​Окончание. Начало в «УГ» №4 от 28 января 2014 года

«Человек - существо познающее...» Должна ли школа будущего «учить»?
Сейчас человечество на пути поиска ответов (в очередной раз для периода нового общественного обустройства) на вечные вопросы:
• Что такое образовательная деятельность?
• Должна ли школа будущего «учить»?
• Кто «я» как субъект образования?
• Каково отношение между «я» и этой деятельностью? (Ермаков А.А., учитель информатики, ГБОУ СОШ №531).
В новой школе, в новой системе образования, в школе будущего целью образования должно стать воспитание субъекта культуры, деятеля, творца, где личность будет формироваться через знания, компетенции, смыслы, размышления, когнитивные компетенции, идеи. Субъект обучения будет заинтересован в саморазвитии, а не общество и государство. В «Обществе знаний» должна применяться постнеклассическая методология. «Общество знаний - общество, в котором знания определяют все остальные жизненные измерения».
Так какой же я вижу новую школу?
Цель: развитие человека как когнитивного или креативного субъекта общества, обладающего когнитивными и общекультурными компетенциями.
Проблемы: построение модели образования, адекватной информационному обществу, основанному на знаниях (Алексанян М.Ю., старший воспитатель, ГБОУ СОШ № 329).
Человечество перешло от индустриального общества к информационному так стремительно, что на сегодняшний день образование в школах несколько отстает от общественных потребностей. 
Сознание многих учителей еще не до конца перестроилось для принятия новой реальности. Поэтому и у современных учащихся постепенно пропадает мотивация к обучению, так же как и сотни лет назад.
Наша задача сегодня - вернуть стремление детей к обучению (Шаповалова Е.В., учитель информатики, ГБОУ Гимназия №1582).
Видится школа, где главное - дети, а не бумаги и доктрины. Где царят спокойствие и взаимопонимание, где содержание образования с умением самостоятельного добывания, переработки, хранения и предоставления информации и знаний неразрывно связано с воспитанием доброты, человечности, патриотизма с опорой на веками складывавшуюся многонациональную культуру и традиции (Егоров И.В., учитель технологии, ГБОУ ЦО №1421).
Мы живем в эпоху цифровой революции, и для того, чтобы разговаривать с учащимися на одном языке, нам нужно понимать, что они родились и живут в цифровой среде. То, что для нас является новой технологией, для них совершенно естественная, привычная часть жизни. Новые цифровые технологии позволяют переосмыслить процесс обучения и разработать новые формы организации и проведения уроков.
Часто мы, учителя, убеждены, что самое главное - это передача содержания данного учебного предмета, при этом форма подачи материала вторична и не столь существенна. В этом случае мы исходим из того, что учащиеся обязаны учиться, но, к сожалению, современные дети нечасто разделяют эту точку зрения с нами, и тогда сам процесс обучения становится скучным для них и теряет свою актуальность (Суверток О.И., учитель английского языка; Крылова Л.Ю., учитель английского языка, ГБОУ СОШ №1458).
Дети познают мир с младенчества. Поддержать эти познавательные способности. Найти тот путь развития для ребенка, когда ему захочется каждый день для себя самого осуществлять поиск знаний, т. е. познавать. Сказано (вспомним заповедь дельфийского оракула), что «Человек - существо познающее…» Но что означает «познать»? Что для нашего ребенка (любого возраста) означает познавать? Почему мы на уроках постоянно слышим - «мне это неинтересно, никогда не пригодится, и знать я этого не желаю». Детей, которые готовы слушать и при этом слышат, - 1-2 % (я сейчас говорю об обычной школе на окраине Москвы).
Новая школа - это школа мотивированных детей, испытывающих радость познания, общения, и вытекающие отсюда добродетели.
Для меня новая школа - это школа детей, желающих учиться  (Ремизова Е.Г., учитель информатики, ГБОУ Гимназия №1527).
Новая школа делает акцент на воспитании как на деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося. Обучение сводится к тому, чтобы помочь ребенку «родить» знания, так как они являются внутренним состоянием человека! Процесс обучения должен быть построен так, чтобы ребенок учился думать! Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на взаимодействие с ним. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, вывод делают сами учащиеся, минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Учителю нужно прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а, наоборот, необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации (Баркова Е.О., учитель географии, Хапугина А.А., учитель информатики и математики, ГБОУ СОШ № 1256).
Когда внутреннее желание к саморазвитию начнет преобладать, можно будет приступать к обучению. В моем видении активнейшее участие в образовательном процессе должны принимать опытные психологи, а может быть, даже и коучеры. Одним из обязательных курсов в старшей школе должен быть курс целеполагания. Также необходимо проводить семинары и тренинги по методикам и подходам решения проблем.
Современным подросткам просто необходимо обратить внимание на самих себя, и в этом им тоже нужно помогать в школе. Только после того как они осознают себя личностями, поймут свою значимость и сделают определенные выводы, они смогут самоорганизоваться и сфокусироваться на необходимости познания. Такой психологически подготовленный учащийся с легкостью будет усваивать материал не только от учителя, но и находить его самостоятельно в необходимом объеме. Такая концепция позволит воплотить в жизнь неплохие идеи, заложенные в новых стандартах (Уваров А.В., учитель информатики, ГБОУ Гимназия №1582).
Размышляя над проектом «Моя новая школа», я пришла к мысли, что большинство проблем и задач возможно решить, построив школу для всех в условиях дополнительного образования. Уже сегодня учреждения дополнительного образования имеют огромный потенциал для осуществления главной цели образования - воспитания человека как субъекта культуры.
Убеждена, что система дополнительного образования может обеспечить доступность и качество образования. Доступность, качество, эффективность образования определяют общий вектор его развития.
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного процесса. Оно исповедует личностную философию образования, ориентированную на интересы ребенка и его адаптацию в среде. Оно социально востребовано в обществе, так как органично сочетает в себе обучающие, воспитательные и развивающие функции общего образования. А главное: заказчик системы образования - субъект, заинтересованный в саморазвитии. В дополнительном образовании говорят: «За педагога голосуют ногами». Чем больше детей пришло в твое творческое объединение, тем более ты интересен ученику и востребована твоя образовательная программа.
Необходимо создать единое образовательное пространство, основываясь на принципе равноценности всех ветвей образования: основного и дополнительного, коррекционно-развивающего и углубленного; на принципе педагогической инверсии, который заключается в том, что на разных этапах развития ребенка основное и дополнительное образование непрерывно меняются местами, отражая подвижность, изменчивость, нелинейность развития ребенка (Буянкина И.А., педагог-психолог, руководитель «Школы музыкального развития» ЦРТДиЮ «Жулебино»).
Стратегической целью новой школы обязана стать самореализация ее выпускников. На выходе из школы человек должен знать, как выстроить траекторию жизни, рассчитать нужные ресурсы и суметь наиболее эффективно использовать их для достижения поставленной цели. Выпускнику необходимо владеть алгоритмами самостоятельного целеполагания и саморазвития - всего того, что на выходе, собственно, и дает самореализацию. Очевидно, в учебные планы педвузов и школ следует ввести новые предметы, предполагающие изучение этих алгоритмов. Что-то, я думаю, можно взять из британской системы образования, которая как раз и отличается ориентацией на общение и выживание в человеческом сообществе, практикуя свободные обсуждения и деловую активность (Рожкова О.Ю., учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 475).
Дистанционные технологии не должны быть чем-то сверхъестественным - ученику надо дать возможность самому решать, где и как он будет сотрудничать с учителем, где ему сегодня это удобнее сделать: в школе, дома на диване, в походе, на море и т. д. Материалы, которые учитель наработал за время своей практики, должны быть открыты и доступны любому ученику в любой момент времени.
В новой школе ученик и учитель должны именно плодотворно сотрудничать, а плодотворное сотрудничество, по моему мнению, - это такое, от которого обе стороны данного процесса получают пользу и которое способствует развитию интереса к данной деятельности и в дальнейшей жизни (О.В. Плетцова, педагог-организатор по ИКТ, ГБОУ СОШ №281).
В наше время такие понятия, как патриотизм, человеческое достоинство, уважение к культурным и религиозным традициям, в достаточной степени нивелированы, поскольку вокруг давно искусственно создано общество потребительского толка. В человеке воспитывается прежде всего его личное эго и делается акцент на собственную значимость и уникальность в ущерб традиционным ценностям, значение которых в наше время считается минимальным, а упоминание о них - проявлением консерватизма и неумением современно мыслить.
В результате мы получаем совершенно оторванное от реальной жизни молодое поколение, которое в принципе отличается от всех тех, что были раньше: эгоизм, бездушие, отсутствие собственного мнения, углубленность в виртуальный мир - таковы его основные черты. Это прямо противоречит принципам построения гражданского общества, поскольку множество разобщенных людей, не объединенных никакой общей целью, культурой, идеологией, никогда не может стать полноценным обществом.
Поэтому задачей школы является воспитание не того человека, который видит в окружающем врага и конкурента, а прежде всего другого человека, другую личность, которую нужно уважать. Патриотизм, воспитываемый в детях с младых ногтей, не должен быть показным, насаждаемым, он должен слиться с сердцем молодежи, как неотъемлемая часть их жизни, как часть их «я». (Тихонова Т.В., преподаватель компьютерных дисциплин, ГБОУ СПО МО «Воскресенский индустриальный техникум»).
Индивидуальный маршрут развития ребенка в информационном обществе, основанном на знаниях. Для каждого ребенка нужно постараться выстроить систему целей, включающую в себя ближние, средние и на перспективу, и анализ достижения этих целей. Он поможет ребенку увидеть свой путь творческого развития. Роль педагога заключается в том, чтобы умело помочь учащемуся в прохождении этого пути. Очень важна совместная работа ученика и педагога, они являются соавторами в составлении и реализации плана развития. Основополагающими в совместной работе являются: умение работать в паре с взрослым, сотрудничество, желание ребенка получать знания и развиваться в выбранном направлении, профессионализм педагога, заключающийся в умении грамотно и доступно преподать материал, учесть индивидуальные и типологические особенности ребенка. (...)
От внешних стимулов деятельности к внутренней мотивации деятельности. Формирование устойчивой мотивации к учению.
От обучающих практик к воспитательным практикам.
От воспроизведения навыков к их приобретению.
От использования знаний к добыванию знаний через их осмысление и социально значимую деятельность. Воспитание в реальной деятельности - реализация этого принципа требует такого построения воспитательного процесса, при котором вся жизнедеятельность детей ощущается ими как значительная, нужная людям, обществу и приносящая личное удовлетворение. Активное социальное взаимодействие - реальная возможность смены социальных сред как одно из условий креативного развития личности.
От «возможного субъекта» через «второе рождение» к «креативному субъекту». Развитие творческой среды и системы поддержки талантливых детей (Буянкина И.А., педагог-психолог, руководитель «Школы музыкального развития» ЦРТДиЮ «Жулебино»).
Итак, что же делать с образованием и школой в частности? На мой взгляд, в своей лекции о смене парадигмы образования Кен Робинсон верно отметил два момента: «наличие образования ничего не гарантирует в современном мире» и «нужно перестать мерить успехи обучающихся с точки зрения академической науки». Дать людям самостоятельность и вместе с ней - осознание ответственности.
И тогда новая школа будет выпускать из своих стен людей творческих, способных к принятию решений, приспособленных к жизни в новом обществе. Каждый найдет свое место в жизни. Главное - правильно выбрать свой путь, полный доброты и сострадания (Невский А.В., преподаватель информатики ГБОУ СОШ №924).

Скрипка Страдивари
Но стержневым все же в школе остается взаимодействие ученика и учителя. Евангельская истина «где ничего не положено, там нечего и взять» может точно определить отношения ученика и учителя. Хочется, чтобы современный учитель постоянно наполнялся новыми знаниями, чтобы фигура преподавателя вызывала желание становиться подобным ему.
Новый учитель - это творческая, независимая, конкурентоспособная, разносторонняя, нравственно и духовно развитая личность - Педагог Культуры. И речь идет не о культуре поведения или педагогическом такте учителя. Я говорю о глубинном постижении своей профессии, позволяющем сначала увидеть, потом не повредить, а затем обработать тот алмаз - Ребенка, который попал в руки Мастера - Учителя. Новый учитель - это человек, который в нужный момент дает толчок к развитию, это то, что пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым... (Рожкова О.Ю., учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 475).
Учитель - это тончайший инструмент, вмещающий в себя всю палитру человеческой деятельности, он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист, нужно в работе с ним уважать его представления о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и красоту звучания этого инструмента. Скрипка, сделанная Страдивари, с годами извлекает все более глубокий, красивый, неповторимый звук. И ценится она как штучный экземпляр! Дайте учителю тот уровень суверенитета, который он сам захочет взять, создайте условия для раскрытия личности учителя, окажите ему всестороннюю помощь и поддержку во всех его благих начинаниях, а учитель обеспечит увлекательный процесс взаимодействия с учащимися и устойчивый результат учебной, творческой деятельности учащихся. Повышение квалификации учителя является одновременно пусковым механизмом самообразования и условием успешности учителя. Найти разумно-оптимальные формы профессионального обучения учителей, сделать это через стимулирование, оригинальные подходы (Ермаков А.А., учитель информатики, ГОУ СОШ №531).
Вспоминаю свои школьные годы и своего учителя литературы. Об отличном знании текста тогда даже не говорили - это было само собой разумеющимся. Раиса Эммануиловна выдавала такие потрясающие трактовки образов, так мастерски анализировала отдельные эпизоды, рисуя на доске свои, особые, опорные схемы, так поражала нас противоречивыми критическими отзывами и ввергала в дискуссию, что каждый урок был настоящим открытием. Не знать текста - это было просто немыслимо. Это было стыдно, неприемлемо, невозможно… На уроке я делала наброски на черновик, записывала те мысли, которые меня потрясли, перевернули душу. Дома еще раз перечитывала какие-то эпизоды, теперь они воспринимались иначе, сквозь призму нового видения. А потом я выполняла домашнее задание, ориентированное обязательно на работу с текстом: составляла цитатный план, учила наизусть, выписывала реплики, характеризующие одного из персонажей, и проч. Я не помню, чтобы я или кто-то из моих одноклассников говорил, что программа по литературе чрезмерно тяжела, что домашние задания отнимают много времени. Более того, литература была нашим любимым предметом (Белова О.В., учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №687).
«Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего» («Наша новая школа»). Позволю себе не согласиться с последним утверждением. Приведенный здесь портрет - это портрет учителя на все времена, настоящего, преданного своему делу, осознающего свою высокую миссию. Такие учителя в России были всегда. И будут всегда. Я в это верю (Белова О.В., учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №687).
Как хорошо, когда мечты сбываются и заветные желания исполняются! Ведь тогда счастливы все - и дети, и педагоги, и родители. Хочется сказать: именно в мечтах рождаются новые идеи... Добиться исполнения мечты - в этом величайший смысл жизни человека... (Рожкова О.Ю., учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №475).
Сложившаяся у нас система образования для удобства обучения по системе, которая реализовывала задачи индустриального общества (задачи, во многом отличные от современности), искусственно произвела расчленение изучаемых событий и явлений по разным курсам и дисциплинам, причем данное разделение мы видим не только в системе обучения, но и в организации методической работы школы. В современных школах методические службы не объединяют педагогов разных предметов и курсов для поиска точек соприкосновения. А данный вид работы позволит сформировать метапредметные умения в первую очередь у педагогов. Мы в свое время получили образование, рассчитанное на человека индустриального общества. Нас учили решать задачи, которые ставило перед нами наше общество и время. Но всего за несколько десятилетий наш привычный мир рухнул. Сегодняшнее общество предъявляет совсем иные требования к человеку. Именно эти умения призвана сформировать у ученика современная система образования. Однако прежде чем мы сформируем необходимые компетенции у учащихся, мы должны сформировать их у себя. Ведь мы никогда не сможем научить тому, чего не умеем сами. (Голубева О.В., учитель истории и обществознания, ГБОУ СОШ №1458).

Постнеклассическая модель образовательных процессов
и ее применение
По мнению авторов программы «Стратегия развития московского образования до 2030 года», особенность текущего момента социокультурных изменений состоит в том, что завершается 400-летняя эпоха «образования по Яну Амосу Коменскому». Прежняя система образования уже не успевает за новыми запросами промышленности, науки, искусства, личностными практиками духовного развития человека. В этот переломный момент чрезвычайно важно не следовать инерции прошлого, но вводить совершенно новые принципы образования. «Косметические изменения советского образования или механическое заимствование западных образцов… суть одно и то же с точки зрения инерции прошлого. Необходимо создавать будущее на очередные 400-500 лет вперед» (Мончаковская О.С., зам. директора по УВР, ГБОУ СОШ №499).
Трансформация субъекта будет происходить, если субъект готов к самотрансценденции, т. е. готов осмысливать информацию. Новое знание, новая информация, которую ученик получает от учителя или самостоятельно, должна «прирасти» к его картине мира и «осмыслиться», встать на нужное место в его голове и обогатить его картину мира новым знанием (Алексанян М.Ю., старший воспитатель, ГБОУ СОШ №329).
В постнеклассической методологии, где учитель и ученик рассматриваются как информационные субъекты, стало возможно связать образовательные парадигмы в модель и построить «жизненный путь» учителя и ученика в образовании. Эта модель - постнеклассическая модель образовательных процессов (спираль ПНК МОП) - связывает, классифицируя по уровням, основные образовательные парадигмы, которых выделяют семь. В каждом уровне модели учитель и ученик имеют определенные роли. Любая из парадигм описывается ровно пятью характеристиками: в первую очередь это роль учителя и роль ученика (что безусловно изначально), далее следует характер отношений между ними, параметры совместной образовательной среды и область результатов, достигаемых на каждом уровне. Символически модель представлена спиралью для визуализации именно происходящих на «жизненном пути» учителя и ученика процессов.
Итак, образовательная деятельность, как известно, предполагает взаимодействие двух сторон: учителя и ученика, которые могут выступать в различных ролях на различных этапах этого взаимодействия. Роли при правильном и целенаправленном взаимодействии могут трансформироваться от «ведомого» ученика, у которого учитель соответственно «поводырь» до ученика и учителя - «творцов». Без этапов этой трансформации продвижение субъектов образования по «жизненному пути» не видится возможным, так как именно в этом процессе становится возможным переход к каждой последующей образовательной парадигме.
В методике преподавания английского языка есть система Е.И.Пассова, основная мысль которой состоит в том, что получение новых знаний, навыков и умений происходит через такие этапы, как имитация, подстановка, трансформация и репродукция.
Можно сказать, что, например, в уроках формирования любых навыков - лексических, фонетических, грамматических - учитель каждый раз является «поводырем». Дальнейшие действия по копированию и воспроизведению происходят в среде восприятия, образцов, где учитель выступает уже в следующей роли - роли «репетитора», а ученик в роли «обучаемого». Далее, следуя спирали ПНК МОП, через представления и образы ученик под руководством учителя-«наставника» переходит из роли «обучаемого» в роль «учащегося». Наставник передает уже умения, что и является контентом на данном уровне. Следующий этап трансформации и следующая роль - это учитель-«проводник» и ученик «осведомленный»; субъект проявлен для самого себя, и контентом являются сведения, в то время как среда - стандарты. Здесь четко и ясно прослеживается готовность субъекта к деятельности совместной. Доходя до уровней репродукции и комбинирования (Е.И.Пассов), можно сказать, что это уже среда компетентности и мотивации. Это пятый уровень, который может быть достигнут в системе современной информационной модели образования, если рассматривать образование как область деятельности. Для достижения этого и остальных уровней (учитель - «мыслитель», ученик - «сведущий» и ученик, учитель - «творцы») в настоящем цифровом обществе необходимо помнить, что происходящие образовательные процессы должны являться открытыми, креативными и гарантирующими достижение результата.
И может быть, поколению X и поколению Y тяжело учить тех, кто относится к поколению Z по теории американских ученых Нейла Хоува и Вильяма Штрауса, но тем не менее учить цифровое поколение в прецифровой школе, которая есть сегодня, все равно возможно с помощью педагогических технологий, релевантных ИКТ-насыщенным образовательным средам. А умение учиться - это способность (которая, возможно, вытекает из готовности) к самообразованию. В современном мире необходимо уметь преодолевать когнитивные провалы, а количество предоставляемых для этого возможностей почти безгранично и неисчерпаемо благодаря открытым образовательным ресурсам, обучению для инновационного развития, электронным и цифровым образовательным ресурсам (ЭОР и ЦОР) и цифровому универсуму в целом.
В заключение, возвращаясь к спирали ПНК МОП, хотелось бы отметить, что, несмотря на то что в моей личной практической деятельности последняя, высшая роль творца пока не достигалась, останавливаясь максимум на роли «учитель-ученик», тем не менее это говорит о том, что есть к чему стремиться, так же как и есть ресурсы, из которых всегда можно почерпнуть новые знания для достижения этой цели.
Для более полного и точного понятия описанной методики прилагается один из разработанных уроков, а именно урок формирования лексических навыков, в котором представлены перекликающиеся со спиралью ПНК МОП этапы - элементы ролей. Практическими задачами данного урока являлись формирование лексических навыков по теме и совершенствование их до уровня трансформации. В соответствии с этим учащиеся проходили четыре этапа: ознакомление с новыми лексическими единицами с помощью беспереводного способа семантизации (1-й этап), совершенствование их через прохождение таких уровней, как имитация (2-й этап), подстановка (3-й этап), трансформация (4-й этап). Для уточнения можно отметить, что на первом этапе учитель является «поводырем», на втором этапе учитель является «репетитором», на третьем этапе - «наставником» и на последнем, четвертом этапе - «проводником». Итак, учащиеся знакомятся с новой лексикой, после чего следует первый этап ее закрепления - упражнения на имитацию. Учитывая, что ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игровая, в данном уроке одно из упражнений на имитацию составлено соответственно в игровой форме. По той же схеме составлены упражнения на подстановку. Так как уровень трансформации уже более сложный и считается, что ученик здесь выступает в качестве «осведомленного», то игровая форма на данном этапе отпадает, хотя, безусловно, ее тоже можно применить при желании (Е.С. Хиль, учитель английского языка, ГБОУ СОШ №1158).
Нам представляется, что необходимо изменить подход самих учителей при планировании передачи содержания курса на каждый год обучения. И наиболее близко отвечающей нашим мыслям является постнеклассическая модель образовательных процессов «Спираль ПНК МОП».
Для того чтобы перейти на более высокий уровень спирали, нам кажется, что необходимо как раз именно большую часть уроков (урока) вести на уровне наставник-учащийся для формирования прочных умений. А для перехода в «точку-перемычки» (именно для перехода в эту точку) примерно одна треть заданий должна быть в нетрадиционной форме.
«Точка-перемычки», может быть, на наш взгляд, организована как проблемная ситуация, которая позволит вывести учеников на индивидуальную траекторию самостоятельного получения знаний по данной проблеме.
Нам кажется, что пути решения, пути выбора источника информации при этом должны определять сами учащиеся, так как повальное предложение использовать для этого ИКТ, на наш взгляд, не всегда отвечает индивидуальным потребностям и возможностям самих школьников.
Создание из ученика «осведомленного», на наш взгляд, это тот уровень спирали, который наиболее характерен для массовой школы.
И пятый уровень спирали - «Второе рождение компетентности», - на наш взгляд, должен создавать естественные группы учащихся, которые будут уже творить в дальнейшем в совершенно разных областях одного и того же знания и контента. Мы согласны в основном с исследователями, что именно с пятого уровня спирали, собственно, и начинается индивидуальное развитие личности. Образование становится потребностью ученика для осуществления своих стремлений и самореализации.
Необходимо еще учитывать, что скорость восприятия, а соответственно и индивидуального развития, у всех учеников разная и определяется их психологическими особенностями. Поэтому часть класса может уже достигнуть пятого уровня спирали, а часть быть на четвертой, третьей, второй, а иногда и на первой.
При такой ситуации роль учителя должна выглядеть как роль дирижера в большом симфоническом оркестре, что требует от него огромных временных затрат и жесточайшего самоконтроля во время урока.
Создание предметных компетенций и размышлений через метапознания, которые приведут в дальнейшем учащегося от мыслителя к творцу, должно иметь совершенно разный уровень с точки зрения содержания самого предмета.
Наше глубочайшее убеждение, что если хотя бы одну идею выдвинет любой ученик, значит, мы добились уровня осознанности обучения и мы имеем не просто ученика, а ученика-творца, субъекта культуры (Сергеева К.Ш., учитель химии; Корсак И.В., учитель физики, ГБОУ СОШ №1458).

Авторы надеются, что изложенные в обеих статьях результаты привлекут к себе внимание профессионального сообщества и всех, кому не безразличны судьбы образования. Ждем откликов и рассуждений на поднятую нами тему. Кафедра философии образования МИОО всегда открыта для сотрудничества и профессионального общения.

От редакции

Мы приглашаем к обсуждению всех заинтересованных читателей. Хотели ли бы вы, чтобы такая рубрика стала постоянной и тематической? Какие темы вам были бы интересны?

Валерий МЕСЬКОВ, профессор, зав. кафедрой философии образования МИОО; Анна МАМЧЕНКО, старший научный сотрудник кафедры философии образования МИОО