования И.Б.Байханов? Почему президент Грузии Г.П.Маргвелашвили обратился к Шалве Александровичу с предложением провести в марте этого года тринадцатые Международные чтения в Тбилисском университете? В чем же секрет?
Поиском ответов на эти вопросы и стали первые Московские педагогические чтения, продолжая традицию проходящих ежегодно больших Международных педагогических чтений, которые по инициативе академика РАО Шалвы Амонашвили проходили в Москве с 2002 года и стали уникальной школой для многих учителей как ступени духовного восхождения к мастерству, педагогической культуре. На Чтения приезжали 600 - 700 педагогов практически из всех регионов России и стран СНГ и Балтии. В эти три дня Московский городской педагогический университет превращался в одну большую школу Амонашвили. Из этих Чтений постепенно вырос Международный центр гуманной педагогики, который собирает все ручейки творческих учителей в единый мощный животворящий поток.
Ступени гуманной педагогики трудны. Гуманную педагогику невозможно постичь сразу, выучить и сдать экзамен. Есть каждодневный труд, бесконечность, есть вечная «Школа Жизни». Здесь от учителя требуется не просто желание быть гуманным. Шалва Александрович зовет дальше и ставит еще более сложные задачи, искренне веря в то, что сила духа среди учителей и воспитателей есть утверждение Культуры Образования, в котором процветает педагогический гуманизм: «Гуманная Педагогика ведет ребенка (ученика, воспитанника) к постижению в себе своей бессмертной сущности и смысла Жизни!».
В многочисленных выступлениях, книгах Шалва Александрович заявляет свой уникальный авторский стиль изложения педагогических истин. Этот стиль, творческий почерк, манеру изложения материала, включение педагогических картин, художественных этюдов, притч и даже молитв мы встречаем у любимых Шалвой Александровичем педагогов-гуманистов. Многие страницы его книг перекликаются по характеру с трудами И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, молитвами Януша Корчака - так же ярко, вдохновенно, открыто, а главное - так же просто и так же мудро.
На Чтениях не было речей и докладов. Были только диалоги, мастер-классы, творческие лаборатории, круглые столы, встречи с известными, заслуженными педагогами: Марией Андреевной Комлевой, Эллой Исааковной Гуськовой, Нелли Назаровной Авраменко, Надеждой Михайловной Гритчиной, Татьяной Васильевной Кузнецовой. В зале было много студентов, которые впитывали все происходящее как живой источник мудрости. В разговоре на круглом столе «Культура семьи - основа культуры общества», который провела председатель движения «Родительская забота», к. х. н. К.Ш.Мансурова, молодые учителя и студенты говорили о жизни, о долге, о душе и духовности, о чести и достоинстве, а главное - они искренне сожалели, что раньше с ними никто не говорил так тепло и задушевно на такие волнующие темы. Возможно, по их признанию, они избежали бы многих ошибок в своей жизни.
Темы мастер-классов и творческих лабораторий говорят сами за себя: «Учитель - творящая сила нового сознания и новой жизни общества»; «Учитель третьего тысячелетия, кто ты?».
Всем присутствовавшим было интересно на мастер-классе Пааты Шалвовича Амонашвили, которому выпала нелегкая доля продолжить дело своего именитого отца. Он поделился новыми интересными идеями в развитии дошкольного воспитания, открывая свои пути и подходы к пониманию внутреннего мира ребенка.
Чтения были посвящены светлой памяти удивительного, мудрого педагога, заслуженного профессора МГПУ, члена-корреспондента РАО Дмитрия Дмитриевича Зуева, который был не только известным всей стране издателем школьных книг, он был истинным служителем школы, именно он всегда стоял в трудные минуты рядом с Шалвой Александровичем у истоков гуманной педагогики, они вместе осуществили уникальное издание «Антологии гуманной педагогики», выпустив 55 томов.
Завершились Чтения выступлением академика Шалвы Александровича Амонашвили. Он не перестает удивлять нас своей энергией, неиссякаемой силой огромного духовного притяжения, поразительной мудростью. Шалва Александрович так легко и убедительно показывает, как идеи гуманной педагогики вписываются в современную педагогическую реальность. Во всех его выступлениях, книгах, пожалуй, больше вопросов, чем ответов. Автору особенно важно разбудить вашу мысль, пробудить чувства, заставить глубоко задуматься. И чем дальше погружаешься в мир гуманной педагогики, тем явственнее начинаешь осознавать, что это живая педагогика, обращенная в будущее, что в концепции Шалвы Александровича, в его книгах, где кажется, что так все просто, на самом деле так все сложно, что сразу главного и не поймешь, - в этих книгах с нами говорит мудрость. И тогда начинаешь острее понимать тревогу, боль и радость человека, посвятившего свою жизнь главному - любви к Ребенку!

​Вера АЛЕКСАНДРОВА, главный научный сотрудник НИИ столичного образования МГПУ, доктор педагогических наук, профессор