Основная образовательная область - познание.
Задачи по основной образовательной области:
- формировать целостную картину мира старших дошкольников (ознакомление с природными, климатическими и национальными особенностями Красноярского края);
- совершенствовать навыки познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе ознакомления с краеведческим материалом.
Интегрируемые области: социализация, коммуникация, художественное творчество, безопасность, музыка.
Задачи по интегрируемым образовательным областям:
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их образу жизни;
- развивать умение строить общение со взрослыми и сверстниками, а также высказывать предположения и делать простейшие выводы;
- развивать творческие способности детей через ознакомление с изобразительной техникой «рисование нитками»;
- приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- продолжать знакомить детей с элементарным музыкальным понятием - «ритм».
Виды детской деятельности:
- познавательно-исследовательская;
- игровая;
- коммуникативная;
- продуктивная.
Формы работы с детьми:
- игра-путешествие, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, музыкальная игра, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, беседа, ситуативный разговор.
Оборудование:
- для презентации: экран, проектор, ноутбук;
- макет «Костер»;
- детские столы и стулья для продуктивной деятельности и экспериментирования;
- канат.
Демонстрационный материал:
- рукотворные «говорящие» куклы - эвенки Алтанай и Синильга в национальной эвенкийской одежде (внутри кукол встроен диктофон);
- модель эвенкийского чума;
- слайды «Эвенкия»;
- видеозапись «Северное сияние».
Раздаточный материал
Для опыта:
- пластиковые стаканчики (с мерзлой землей, с рыхлой землей, с водой).
Для продуктивной деятельности:
- лотки с гуашью, разведенной водой;
- шерстяные нитки;
- листы цветного и белого картона.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природно-климатических особенностях Эвенкии, беседа о разных народах, населяющих Красноярский край, знакомство с обычаями, бытом, фольклором эвенков, подбор наглядных иллюстраций - слайдов, литературы об Эвенкии.
Планируемый результат: элементарные представления дошкольников об Эвенкии (климатические особенности, образ жизни эвенков).

План-конспект периода непосредственно образовательной деятельности
Подготовительный этап
1. В группе заранее (до прихода детей) выставлен настольный макет эвенкийского чума с предметами быта и утвари. Дети рассматривают макет, делятся впечатлениями. Педагог интересуется - где же хозяева чума? Дети начинают искать их в группе. Находят куклу Алтаная. Алтанай говорит: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алтанай, что по-эвенкийски означает золотой месяц. Помогите мне найти мою подругу - Синильгу. Она вышла из чума, и ее до сих пор нет!»
2. Совместно с детьми принимается решение отправиться на поиски Синильги. Решается проблема выбора способа перемещения в суровых климатических условиях эвенкийской зимы (вьюга, полярная ночь). Дети замечают канат и предлагают передвигаться, держась за него.
3. Дети вместе с педагогом отправляются в путь, находят рассыпанный бисер (следы пропавшей Синильги) и идут по ним. По дороге видят: унты, нагрудник, украшение Синильги. Собирая предметы, доходят до зала, где горит «костер».
Основной этап
1. У «костра» сидит кукла Синильга. Педагог предлагает «погреться у костра». Дети рассаживаются. Синильга: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Синильга, что по-эвенкийски означает снег. А вас как зовут? (Ответы детей.) Я выбежала из чума вслед за северным сиянием и заблудилась». Педагог обращает внимание детей на то, что она замерзла, и дети надевают на куклу унты, нагрудник и украшение. Синильга говорит: «Я живу в Эвенкии. Интересно, а вы знаете что-нибудь о моей родине?» (Рассказы детей.) Синильга говорит: «Порадовали вы меня! Открою вам секрет. Здесь в сугробе лежит волшебный сундучок, ищите его».
2. Дети находят сундучок и обращают внимание на то, что он закрыт на три замочка. Педагог предлагает продолжить путешествие и найти все ключи.
3. Педагог ставит проблему - как сохранить костер и сделать его безопасным? (Неподалеку от костра находится «груда» камней.) Дети предлагают различные варианты решения ситуации. Замечают камни, обкладывают костер камнями. Под камнями находят карту с указанием маршрута путешествия. Педагог вместе с детьми рассматривает карту.
4. Первая остановка в пути - «Северная лаборатория». Там дети находят загадку: «Почему в тундре так много рек, озер и болот?». На столах оборудование для опыта: пластиковые стаканчики с замерзшей и рыхлой землей, с водой. Дети проводят опыт: наливают воду в оба стакана, наблюдают, что происходит с водой (мерзлая земля воду не впитывает, остается на поверхности). Совместно с педагогом делают вывод: в тундре земля промерзает так глубоко, что вода не впитывается, а остается на поверхности, образуя болота и озера. Синильга говорит: «Отгадали загадку - вот вам первый ключик!» Дети подбирают ключ к одному из замочков, открывают его. Смотрят по карте, куда нужно идти дальше. Идут и находят шаманский бубен. Вместе с педагогом играют в эвенкийскую народную музыкальную игру «Белый шаман». Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В его центре располагается водящий - «белый шаман» (добрый волшебник). Он встает на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает бубен. Получивший его должен повторить ритм, который отбил «белый шаман». Если игрок смог повторить ритм, он становится «белым шаманом», отбивает свой ритм, и игра продолжается. Если игрок неправильно повторит ритм, он возвращает бубен водящему.
Синильга отдает детям второй ключ.
5. Дети вместе с педагогом продолжают путь по карте и попадают в творческую мастерскую, где находят третью загадку: «Лишь на севере бывает - небо ночью расцветает!» (Северное сияние.) На экране появляется видеоролик «Северное сияние». Синильга говорит: «Как я люблю смотреть на северное сияние, но оно так быстро исчезает, а мне хочется, чтобы оно было со мной всегда!» Педагог: «Ребята, а как мы можем помочь Синильге?» (Дети предлагают нарисовать северное сияние.)
6. На столах емкости с гуашевыми крас­ками ярких оттенков, разведенными водой, отрезки шерстяных ниток, листы цветного и белого картона. Задача - изоб­разить северное сияние. Педагог обозначает проблему - отсутствие кисточек. Дети рассуждают о способах рисования. Педагог предлагает технику рисования нитками, демонстрирует данный способ. Дети пробуют элементы данной техники, экспериментируют.
Заключительный этап
Синильга отдает детям третий ключик, они открывают сундучок с сюрпризом, находят там «подарки» - наборы для творчества. Дети провожают Синильгу домой (в чум). Далее в группе по желанию смогут изготовить нарядные украшения (девочки) или амулеты для силы и ловкости (мальчики).