Я задаю себе вопрос: кого я воспитывала - будущего мужчину и будущую женщину или просто ребенка? Свое отношение к ребенку мы подчас подчиняем выработанным педагогическим правилам и стереотипам: «Ребенок в два года должен уметь…» И все силы бросаем на то, чтобы умел. А какой ребенок - мальчик или девочка? Такой вопрос обычно даже не ставится.
Мы живем в круговороте событий. Последние десятилетия в жизни нашей страны особые. Мы перескочили из одной социальной формации в другую. В сегодняшнем обществе ярко прослеживается «гендерный перекос», мужчины становятся инфантильны и все меньше похожи на мужчин, а женщины вынуждены брать на себя обязанности сильного пола. По-видимому, потому, что мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще женщины: дома - мама и бабушка, в детском саду - воспитательница («усатый нянь» - это, к сожалению, практически несбыточная мечта), в начальной школе - учительница, лишь в средней и старшей школе изредка появляются учителя-предметники - мужчины. Не поздно ли? А может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Вряд ли. У нее другой тип мышления.
Джон Грей определил различия в потребностях мальчиков и девочек аллегорией: «Мальчики с Марса, девочки с Венеры».
Как же ориентироваться современным детям в вопросе, какими должны быть настоящие мужчины и женщины.
Проживая каждый день со своими мальчишками и девчонками, я пришла к выводу, что их ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. В процессе наблюдений во время организованной и самостоятельной деятельности отметила, что у мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения. Так, мальчики больше проявляют интерес к спортивным играм (футбол, хоккей, ходьба на лыжах), упражнениям с простейшими силовыми тренажерами. Девочкам больше нравятся сюжетные подвижные игры, а также бессюжетные игры с мячами.
Поэтому пришла к выводу, что при организации занятий физическими упражнениями необходимо учитывать особенности мальчишек и девчонок и формировать их полоролевое поведение в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
Великий педагог К.Д.Ушинский говорил, что для того, чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо понять его во всех отношениях. Многие опытные педагоги, закостеневшие в старых представлениях, могут противоречить мне, ссылаясь на многолетнюю, подтвержденную эффективность дисциплинарной модели взаимодействия: «Нас так воспитывали - и мы выросли достойными людьми. Сейчас и без того трудно добиться исполнительности, а уж если все позволять…» Действительно, после диктующей позиции «Я знаю, что тебе нужно» очень нелегко перестроиться на «Я хочу понять, что тебе нужно».
Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно. Но я уверена, что моя миссия как педагога - всегда стараться понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!
Эссе я хочу закончить замечательными словами народного учителя из Ульяновска Юрия Ильича Латышева
Наставления для девочек, будущих мам:
Будь очагом - и твое жилище станет домом.
Будь солнцем - и семья не испытает страха ночи.
Будь фонарем - и твои дети не споткнутся на дороге жизни!
К мальчикам он обращается как к будущим папам:
Будь щитом - твой дом не разрушит ураган жизни.
Будь посохом - ты самая надежная опора семьи.
Будь светом - ты пробудишь в детях тягу к знаниям!

Татьяна РОСЛЯКОВА, воспитатель Центра развития образования - детского сада «Гнездышко»
Заполярный район, Ненецкий автономный округ