​У будущего есть несколько имен. Для слабого человека имя будущего - невозможность. Для малодушного - неизвестность. Для глубокомысленного и доблестного - идеал. Потребность безотлагательна, задача велика, время пришло. Вперед, к победе!
Виктор Гюго


Быстрая смена декораций, темы, настроения, внешности, образа и вида деятельности - вот что привлекает сегодняшних детей.
Современный темп жизни порой приводит нас, взрослых людей, в замешательство: так быстро меняются требования, так много необходимо сделать за короткий промежуток времени, при этом оставаться здоровым, увлеченным, семейным, успешным, полезным членом общества. Заглядывая в будущее, мы понимаем, какой поток информации, новых технологий, открытий и стремительный ритм жизни ждет наших детей.
Нам как воспитателям будущего поколения нельзя оставаться пассивными, делать вид, что ничего не меняется вокруг. Главной задачей педагогов детского сада я вижу максимальное участие в «строительстве» человека для будущего - свободного, творческого, активного, выносливого, готового к глобальным проблемам нашей планеты. Мы должны подготовить хорошую почву для развития таких качеств, как мобильность, умение учиться, добывать знания самостоятельно, умение использовать различные способы оперирования информацией, умение работать в коллективе. Развитие начальных когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств - современные требования к дошкольному образованию. Для этого мы должны сами перестроиться и стать достойным примером для наших воспитанников.
По моему убеждению, педагог в современных условиях преобразования системы образования должен быть ориентирован на профессиональное самосовершенствование. Компетентный во всех отношениях работник - профессионал своего дела. Педагогу необходимо проявлять собственную инновационную деятельность через самостоятельность, сознательность и творческую активность.
Известно, что планы на будущее необходимо строить с учетом прошлого. Для начала педагог анализирует свой опыт работы за последние годы. Такие параметры, как участие в профессиональных конкурсах, обобщение и передача опыта, участие воспитанников в конкурсных и общественных мероприятиях, публикации, обучение. Предлагаю еще несколько важных пунктов в самоанализе:
- Есть ли отдельно взятые темы для исследования, самообразования?
- Какие методики, технологии педагог освоил за последнее время?
- Использует ли в своей профессиональной деятельности медиатехнологии, информационные компьютерные технологии?
- Анализирует ли применение новых технологий на предмет эффективности?
- Регулярно ли знакомится с достижениями в области дошкольной педагогики, методики преподавания своего направления?
- Своевременно ли знакомится с обновлениями в законодательной части?
- Проводит ли самоанализ образовательных ситуаций, проектов, мероприятий и прочее?
- Подходит ли к решению текущих проблем, задач творчески?
- Меняется ли характер взаимодействия с семьями воспитанников в положительную сторону?
- Увеличивается ли доля совместных творческо-познавательных проектов с участием родителей и других специалистов детского сада?
- Что побуждает к участию в конкурсах по профессии?
- Что приносит радость и чувство самореализации?
- Какие факторы отрицательно влияют на активность?
- Видит ли какие-либо противоречия в своей деятельности, которые должны побудить к исследованиям, инновациям?
Подобные вопросы помогают педагогу самостоятельно определить сильные и слабые места, увидеть перспективу саморазвития, обратить внимание на негативные факторы, препятствующие росту инновационной активности, скорректировать цели и наметить пути их достижения.
По итогам анализа педагог приступает к составлению плана-программы: куда мне двигаться, что интересует меня больше всего, как снизить влияние отрицательных моментов на мою активность?
В процессе реализации выбранной стратегии необходима рефлексия - исследование осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов, повышения ее эффективности в дальнейшем. Выполнив каждый пункт плана-программы, необходимо «оглянуться» и ответить на вопросы: достиг ли я желаемого на данном этапе, продвинулся ли я в достижении к общей цели, в чем была трудность, что помогло справиться, каким опытом теперь я обладаю, что я сделал в воспитательно-образовательном процессе особенного, отличного от общепринятого? Задавая себе многократно простые вопросы, мы будем делать все более содержательной и доказательной свою позицию. Таким образом, педагог выявляет способы, наиболее приемлемые именно для него в решении педагогических проблем, еще раз подчеркивает свою компетентность и индивидуальность, видит личный результат.
Конечная диагностика должна раскрыть, насколько план-программа приблизила педагога к личностному «идеалу», выстроенному в согласии со своими предпочтениями и интересами, что в свою очередь рождает профессиональную самореализацию. Одновременно включается защита от профессионального выгорания: у меня есть результат - у меня есть цель, и я знаю, как ее добиться - я востребован!
Теперь педагог вооружен новыми умениями, владеет информацией, опытом внедрения новейших технологий, делится с коллегами (и уважаем за это), более качественно подходит к воспитательно-образовательному процессу. Он компетентен. Он «новый» педагог.
Ориентируясь на новшества, нельзя забывать о традициях, опыте отечественной педагогики. Как незыблемые заповеди мы должны нести гуманность, доброту, любовь, воспитывать личность. «Идеальный воспитатель не должен кричать на ребенка! В группе воспитатель может ругать детей, если только кто-то что-то разбил или сломал. Он должен хвалить детей, говорить, что если не получается сделать сейчас, то все получится в следующий раз! Любить и защищать ребят. Не разрешать драться. Помогать больше тем детям, которые не очень хорошо успевают. Не иметь любимчиков! Не сравнивать: «Этот делает лучше, чем ты!» Давать не меньше 40 минут поиграть. Знакомить детей с окружающей средой. Быть доброй!» Эти строки, написанные одной из недавних выпускниц нашего сада, импонируют мне - в них искренне и справедливо подчеркнуты важнейшие идеи для педагога дошкольного учреждения. И только в этом случае дети «не будут чувствовать себя стесненными в детском саду, будут желать оставаться в нем больше времени, чем положено, и с нетерпением ожидать другого дня, чтобы опять поспешить туда», как писала Аделаида Симонович 145 лет назад.
Вы скажете, когда же все успеть? И я нахожусь в поиске 25 часов в сутки. Четкий график, умение отсеивать плевелы от зерен, и главное - стремление к цели. Лишь в творческом, активном, готовом к постоянному самосовершенствованию и инновациям педагоге я вижу залог успешного развития дошкольника - человека будущего.

Елена САЗОНОВА, педагог дополнительного образования детского сада общеразвивающего вида «Северное сияние»
Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный округ