Из средневековья в современность
...Тидиб - родное село Ахбердило Ахбердилова. Находится оно в  горах на высоте 1280 метров над уровнем моря.  Это удивительное место, поражающее своей первозданной  красотой и нетронутостью. Возникновение села ученые относят к ХIII веку. Здесь, в Гидатлинской долине, где и находится Тидиб,  найдено более 20 археологических памятников.  Ахбердило Абдулаевичу удалось увлечь ребят историей родного края, тем более что ведет он еще и краеведение.
- Я рассказываю ребятам о том, что в нашем ауле еще в Средние века были построены две башни, имевшие оборонительную цель. Верхняя башня в высоту достигала семи этажей,  имелся и подземный колодец, путь к которому пролегал через подземный ход на глубине восьми метров. Жаль, что до  сегодняшнего времени эти башни не сохранились, - говорит учитель. - Но мы со старшеклассниками занимаемся  исследовательской деятельностью, детально изучаем все археологические находки, а также жизнь великих людей, связанных с нашим селом. Так, тидибцы приняли активное участие в Кавказской войне, немало из них сражалось в войсках имама Шамиля. Еще более активно они выступили против царизма в восстании 1877-1878 годов. Много семей из нашего села было сослано в Сибирь. Во время Великой Отечественной войны тидибцы мужественно защищали Родину, на фронт ушли 68 человек, не вернулись 34.
Ахбердило Абдулаевич может говорить об истории родного края часами. Оказалось, что в Тидиб сначала пришло христианство и лишь позднее, в ХV веке, сюда проник ислам. Кстати,   имя Ахбердило в переводе означает «новости ислама». Ахбердилова назвали  так в честь дедушки, который был известным в Нагорном Дагестане арабистом и народным целителем.

От «Салама» к «Гидатлю»
- Детство у меня было обычное, - вспоминает Ахбердило Абдулаевич, - как у  сверстников,  пока в результате несчастного случая не умер мой отец. Он был учителем математики в трех гидатлинских селах в те тяжелые времена, когда отсутствовали профессиональные педагоги, а мама всю жизнь работала в колхозе. Мне было всего лишь 11 лет. Мы с мамой еле концы с концами сводили, я был самым младшим в семье. Мои старшие брат и две сестры жили в Махачкале. Учился я неплохо, особенно нравились история и русская литература. Я тогда зачитывался романами Михаила Шолохова. А еще с упоением играл с друзьями в волейбол.  Окончив Тидибскую школу в 1985 году, я поступил на исторический факультет Дагестанского государственного университета. Не могу сказать, что всегда мечтал стать учителем, тяга к профессии пришла со временем.
По словам Ахбердило Ахбердилова, многому он научился именно в университете:  и петь, и играть на музыкальных инструментах, и танцевать. Все пять лет участвовал в конкурсе «Студенческая весна». Именно этот конкурс  дал толчок к развитию сценических талантов молодого человека.
После окончания ДГУ его направляли работать в одну из  школ Махачкалы, однако Ахбердило предпочел вернуться в родное село.
- Мама нуждалась в моей поддержке, я ведь самый младший в семье.
В родной школе  были  мне очень рады, доверили преподавание не только истории, но и музыки. Заодно был создан детский вокально-хореографический ансамбль «Салам», впоследствии переименованный в «Гидатль».
В репертуаре ансамбля фольклорные и профессиональные танцы народов Дагестана, аварские и русские песни, исполнение на национальных музыкальных инструментах. Возраст ребят - от 9 до 15 лет. Юные артисты выступают  на различных праздниках, родительских и сельских собраниях, детских республиканских фестивалях и конкурсах.
Ахбердило признается, что на первых  порах было очень трудно, сказывалось отсутствие опыта.
- Я не мог оторваться от концертов ансамбля «Лезгинка», мне хотелось  танцевать так же виртуозно, стать настоящим профессионалом. Поэтому через пять лет работы в родной школе, попросив разрешения у матери, я поехал в Махачкалу повышать свою квалификацию по хореографии, -  говорит Ахбердило. -  Два года работал артистом балета в Государственном ансамбле песни и танца «Дагестан». А позже два года и в  Академическом заслуженном ансамбле танца Дагестана «Лезгинка». Не обращая внимания  на возраст (рядом были совсем молодые ребята) и порой на насмешки, учился всему, что может пригодиться впоследствии. И никогда не забывал, что я учитель. Как только почувствовал, что знаний накопил достаточно, вернулся в родной район, стал художественным руководителем муниципального ансамбля «Дагбаш», по совместительству работал и учителем музыки в родной школе. Через год полностью перешел в Тидибскую СОШ. Обзавелся семьей. Кстати, моя жена тоже учительница, преподает русский и  аварский языки в нашей же школе.

Секреты мастерства
...Ахбердило Абдулаевич огромное значение в преподавании истории придает наглядности.
- Все новое - это хорошо забытое старое, - говорит Ахбердилов. - Применяя инновационные методы обучения, тем не менее нельзя отказываться от традиционных методов. Сегодня все российские школы, в том числе и наша, подключены к Интернету, однако самодельная, хорошо оформленная наглядность по-прежнему остается важным подспорьем для учителя.
 - Услышал - забыл, увидел - запомнил, есть такое очень мудрое  выражение, - говорит Ахбердило Абдулаевич. Поэтому, не жалея ни сил, ни  времени, учитель с большим вкусом и старанием оформил кабинет истории, заведующим которого он является. Ахбердило Ахбердилов  уверен, что лучше всего ребята запоминают материал, если видят его каждый день в кабинете истории, в коридорах и вестибюлях школы в виде многочисленных  красиво оформленных стендов с самодельными наглядными пособиями.
- Информация должна храниться не в папках и шкафах, откуда  материалы вынимаются от случая к случаю, а быть вывешенной на стенах кабинета и коридоров, дети должны видеть ее ежедневно. В такой обстановке даже самый равнодушный к урокам ученик обязательно что-нибудь да запомнит, и на всю жизнь. Ахбердило Абдулаевич привлекает к изготовлению  наглядных пособий своих учеников, справедливо считая, что, занимаясь такой работой, ребята пополнят свои знания по истории, глубже и полнее осмыслят  изучаемые темы. Примечательно, что в кабинете  истории, созданном Ахбердиловым, 75 больших и маленьких стендов.
- И это еще не предел, - улыбается учитель, - будем стараться и дальше.
Особое внимание учитель уделяет трудовому воспитанию.
- Для сельского жителя, да и для городского тоже, очень важна привычка к труду,  - говорит Ахбердило Абдулаевич.
В Тидибской школе всегда понимали важность трудового воспитания. Между прочим, большой вклад в строительство новой двухэтажной школы, которая была построена за пять лет, внесли старшеклассники. Они грузили стройматериалы, убирали мусор, занимались озеленением школы - всего не перечислишь. Сейчас ребята работают на приусадебном участке, где выращивают картофель, кукурузу, фасоль, фрукты. Урожай  с участка идет на питание детей из группы продленного дня.  
- Самый действенный метод влияния на детей - личный пример учителя, - убежден Ахбердилов.  - Большинство наших педагогов после работы занимаются физическим трудом, внешним и внутренним оформлением школы, работают на своих приусадебных участках. На классных часах проходят такие беседы, как «Народные промыслы жителей аула Тидиб в ХIХ веке», «Труд моих односельчан раньше и теперь», «Сельскохозяйственные работы гидатлинцев», ребята занимаются также в школьном музее, где размещены самые разнообразные орудия труда горцев. Кроме бесед с учителями у ребят есть возможность пообщаться с ветеранами труда, которые сполна испытали все тяготы и лишения прошлых лет. В нашей школе сложилась еще одна добрая традиция - каждой осенью ребята вместе со своими классными руководителями отправляются на экскурсию в окрестности села Тидиб, где собирают шиповник. Между классами   проходят соревнования по количеству собранного шиповника. После сушки шиповник сдается в пункты приема,  вырученные  деньги идут на награждение классов-победителей,  проведение различных конкурсов и вечеров отдыха, на посещение театра и цирка, приезжающих из Махачкалы.
Ахбердило Ахбердилов один из самых уважаемых людей в селе. К нему идут за советом не только дети, но и взрослые. Разумеется, всероссийская слава сделала его еще авторитетнее в глазах сельчан и, конечно, школьников и коллег-педагогов.
 - Жаль, что в сутках лишь 24 часа,  - улыбается учитель. - Теперь меня приглашают на различные семинары и открытые уроки, просят  показать мастер-класс. Времени на все не хватает,  ведь у меня  уроки  в своей родной школе, репетиции ансамбля,  семья, дети: сын еще дошкольник, дочка  учится в пятом классе, а самый старший уже студент.
Тем не менее Ахбердилов делится своим опытом с молодыми учителями, выступает   перед ними в школе, а также на различных районных и республиканских семинарах и конференциях.  
Ахбердило Абдулаевич  принял участие во Всероссийском конкурсе в один  самых плодотворных периодов своей жизни - в сорок пять лет. У него есть  своя жизненная и педагогическая философия, есть чем делиться с  коллегами не только из Дагестана, но и из других регионов.

P.S. Методический материал Ахбердило Ахбердилова на стр. 11.

с. Тидиб, Республика Дагестан