Сейчас очень много говорят об изменениях, происходящих в мире. Появляются новые технологии, новые изобретения, необходимые человечеству. Модернизируется дошкольное образование, меняются его цели и задачи. Меняется и окружение ребенка, игрушки. В последнее время у родителей стало модным учить ребенка плавать раньше, чем ходить, читать - раньше, чем разговаривать, учить одновременно с родным несколько иностранных языков. На размышления о добре и зле у ребенка попросту нет времени. Пока мама с папой на работе, детей воспитывают телефон и компьютер. А должно быть все иначе. Я в этом убеждена.
Взрослые должны помнить, что вопреки всем внешним изменениям дети остаются детьми: робкими и смелыми, любознательными и застенчивыми, нуждающимися в заботе и внимании. Они должны жить в реальных, а не виртуальных компьютерных играх, общаться с родителями, а не с телевизором.
От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, зависит, каким будет общество в целом и счастливо ли, интересно ли будет в нем жить. За воспитание детей в ответе семья, родители и, безусловно, мы, воспитатели детского сада. На нас, педагогов, возложена очень ответственная миссия - воспитать человека!
Так кто же такой современный воспитатель и каким он должен быть сегодня? Какими качествами обладать? Спросите у друзей, коллег, родителей. Они назовут такие качества, как порядочность, креативность, ответственность, эрудированность. А другие добавят: оптимизм, толерантность, современность, способность обучаться, брать на вооружение новые методики…
Я перечислила далеко не все качества, которые действительно характеризуют современного воспитателя и согласуются с теми критериями профессионализма, которые сформулированы в проекте профессионального стандарта педагога. НО… Задавая себе вопрос, какой же воспитатель нужен сегодня детскому саду, я отвечаю: да такой, как и во все времена, - добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью. А главное - ЛЮБЯЩИЙ. Любовь к детям - вот что, по-моему, определяет суть нашей профессии и гарантирует наш профессиональный успех. Почему любовь? Да потому что без любви «дети могут умереть», прочла я в одной книге, а Мирт Армстронг утверждал: «Любовь - это основа жизни. Ни один ребенок не сможет вырасти образцовым гражданином, если он недополучил любви. Никто не смог бы выжить без любви. И при этом не важно, кто ты».
За годы работы с детьми я убедилась, что самое большое счастье как раз в том, чтобы давать любовь. Я люблю всех детей и всегда: когда они смеются и когда плачут, когда задают один и тот же вопрос по сто раз и когда вообще не умеют говорить. Когда они обнимаются, и когда хулиганят, и даже когда обижаются: «Я к тебе больше не приду!» Просто я их люблю, и поэтому я здесь, в детском саду.
Дети тонко чувствуют фальшь или неискренность в отношении к ним. На языке любви говорят не только влюбленные. Прежде всего - дети! И другого языка они не понимают. Воспитатель должен уметь говорить языком любви. Во всяком случае, должен этому учиться.
Каждый раз, встречая малыша, я обязательно говорю ему: «Как мы рады, что ты пришел. Мы скучали без тебя», - при этом обнимаю и ласково поглаживаю его. И у ребенка сразу исчезает чувство страха и боязни.
Я никогда не остаюсь равнодушной и невнимательной к тем действиям или поступкам, которые совершают дети. В группе у нас есть золотое правило: за поступок добра, вежливости, внимания и помощи я обязательно отмечу ребенка, скажу, что мы им гордимся. И через эти слова поощрения подарю ему свою любовь.
Дети - труженики, но у них не все получается. И ругать их за это нельзя, им нужно помочь, при этом не лишая их самостоятельности, а умело направляя их действия. И тогда, вечером рассказывая папе и маме, как он провел день, ребенок с гордостью скажет: «У меня не получалось, а Наталья Николаевна мне помогла».
Самое главное для меня, чтобы и мои воспитанники выросли способными к любви, чтобы в них проросло человеческое, светлое, доброе. Хочу, чтобы каждый из них научился любить: любить родителей и близких людей, доброжелательно относиться к сверстникам, любить свой родной Дом, потому что дом, в котором нет любви, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Любить свой родной край, природу, уметь видеть и чувствовать ее красоту. Уважительно относиться к окружающему миру, к результатам труда людей. И, конечно же, любить свою Родину, ведь у нас более чем достаточно поводов для гордости за нашу культуру, наши духовные ценности, мастерство наших умельцев. Культура, давшая миру Рублева и Пушкина, Чайковского и Толстого, не нуждается в искусственном возвеличивании. А чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке.
Вы скажете: «Это действительно важно. Идеи не новы. Но как это сделать?» А я отвечу: «Через любовь! Передать можно лишь то, чем владеешь сам, иначе ничего не получится». Значит, воспитатель должен не только научиться говорить языком любви. Нужно самому полюбить. По-взрослому, всерьез. Полюбить Чайковского, Толстого, Левитана, Врубеля…
«Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остается», - так говорил Лев Николаевич Толстой.
Я считаю, что высшее проявление педагогической успешности - это не столько высокие показатели усвоения материала, а то, как ребенок научится мыслить, чувствовать, каковы будут его ценностные ориентиры, его мировосприятие, мироощущение, мировоззрение, все, что заключено в понятиях ДУХ, ДУША, СЕРДЦЕ, СОЗНАНИЕ, ЛЮБОВЬ.
Помните, как писал Дмитрий Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном»: «Жизнь - это прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым… Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя». А я добавлю: и любить тех, кто рядом.

Санкт-Петербург