Непросто шла реорганизация. Не обошлось без кадровых перестановок и сокращений, или, как ее тогда называли, оптимизации. Тем не менее двум самостоятельным коллективам - преподавателям и ученым, студентам и аспирантам - пришлось объединяться и находить компромиссы, чтобы сообща строить современную крупную образовательную организацию, отвечающую новому этапу развития системы образования.
- Можно ли подвести предварительные итоги реорганизации? - с этим вопросом я обратилась к президенту НГПУ имени Козьмы Минина Льву Евгеньевичу Шапошникову, доктору философских наук, профессору, заслуженному деятелю науки РФ.
- В последнее время в нашем университете произошло несколько значительных событий, свидетельствующих объективно о результатах проведенной работы. Во-первых, прошла общественная аккредитация - это процедура общественного признания значения и уровня подготовки. Хочу отметить, что ее НГПУ прошел первым из нижегородских вузов. Во-вторых, успешно пройдена государственная аккредитация и, в-третьих, положительно оцениваются результаты мониторинга, проводимого Министерством образования и науки РФ. Все эти события показали, что у Мининского университета большой запас прочности и что развитие его идет в нужном направлении. Уже сегодня наш университет соответствует всем требованиям, предъявляемым к педагогическим вузам. Эти результаты были бы невозможны без единства коллектива, без взаимопонимания между руководством и преподавательским составом, следовательно, можно с уверенностью сказать, что у нас единый вуз с единой программой развития и командой единомышленников.
- Два с половиной года назад многие считали, что реорганизация вызвана лишь экономическими соображениями. Изменилась ли стратегия вуза?
- В настоящее время заканчивается разработка комплексной программы стратегического развития Мининского университета. Это объемный документ, но кратко его сущность можно охарактеризовать следующим образом: программа ставит целью развития вуза превращение Мининского университета в ведущий региональный вуз по гуманитарному и педагогическому образованию. Естественно, программа предусматривает также обновление материальной базы, повышение заработной платы научно-педагогических работников, выполнение всех показателей министерского мониторинга вузов. Иначе говоря, НГПУ должен стать первоклассным вузом. Хотя он и сейчас считается весьма достойным образовательным учреждением, но предела совершенствованию нет.
- О качестве вуза лучше всего свидетельствует вступительная кампания: конкурс и уровень первокурсников. Довольно ли руководство факультетов нынешними первокурсниками?
- В 2013 году Мининский университет продемонстрировал хорошие показатели среднего балла принятых на 1-й курс. Он один из самых высоких среди педагогических вузов - по очной форме обучения более 65 баллов. Поэтому большинство первокурсников имеют неплохой уровень подготовки, хотя, конечно, адаптация к вузовскому обучению необходима и проходит она иногда весьма болезненно в силу существенных отличий школьной и вузовской систем обучения. В вузе все зависит от личных усилий, к этому студент должен привыкнуть. А в целом нужно констатировать, что контингент первого курса качественный, и с ним можно успешно работать.
- Значит, студентами вы довольны. Стали ли иначе работать преподаватели? Что изменилось за эти два с половиной года в содержании педагогического образования?
- Главное изменение в системе педобразования связано с окончательным переходом на двухуровневую систему, на новые стандарты. Особое внимание уделяется компетентностному подходу, значительно возросло внимание к качеству образования. Это проявляется, в частности, в использовании балльно-рейтинговой системы оценки знаний обучающихся, в постоянном контроле над успеваемостью. Расширяется поле для самостоятельной работы студентов. Теперь студенты больше заинтересованы в научной и общественной работе, так как на протяжении учебы они формируют портфолио, от которого зависит в том числе и уровень стипендиального вознаграждения.
- Поскольку вы сказали о внимании к компетентностному подходу, не могу не спросить об организации педагогической практики. Она изменилась по сравнению с тем, какой была, скажем, лет пять назад?
- Да. К педпрактике сегодня новый подход. Более того, ее принципиально новая организация - одно из направлений стратегического развития вуза. Теперь у нас вводятся так называемые клинические практики, которые предполагают непрерывное участие студентов в образовательном процессе и общении с детьми. По поводу «медицинского» термина поясню. Как и раньше, студент в течение всех лет обучения проходит практику в различных вариантах (пассивную, активную, стажировку), но делает это не разово, - скажем, две недели пассивной практики или месяц активной за год, - а постоянно. То есть клиническая практика имеет долговременный характер. Говоря обобщенно, каждую неделю студент бывает в школе. Итогом практики становится не просто отчет и дневник, а научная работа. Именно такой подход дает возможность сформировать компетенции, необходимые современному учителю, позволяет научиться применять знания на практике. Цель этой деятельности - поднять педагогическую практику на новый уровень. Это особенно важно в связи с принятием профессионального стандарта педагога, содержащего действительно инновационные положения. Чтобы ему соответствовать, будущий учитель уже в вузе должен приобретать качества творчески работающего педагога.
- У вас есть базовые площадки для реализации такого подхода?
- Для этих практик выбираются наиболее продвинутые учебные заведения Нижнего Новгорода, сейчас как раз ведется работа по заключению договоров. База клинических практик - отдельная большая тема, о результатах продвижения которой можно будет поговорить уже через год в специальном материале.