Цели деятельности педагога
Образовательная: ознакомить детей с тувинской народной сказкой «Почему верблюд не попал в Лунный календарь». Учить образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных, сложные слова.
Развивающая: расширять и обогащать словарь детей. Развивать воображение, мелкую моторику, зрительное внимание, наблюдательность. Способствовать развитию подвижности артикуляционного аппарата. Учить преодолевать двигательную неловкость.
Воспитательная: воспитывать интерес к тувинским народным сказкам. Воспитывать у детей любовь к природе. Воспитывать бережное отношение к домашним животным.
Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, коммуникативная, двигательная, продуктивная, игровая.
Планируемые результаты освоения содержания образовательной области «Чтение художественной литературы»: ребенок эмоционально реагирует на произведения устного народного фольклора; различает жанры литературных произведений; употребляет в речи притяжательные прилагательные, сложные слова; проявляет интерес к тувинским народным сказкам.
Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребенок проявляет познавательный интерес к миру; знает об образе жизни некоторых домашних животных и представителей жарких стран; владеет диалогической речью; умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции; доводит работу до результата и адекватно оценивает ее; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Материалы и оборудование: телевизор, компьютер (ноутбук), картинки с изображением животных жарких стран, игрушка верблюжонок, картина «Верблюды», тарелочки с манкой, трафареты, кисточки, салфетки, листы картона, мольберт.
Словарная работа: всеслышащие (все слышат), полезное (очень нужное), вместительный (большой), рыхлая земля (мягкая земля), раздвоенные губы (губы, поделенные пополам), мощное туловище (сильное), зоркие глаза (очень хорошо видят), острый ум (очень умный).

Ход занятия
I. Введение в тему
Воспитатель. Ребята, я сейчас загадаю вам загадки. Отгадаете загадки, и поймете, о чем мы сегодня будем говорить.
1. Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто он лет тыщу рос. (Слон)
2. Кто из всех зверей на свете
Так заботится о детях?
Носит в сумке детвору
Австралийский… (кенгуру)
3. Он высокий и пятнистый
С длинной-длинной шеей,
А питается он листьями,
Листьями деревьев. (Жираф)
4. Неуклюжий, толстокожий,
На чудовище похожий.
На носу имеет рог,
Угадали?.. (Носорог)
5. По реке плывет бревно -
Ох и злющее оно. (Крокодил)
6. Делает запас воды
Он всегда в свои горбы,
Он не лентяй, он любит труд,
Потому что он… (верблюд).
Картинки с изображением животных вывешиваются на магнитную доску.
Воспитатель. Дети, где обитают эти животные? (Эти животные обитают в жарких странах.) А какое из этих животных живет у нас в Туве? (Верблюд.)

II. Актуализация знаний
1. Рассматривание картины «Верблюды».
Воспитатель. Посмотрите на эту картину. Кого вы на ней видите? (Верблюдов.) Назовите членов верблюжьей семьи. (Папа - верблюд, мама - верблюдица, один детеныш - верблюжонок, много детенышей - верблюжата.) Верблюд - одно из самых удивительных животных на земле. Он может переносить и жару, и холод, очень долго обходиться без воды и еды. В горбах верблюды хранят запасы жира, и в отсутствие пищи и воды питаются этим жиром. На ногах у верблюда не копыта, а мозоли из толстой кожи. Мозоли есть у него и на коленях, и на животе, поэтому верблюд может спокойно лежать и на горячем песке, и на снегу.

2. Словарная работа
Старики тувинцы говорят, что у верблюда всеслышащие уши. Из каких двух слов состоит слово «всеслышащие»? (Все слышат.)
У верблюда верхние губы раздвоенные, то есть поделенные пополам.
У верблюда мощное туловище, то есть очень сильное.
У верблюда зоркие глаза - глаза, которые хорошо видят.
У верблюда острый ум, то есть верблюд - очень умное животное.
У верблюда вместительный живот, то есть большой живот.
Верблюды бывают одногорбые и двугорбые. Из каких слов состоит слово «одногорбые»? (Один горб.) Слово «двугорбые»? (Два горба.) У нас в Туве живут и одногорбые и двугорбые верблюды.
Сегодня к нам в гости пришел верблюжонок Могенигбей - Горбунок. (Появляется игрушка - верблюжонок.) Предлагаю превратиться в верблюжат и поиграть вместе с Горбунком.

Психогимнастика. Образные перевоплощения
Цель: раскрепощение детей, развитие воображения, преодоление двигательной неловкости.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Повертелись, покрутились,
В верблюжат мы превратились.
Дети изображают верблюжонка, идущего по пустыне. Верблюжонка, смотрящего на звезду. Печального верблюжонка. Веселого верблюжонка.

Упражнения для щек, губ, артикуляционных мышц
Цель: улучшить работу лицевых мышц, способствовать развитию подвижности артикуляционного аппарата.
Верблюд жует (имитировать жевание).
Верблюд зевает (рот широко открыт, круговые движения нижней челюстью).
Верблюд сердится (нижнюю челюсть выдвигаем вперед, рот открыт. Прикусываем верхнюю губу нижними зубами.)

Воспитатель. Давайте обратно превратимся в детей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Повертелись, покрутились
И в детей мы превратились.

III. Сообщение темы занятия
Воспитатель. Дети, какие праздники вы знаете? (Новый год, Восьмое марта, День защитника Отечества, Шагаа и др.) А что такое Шагаа? (Шагаа - это Новый год по-восточному Лунному календарю.) Каждый год по Лунному календарю носит название какого-либо животного: Лошади, Тигра и так далее. Как вы думаете, есть ли в Лунном календаре год верблюда? (Нет). В Лунный календарь верблюд не попал. А почему он не попал, вы узнаете из тувинской народной сказки «Почему верблюд не попал в Лунный календарь». Пусть с нами сказку посмотрит и наш верблюжонок Горбунок.

IV. Изучение новой темы
1. Просмотр анимационной сказки
(Авторизованный перевод Ш.Б.Хомушку)
Это было давным-давно, когда на белом свете трава с травою, дерево с деревом между собой вели беседы; когда все звери, живущие на земле, умели разговаривать.
Однажды собрались все звери и решили составить Лунный календарь. В Лунный календарь вошли 12 животных: мышка, корова, тигр, зайчик, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья.
В Лунный календарь очень хотел попасть и верблюд, но его не приняли, так как он был непонятного вида: круглый, у него был только рот и нос, и не был он ни на кого похож. Рассердился верблюд и решил взять от каждого животного что-то полезное и нужное для себя.
У мышки он взял всеслышащие уши;
у коровы - вместительный большой живот, чтобы легче вынашивать детеныша;
у тигра - мягкие подушечки на ногах, которые защищают от горячего песка и холодного снега, помогают ходить по мягкой земле;
у зайчика - раздвоенные губы, чтобы легче было хватать колючки и кору деревьев;
у дракона - мощное сильное туловище с горбом и длинной шеей, чтобы легче пить воду и доставать пищу;
у змеи - зоркие глаза, чтобы видеть далекие предметы;
у лошади - острый ум;
у овцы - спокойный характер;
у обезьяны - теплую шерсть, которая защищает от холода;
у петуха - красивый хохолок;
у собаки - крепкие зубы, чтобы легче пережевывать пищу;
у свиньи - маленький хвостик, чтобы не волочился по земле и не мешал передвигаться.
И превратился верблюд в красивое умное животное с мощным туловищем, со спокойным характером и острыми глазами. Он может переносить и жару и холод, очень долго обходиться без воды и еды. Увидели люди верблюда и решили приручить его, и стал верблюд домашним животным, который помогает людям в хозяйстве: перевозит грузы на далекие расстояния, из шерсти верблюда вяжут теплые вещи.

2. Вопросы по содержанию сказки
Дети, вам понравилась сказка? А тебе, Горбунок, понравилась сказка?
О чем говорится в сказке?
Почему звери не приняли верблюда в Лунный календарь?
Почему люди приручили верблюда? Чем он полезен людям?
Как называется сказка?

3. Дидактическая игра «Чей, чье, чьи»
Образование притяжательных прилагательных.
1.Чьи глаза у верблюда? (Мышиные)
2. Чей живот у верблюда? (Коровий)
3. Чьи мягкие подушечки на ногах? (Тигриные)
4. Чьи губы? (Заячьи)
5. Чье туловище? (Драконье)
6. Чьи глаза? (Змеиные)
7. Чей ум? (Лошадиный)
8. Чей характер? (Овечий)
9. Чья шерсть? (Обезьянья)
10. Чей хохолок? (Петушиный)
11. Чьи зубы? (Собачьи)
12. Чей хвостик? (Свиной, поросячий)
V. Художественное творчество
Аппликация из манки
Дети учатся создавать выразительный образ верблюжонка при помощи трафарета и манки, дополняя изображение деталями - глаза, рот, уши, хвост.
Воспитатель. Чтобы нашему Горбунку не было скучно, давайте сделаем ему друзей - маленьких верблюжат. Обведите по трафарету контур верблюжонка, намажьте внутри контура клеем и посыпьте манку. Затем дорисуйте недостающие части тела верблюжонка. (Тихо звучит хомус. Дети выполняют аппликацию из манки, дорисовывая недостающие детали.)
Повесьте ваши работы на мольберты. Какие красивые получились верблюды! Когда верблюды идут друг за другом - это караван, а когда они пасутся в степи - это стадо верблюдов.

VI. Итог занятия
Воспитатель. Вот и подошла к концу наша встреча с верблюжонком. Дети, что вам сегодня больше всего понравилось?
Что нового вы сегодня узнали?
С какой сказкой вы сегодня ознакомились?