Задачи:
1) активизировать познавательную деятельность;
2) предоставить информацию о блокадном Ленинграде;
3) воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;
4) активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, маскировочные чехлы, альпинист;
5) воспитывать любовь к своей стране, родному городу, гордость за него;
6) закрепить умение собирать целое изоб­ражение из частей;
Презентация: репродукция карты Ленинградского фронта 1942 года, фотографии блокадного и современного города, разрезные картинки, кассета с песней «Вставай, страна огромная!», кусочек черного хлеба.
Подготовительная работа: разучивание стихов о блокаде, составление ребенком рассказа о своей прабабушке, пережившей блокаду.

Ход занятия
Воспитатель. В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали ее Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит. Была у нее большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сестры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все ее любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту. Вы догадались, в каком городе жила Танечка?
Дети. В Санкт-Петербурге.
Воспитатель. Как еще наш город назывался раньше?
Дети. Петербург, Петроград, Ленинград.
Воспитатель: Молодцы, правильно, но в то время, когда жила Таня, наш город назывался Ленинград. И вдруг в один день все это счастье оборвалось.
Запись песни «Вставай, страна огромная!».
Воспитатель: На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война… Страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Не только рассматривать, но и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!» И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зеленой краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Все вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной. Посмотрите на карту, на что это похоже?
Дети. Круг, кольцо.
Воспитатель. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.
Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолетов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.
Давайте подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом. В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. И все, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.
Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город.
Давайте рассмотрим фотографии, сделанные в блокадном Ленинграде и в наше время. Что изменилось?
Дети сравнивают цветные фотографии с видами города и черно-белые времен блокады.
Воспитатель. И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.
Сейчас Семен расскажет нам о своей прабабушке, которая пережила эту страшную блокаду.
Рассказ ребенка.
Дети читают стихотворение Глеба Семенова «Мужество».
1‑й ребенок:
Мы рыли рвы - хотелось пить.
Бомбили нас - хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.

2‑й ребенок:
Был дом - ни света, ни воды.
Был хлеб - довесочек беды.
Была судьба на всех одна.
Мы растеряли имена.

3‑й ребенок:
Мы усмиряли потный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил - исполнен наших малых сил.
Воспитатель. Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная ленинградцами Дорогой жизни. По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков, детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все ее родственники, осталась одна Таня. Дорогу заметало, во льду появлялись трещины, вражеская авиация обстреливала машины - но дорога существовала.
Физкультминутка «Перейди на другой берег» (дети перепрыгивают с льдинки на льдинку).
Воспитатель. Когда сошел лед, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден.
Дети читают стихотворение «Город у залива»:
В блокадные дни
Под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался,
Наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славится всюду их доблестный труд!
Воспитатель. Многие здания в освобожденном городе были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.
Игра «Разрезные картинки».
Воспитатель: На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм наш город получил звание города-героя.
Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней - гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины,
женщины, дети…
Их имен благородных мы здесь
перечислить не сможем.
Так их много под вечной
охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.