Не воспитание, а исправление
Уголовно-исполнительная система, как и система образования, всегда выполняла социальный заказ общества, государства. В истории уголовно-исполнительной системы России наказание всегда было главным. Страх перед наказанием должен был остановить преступника, поэтому условия в русских тюрьмах всегда были очень жестокими. После революции впервые встал вопрос о перевоспитании преступника, считалось, что он такой же пролетарий, как и обычный гражданин, только оступившийся. Характерный пример - в кинофильме «Зеленый фургон». Уголовник Федька Бык спрашивает милиционера Грищенко: «Что со мной будет?» - «Нэ знаю, чи в расход, чи на пэрэковку». Исходя из этой идеологической установки, уголовникам было разрешено во время войны воевать на фронте в штрафбатах, а политическим заключенным - нет. В советский период основным средством воспитания был общественно полезный труд, а образование стало дополнительным средством. Задачей тюремной школы, как и всех советских школ, было воспитание всесторонне гармонически развитой личности - строителя коммунизма. Эти задачи не были выполнены, и в 90-е годы тюремные школы были закрыты.
20 апреля 2000 года в Министерстве юстиции РФ была утверждена концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. В этой концепции впервые за всю историю перед уголовно-исполнительной системой были поставлены реально выполнимые задачи: не перевоспитания и воспитания, а исправления осужденных, причем исправлять планировалось не все сознание человека, а лишь его часть, для формирования правопослушного поведения.
Также были определены способы решения этой задачи. Часть 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определяет основные средства исправления осужденных: «Основными средствами исправления осужденных являются установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие». Поэтому в тюрьмах были открыты школы, ПТУ, церкви. Одним из основных средств процесса исправления стало образование.
В условиях пенитенциарного учреждения главная цель образования заключается в том, чтобы каждый осужденный в конечном счете осознал, что в современном обществе добиться каких-либо результатов можно, только опираясь на компетентность, образованность, культуру. Главная задача пенитенциарной школы - помочь ему в этом. То есть школа должна дать понять осужденным, что кроме криминального есть мир с совершенно иными ценностями, в котором живет основная часть человечества. Им, осужденным, дорога туда не закрыта, они могут добиться после освобождения успеха в жизни благодаря образованию, профессиональной подготовке, общей культуре. В статье 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования.
Однако, к сожалению, очень часто сегодня образование осужденных строится на стандартных, обезличенных методиках, игнорирующих технологии, нацеленные на преобразование человеческой личности, даже если это личность человека, отбывающего наказание в местах лишения свободы. Кроме того, минимум содержания образования осужденных далеко не всегда включает в себя объем знаний, необходимый современному человеку и тем более осужденному, которому предстоит вернуться в свободное общество после долгого срока изоляции.

Зачем грабителю среднее образование?

В настоящее время необходимо внедрять современные достижения психологической и педагогической науки, технологии развивающего обучения, наиболее эффективные формы, методы и приемы обучения в организацию образовательного процесса, а также адаптировать их к условиям пенитенциарных учреждений. Почему это так важно?
Во-первых, в школах пенитенциарных учреждений основная масса учащихся, приступивших к занятиям, имеет низкую обученность и обучаемость, низкий темп продвижения в обучении. Они психологически неустойчивы и неуравновешенны, негативно относятся к учебе, считая образование бесполезным, ненужным, и как следствие имеют знания ниже базового уровня по итогам входного контроля. Часть учащихся имеют перерыв в образовательном процессе от двух до пяти, а иногда и более лет, возраст учащихся - от 18 до 30 лет, поэтому для достижения требований государственного стандарта образования единый подход в методике преподавания для таких учащихся недопустим.
Во-вторых, в связи с психологическими особенностями учащихся в учреждениях образования в пенитенциарной системе мотивация к обучению у них чрезмерно низкая, в основном образование нашим ученикам нужно для получения права условно-досрочного освобождения, смены обстановки, небольшого расширения кругозора. Это связано с тем, что большинство учащихся из неполных, неблагополучных семей, у многих из них ярко выраженный асоциальный тип поведения, свидетельствующий о социальной и педагогической запущенности личности, многие приговорены к длительным срокам заключения.
Особенность пенитенциарных школ - доминирование воспитательных задач над обучающими, так как образование без воспитания в условиях уголовно-исполнительной системы бесполезно, потому что, если ученик, освободившись, идет снова грабить, то для того, кого он грабит, тот факт, что грабитель имеет среднее образование, полученное в тюрьме, большого значения не имеет... Поэтому в пенитенциарной школе учитель - субъект пенитенциарного воздействия на осужденных. В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью, которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. А еще чаще педагоги пенитенциарных школ - первые и даже единственные люди, говорящие ученику доброе слово.
Поэтому возникает необходимость использовать в организации образовательного процесса такие технологии, которые обеспечивали бы:
1) возможность наиболее эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам для достижения ими как минимум требований государственного стандарта образования;
2) устранение причин возникновения комплекса неполноценности учащегося по отношению к учению, который в свою очередь полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха, вызывает неприязнь к предмету и к школе, а часто и фактический отказ от учения;
3) возможность ученикам с разными способностями, с разной подготовкой при изучении школьных дисциплин испытывать учебный успех и как следствие повысить собственную самооценку. То есть хотя бы в учебном процессе почувствовать себя нормальным человеком. А отсюда недалеко до желания исправиться, преодолеть трудности отбывания наказания в виде лишения свободы и после окончания срока вернуться к нормальному образу жизни, не повторяя совершенных ошибок. Учебный успех - это первый шаг на трудном пути исправления;
4) достижение всеми учащимися обязательного уровня, а ученикам, проявляющим повышенный интерес к обучению и обладающим хорошими способностями, - возможность двигаться дальше, добиваться более высоких результатов.

Педагогический договор
Этим требованиям, формирующим положительную мотивацию обучения в условиях пенитенциарной системы, наиболее полно отвечает технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов обучения.
Основа уровневой дифференциации - планирование результатов обучения, то есть выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает право и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку.
Сохраняя многие черты традиционной технологии обучения, уровневая дифференциация на основе обязательных результатов обучения в то же время содержит и ряд принципиально новых моментов. Наиболее существенные из них - явное введение в дополнение к уровню преподавания, на котором ведется обучение (прежний «идеальный образец усвоения»), базового уровня обязательной общеобразовательной подготовки или уровня обязательных требований (стандарта образования). Базовый уровень определяет и задает так называемые обязательные результаты обучения (сокращенно ОРО), которые должны быть достигнуты всеми учащимися.
Для чего вводится этот уровень, с какой целью? Базовый уровень задает нижнюю границу результата полноценного и качественного образования. Возможность ограничиться этим уровнем при изучении нелюбимых или трудных предметов, обеспечивая достаточные пределы их усвоения, одновременно является действенным фактором ликвидации перегрузки ученика. Таким образом, обязательные результаты обучения становятся основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся. А это в свою очередь при условии открытости требований создает реальную и прочную базу для перехода от авторитарной педагогики, основанной на необъятной совокупности невыполнимых в целом требований и диктате учителя, к педагогике сотрудничества ученика и учителя, к реализации идеи педагогического договора по отношению к обязательному базовому уровню обучения.
Но самое главное, что ориентация на посильные и доступные абсолютному большинству учащихся обязательные результаты обучения дает ученику возможность ежедневно и ежечасно, на каждом уроке, испытывать учебный успех. Из неуспевающего или посредственного (ведь по сравнению с «идеальным образцом усвоения», оцениваемым пятеркой, все остальное плохо) ученик имеет реальную, обеспеченную методически, возможность стать человеком, удовлетворяющим государственным требованиям.
Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является ее органичная связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений учеников. Альтернатива «вычитания» (точно сформулированы критерии только для высшего уровня, для усвоения на «пять», а для низших уровней критерии подразумевают менее («четыре») или более («три», «два») грубое невыполнение «идеального» критерия) - «оценка методом сложения», в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки. Достижение этого уровня требуется в обязательном порядке от каждого учащегося.
Само понятие «оценка» в повседневной деятельности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, играет очень важную роль. По сути, ежедневно за выполнение правил, расписывающих, чем и как должны заниматься осужденные от подъема до отбоя, администрация учреждения оценивает поведение осужденных, сочетая гуманное отношение с высоким уровнем требовательности. Результатом могут быть меры поощрения вплоть до условно-досрочного освобождения. Принципы открытости, доступности и посильности обязательных результатов обучения даже тогда, когда учащийся, работая в течение учебного года, не достиг обязательного уровня и не аттестуется за год, позволяют сохранить положительную мотивацию учения. Ученик знает, почему не аттестован, и видит, что именно нужно сделать, чтобы достичь этого уровня на следующий год.

«А что дальше?»
Но введением базового уровня образования, хоть он и является важнейшим элементом системы уровневой дифференциации, еще не исчерпывается вся эта система. Для эффективной реализации развивающего обучения содержание образования не может быть ограничено требованиями минимума, т. к. уровень обучения должен превышать уровень минимальных стандартов. Это принцип ножниц. Достижение уровня обязательной подготовки - сигнал о полновесных и добротных знаниях и умениях, приобретенных учеником, сигнал учебного успеха. А для самого ученика, достигшего этого уровня, испытавшего удовлетворение от своего успеха и чувствующего уверенность в своих силах, нет ничего более естественного, как задаться следующим вопросом: а что дальше? Почему бы действительно не попробовать, не испытать себя? Так на гребне победного учения и заинтересованности в успешном результате может возникнуть интерес к предмету, а следовательно, и движение ученика на новые уровни овладения им.
Итак, предлагается введение двух уровней: продвинутого, который школа должна обеспечить интересующемуся, способному и трудолюбивому ученику, и базового уровня обязательной общеобразовательной подготовки, которого должен достичь каждый. Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки должно быть заполнено своеобразной лестницей деятельности, добровольное восхождение по которой способно реально обеспечить ученику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию учения.
Уровневая дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, самостоятельного творческого мышления, обеспечивает максимальную положительную мотивацию к обучению, что наиболее важно в условиях пенитенциарной системы. Учебный успех закладывает возможность изменения мировоззренческих ориентаций осужденного, возникновения желания исправиться, желания преодолеть трудности отбывания наказания в виде лишения свободы и после окончания срока вернуться к нормальному образу жизни, не повторяя совершенных ошибок.

И преступник, и ученик
Для эффективной организации учебного процесса при реализации уровневой дифференциации на основе обязательных результатов обучения в исправительных учреждениях необходимо учитывать ряд особенностей:
1. Статья 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования, а осужденным, желающим продолжить обучение для получения среднего (полного) общего образования, администрация исправительного учреждения создает необходимые условия.
2. Главная задача пенитенциарной школы - обеспечение смены мировоззрения учащихся, воспитание людей гражданского общества. Особенность пенитенциарной школы состоит в том, что ее ученики как бы существуют в двух ипостасях: с одной стороны, это преступник, отбывающий наказание в исправительном учреждении, с другой - это ученик. Этим во многом определяется и уровень отношений в системе «учитель - ученик», так как учитель является субъектом пенитенциарного воздействия.
3. Пенитенциарная школа работает в режиме сменной (вечерней) школы: часть учащихся работает в первую смену, учится во вторую, другая часть - наоборот, возможны изменения в течение учебного года.
4. Частая сменяемость контингента учащихся в течение учебного года (помещение в штрафной изолятор, направление в лечебно-исправительные учреждения, перевод по оперативным соображениям в другие учреждения, направление на этап) влияет на эффективность учебного процесса.
5. Отсутствие психологической готовности к учению, низкий стартовый познавательный уровень, несоответствие биологического возраста ученика классу обучения - серьезные препятствия на пути эффективного обучения, а ведь существует определенная взаимосвязь между низким уровнем грамотности и нравственной деградацией, преступностью.
Важные подробности

Учитывая вышеперечисленные особенности организации учебного процесса, большое значение приобретают следующие аспекты технологии уровневой дифференциации:
1. Диагностика и определение групп учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Для организации дифференцированного подхода учителю необходимо следующее: иметь представление об особенностях мыслительной деятельности разных групп учащихся; о путях развития мышления; уметь оценивать уровень развития учащихся; оказывать необходимую помощь при затруднениях учеников; владеть формами организации индивидуального подхода с учетом необходимости развития мышления. При определении групп учащихся необходимо учитывать обучаемость (то есть общие умственные способности, а также специальные особенности), обученность (то есть наличие как программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков), а также темп овладения учебным материалом.
В пенитенциарной школе учащиеся имеют в основном средний и низкий уровень обучаемости и обученности, а также низкий и средний темп продвижения в обучении. Для качественного проведения диагностики и определения групп учащихся по уровням ее необходимо проводить в три этапа.
На первом этапе выявляются уровень сформированности общих учебных умений, логичность мышления, скорость мыслительной оперативности, самостоятельность мышления.
На втором этапе выявляется уровень знаний по предмету. Контрольное выявление уровня знаний учащихся по предмету необходимо для последующего отслеживания роста знаний по предмету.
Результаты первичной дифференциации уточняются на третьем этапе диагностики. Основным средством на этом этапе является наблюдение. При этом учитываются характеристики: cамостоятельность учащихся при выполнении заданий, глубина и полнота ответов, активность на уроке, темп усвоения учебного материала, уровень знаний по предмету.
Учет особенностей каждой группы позволяет скорректировать содержание материала, а также формы и методы работы с учащимися для реализации следующих целей:
а) с учащимися, имеющими средний уровень обучаемости и обученности, а также средний темп продвижения в обучении:
- создание соответствующих условий, повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы;
- развитие и закрепление интереса к математике и учебной деятельности, выполняемой в процессе обучения математике;
- формирование навыков учебного труда, умения самостоятельно работать над задачей;
- доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности;
б) с учащимися, имеющими низкий уровень обучаемости и обученности, а также низкий темп продвижения в обучении:
- ликвидация пробелов в знаниях и умениях;
- пробуждение интереса к предмету путем использования игровых элементов, занимательных и логических задач наряду с систематической организацией самостоятельной работы учащихся на уроке.
- развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных обстоятельствах, воспроизводить изученный материал, решенную задачу;
- доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.
2. Создание соответствующих условий для повторения, ликвидации пробелов в знаниях и умениях.
В условиях пенитенциарной школы работа учителя по ликвидации пробелов в знаниях и умениях учеников приобретает очень большое значение, так как если не работать над этой проблемой, как снежный ком нарастает грустная цепочка: накопление пробелов, незнание, непонимание, неприятие предмета, а может, и учителя, ненависть к учению, к школе, чувство неполноценности. Это обязывает учителя постоянно вести кропотливую коррекционную работу по предмету, используя различные формы и методы, целенаправленно ликвидируя пробелы в знаниях, делая обучение доступным практически каждому, а значит, и интересным, реализуя известный принцип обучения: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил, я сделал и понял» (например, при повторении курса алгебры можно использовать медиаразработку «Живые иллюстрации» к учебнику А.Г.Мордковича «Алгебра» для 7, 8, 9-х классов, компьютерную программу «Просвещение. Все задачи школьной математики», позволяющие оперативно находить необходимый теоретический материал). В кабинете математики можно оформить стенд «Уровневая дифференциация», на котором ученики могут увидеть задания обязательных результатов обучения по изучаемой теме, итоги сдачи зачетов, работы по ликвидации пробелов, требования и рекомендации по изучению математики, информационный банк по изучаемой теме (алгоритмы, опоры, образцы долговременного домашнего задания).
3. Итоговое оценивание деятельности ученика непосредственно по результатам сдачи зачетов.
К оценке результатов деятельности ученика учитель должен подходить вдумчиво и взвешенно, используя большой потенциал, обеспечивающий формирование положительной мотивации учения, которым обладает зачетная система контроля технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов обучения.
4. Организация учебного процесса во второй смене сменной (вечерней) школы.
При организации учебного процесса во второй смене необходимо учитывать тот фактор, что работоспособность учащихся, занимающихся во вторую смену, существенно снижается. Поэтому по возможности необходимо введение нового материала планировать в первой смене, а закрепление и отработку материала - во второй.
Таким образом, учитывая особенности реализации уровневой дифференциации на основе обязательных результатов обучения, появляется реальная возможность повышения эффективности обучения в условиях пенитенциарной системы.
Примером этому могут быть следующие факты моего личного опыта. Работая учителем математики в пенитенциарной школе с 2008 года, для повышения эффективности преподавания предмета успешно применяю технологию уровневой дифференциации. Показателем эффективности технологии может служить количество учащихся, не усвоивших программу обучения по предмету, которое снизилось с 60% в 2008-2009 учебном году до 15% в 2012-2013 учебном году, а количество успевающих на «хорошо» и «отлично» увеличилось с 3% до 16% за тот же период.
Также существенно изменилось отношение к предмету, заметно активизировалась учебно-познавательная деятельность учащихся. Фотографии предметной декады математики наглядно это демонстрируют.

​Александр ПОНОМАРЕВ, учитель математики вечерней (сменной) общеобразовательной школы  №1 города Рубцовска Алтайского края