К сожалению, некоторые учителя делят предметы на основные и второстепенные. Конечно, обидно слышать, что ко вторым относится и любимый предмет многих учеников - музыка. А ведь сколько было в истории случаев, когда нерадивые ученики со слабыми знаниями по основным предметам потом становились великими  композиторами, дирижерами, музыкантами! И через некоторое время, видя по телевизору выступления своих подопечных, ставших теперь  знаменитостями, учителя удивлялись - кто бы мог подумать? Поэтому, дорогие коллеги, не следует торопиться с выводами.
А как же быть с преподаванием  музыки, если не хватает специалистов? Говорят, безвыходных ситуаций не бывает, в том числе в постановке преподавания музыки. Я по профессии учитель истории и не имею специального музыкального образования. До поступления  на исторический факультет Дагестанского государственного университета я лишь участвовал в хоровом исполнении песен без музыкального сопровождения. Настоящим путеводителем в мир музыки для меня стали конкурсы «Студенческая весна», где я научился танцевать, петь и играть на музыкальных инструментах, за что вечно благодарен преподавателям и студентам ДГУ, которые открыли и развили музыкальные способности в обыкновенном горском парне. Вернувшись в родную школу, я создал детский вокально-хореографический ансамбль «Гидатль», который постоянно выступает перед учащимися, родителями, односельчанами и общественностью района. Администрация школы доверила мне преподавание музыки в 5-8-х классах, и это событие стало очень интересной страницей в моей жизни. Здесь мне понадобилось все, что получил в университете на музыкальном поприще. Не довольствуясь достигнутыми знаниями, после пяти лет работы в школе я поехал в Махачкалу повышать квалификацию. Несколько лет работал артистом балета в Государственном вокально-хореографическом ансамбле «Дагестан», а позже в Академическом ансамбле танца Дагестана «Лезгинка». Опыт, полученный за годы учебы в университете, работы в школе и на профессиональной сцене, я всецело использовал на уроках музыки и хочу поделиться им с сельскими учителями музыки.
Вот педагогические заповеди, на которые я обращаю ваше внимание.    
1) Во главу угла на уроке каждый учитель должен поставить строгую дисциплину, которую надо сочетать со справедливостью и доброжелательным отношением к детям. Урок все время нужно проводить стоя, если позволяет здоровье. Держать всех учащихся в поле зрения.
2) Урок обязательно нужно начинать с приветствия (желательно даже музыкального). Во время исполнения песен в начальных классах руки нужно положить на колени, а с пятого класса - на парты. Стулья должны быть подвинуты вперед, ничто не должно мешать свободному дыханию и исполнению песен.
3) В начале урока должна быть поставлена четкая цель на весь урок. Учащиеся ясно должны знать, чем они будут заниматься в течение всего урока.
4) На уроке музыки учащиеся должны иметь общие тетради в клетку, которые нужно сохранить  и после окончания школы. Они систематически должны проверяться учителем, за ведение тетради оценки следует ставить в тетради и в журнале. Ошибки необходимо исправлять, комментировать их. В первой половине тетради пишутся стихотворения на родном, русском и, если есть возможность, иностранном языках с указанием автора слов и музыки. Во второй половине тетради нужно поместить необходимые записи для расширения кругозора.
5) Стихотворения нужно поочередно писать на разных языках и учить наизусть дома, а не на уроке, тем самым экономится время для разучивания мелодии.
6) Мелодию для стихотворения на родном языке нужно подобрать. Такое задание можно дать и самим учащимся. При изучении мелодии учитель сам исполняет песню от начала до конца, естественно, никуда не подглядывая, потом мелодия изучается по частям по нескольку раз. Убедившись в правильном исполнении музыки, учитель вместе с детьми закрепляет хоровое исполнение песни.
7) Перед диктовкой стихотворения или изучения мелодии учитель рассказывает биографии поэта и композитора, необходимые записи делаются в тетради.
8) В конце тетради нужно выделить страницы для музыкальных терминов, которые объясняются учащимся на примерах. Их нужно постоянно повторять и на каждом уроке фронтально или индивидуально опрашивать учеников.
9) Необходимо также записать по десять зарубежных, русских и дагестанских композиторов, поэтов и певцов. Отдельно нужно выделить пять видов музыкальных инструментов: щипковые, смычковые, духовые, ударные и клавишные (по десять инструментов каждого вида). Следует указать и три кита музыки: песню, танец, марш и перечислить их разновидности.
10) На уроках время от времени нужно читать  и комментировать мудрые слова о музыке, о таланте человека, об искусстве вообще, читать куплеты, загадки, пословицы, поговорки, связанные с музыкой.
11) Необходимо организовывать прослушивание детских песен, музыкальных инструментов, просмотр концертов и музыкальных передач по телевизору и в записи.
12) На уроках нужно проводить разнообразные игры, связанные с музыкой, используя доску, различные предметы.
13) Ни в коем случае нельзя допускать исполнения учащимися песен для взрослых, особенно лирических. Разве мало песен, посвященных Родине, матери, настоящей дружбе и так далее для детского исполнения?
14) Так как рекомендуемый учебный план по музыке не совсем подходит для сельских школ, учителю следует составить учебный план самому, учитывая фольклор, обычаи и традиции родного края. При этом учитывать важнейший дидактический принцип «от простого к сложному».
15) В младших классах необходимо проводить физкультминутки (по два-три раза на уроке), сочетая музыку с движениями и упражнениями.
16) Нужно научить детей вести себя в общественных местах: в клубе, в театре, на концертах и фестивалях, воспитать в них культуру поведения.
17) Необходимо использовать наглядность и технические средства обучения: портреты композиторов, поэтов, певцов, музыкальные инструменты, а также инновационные методы обучения с использованием компьютера, DVD, телевизора, интерактивной доски и т. д.
18) Время от времени устраивать конкурсы на выразительное чтение стихотворения с учетом артистизма (конкурс оценивает комиссия из самых учащихся). Победители могут быть награждены отличными и хорошими оценками, медалями из красивой бумаги или другими призами.
19) Раз в полгода нужно проводить урок-концерт, к которому все готовятся заранее.
20) Необходимо разнообразить уроки. Можно сочетать песню и танец. Проводить соревнования между мальчиками и девочками или по рядам на лучшее исполнение песен, отгадывание загадок, предлагать викторины.
21) Систематически устраивать на уроках музыки конкурсы «Угадай мелодию», «Угадай песню», перечислять музыкальные передачи, как федеральные, так и республиканские.
22) Можно давать учащимся на дом дополнительные задания творческого характера (узнать из газет, журналов, из передач по радио и телевидению имена композиторов, певцов, знаменитых музыкантов и сообщить на уроке).
23) Необходимо систематически работать над выявлением способных, талантливых детей,  устраивая во внеурочное время различные мероприятия, совершенствовать их мастерство, привлекать их в музыкальный кружок.
24) Нужно устраивать запись детских песен на магнитофон и снимать видео с последующим совместным просмотром и комментариями.
25) Учитель музыки должен научиться играть на двух-трех музыкальных инструментах, на каждом  уроке исполнять мелодии различных композиторов. Во внеурочное время учить одаренных детей игре на музыкальных инструментах.
26) На каждом уроке необходимо проводить воспитательную работу, так как каждая песня, мелодия, танец прививают нам любовь к Родине, уважение к старшим, верность дружбе, воспитывают эстетически.
27) Осуществлять межпредметную связь (музыки с историей, родной и русской литературой).
28) Раз в четверть проводить проверочную работу на знание терминов.
29) Соблюдать единые требования к устной и письменной речи учащихся.
30) Необходимо практиковать исполнение песен по желанию самих учащихся индивидуально, парами и группами.
31) Объяснять процесс создания песни, назвать участников этого процесса (поэт, композитор, певец), пояснить значение песни для духовного и физического развития человека.
32)  Систематически и целеустремленно воспитывать в детях любовь к искусству и уважение к талантливому человеку.
33) Урок следует заканчивать четко, указывать положительные и отрицательные стороны, отметить, на что обратить внимание в дальнейшем, объявить тему следующего урока.
Такая постановка работы будет способствовать, на мой взгляд, эффективному проведению уроков музыки и воспитанию духовно богатых, нравственно красивых личностей.
И в конце этих размышлений разрешите процитировать нашего великого композитора Д.Д.Шостаковича: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Ахбердило АХБЕРДИЛОВ, учитель истории, музыки и хореографии Тидибской средней школы Шамильского района Республики Дагестан, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»