...Я вырос в частном секторе на окраине Красноярска - там стояла  воинская часть, где служил отец. Практически в каждой семье кто-то сидел. Только в моем классе треть ребят получили сроки, не дождавшись выпускного. Вырваться из этой среды было практически невозможно. Но у меня получилось - благодаря старшим друзьям, которые привели меня в спортивный клуб «Марина». Его педагоги и вытащили меня, шпану покровскую, с улицы, направив бьющую ключом подростковую энергию в мирное русло.  Это были не просто серьезные изматывающие тренировки, которые позволили в будущем заниматься настоящим скалолазанием и сплавляться по самым сложным рекам, но и первый жизненный урок. Именно там я понял, что только работа, трудная, без жалости к себе, способна сделать из тебя человека, который по жизни в состоянии штурмовать скалу за скалой, не выдыхаясь, не пасуя перед трудностями.
Еще одной грандиозной удачей стала школа профессора Льва Абрамовича Айзенберга, на научный семинар к которому попал, будучи зеленым второкурсником Красноярского университета. Там я повстречался с потрясающими, высокого полета профессионалами, большой многонациональной командой, работавшей и мыслившей на одной волне. Что это были за люди! Гениальный математик Шамиль Даутов, увы, так рано и трагически нас покинувший. Сергей Знаменский, с которым мы и математикой занимались, и по рекам ходили.  Манук Мкртчян - теперь он заместитель министра образования и науки Армении. И еще многие и многие, каждому из которых готов посвятить отдельный рассказ. Кого-то, к сожалению, уже нет в живых, другие давно за границей, где в отличие от современной России к теории функции многих комплексных переменных, над которой мы все работали, относятся с интересом. Встреча с этими людьми оказалась своеобразным вызовом: со мной, еще мало что собой представляющим мальчишкой, на равных разговаривают уважаемые, серьезные ученые. Им важно мое мнение, они хотят со мной многим поделиться. Значит, нужно соответствовать. Работать. Снова работать. Одно могу сказать теперь: математиком я стал вовсе не потому, что учился на мехмате, а оттого что прошел школу Айзенберга и Южакова.
А как не вспомнить ректора нашего университета Вениамина Сергеевича Соколова? Спокойно и расслабленно плыть по течению он никому не давал. А мне и моим товарищам заявил однажды: вот вы все ругаете пединститут, а это проще всего. Возьмите и сами организуйте в университете программу подготовки педагогов. И это была очередная скала, которую мы с единомышленниками моими и друзьями просто обязаны были покорить.  И покорили, открыли наш факультет,  потому как рядом вновь оказались уникальные люди, в том числе Георгий Петрович Щедровицкий, Василий Васильевич Давыдов.
Мои учителя и наставники - они все были очень разные. Но одна общая черта их объединяла: им было не все равно. Им нравилась молодежь. Их всерьез интересовало ее мнение. Они не давали  нам ценных указаний. Они работали вместе с нами. И каждому из них я говорю спасибо.

N.B. Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования. Профессор. Академик РАО.