Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.

Материалы: игрушка Буратино, золотой ключик, ширма, письмо, платок Бабушки, колокольчик, сотовый телефон, пруд (голубая ткань с нашитыми кувшинками), сюжетные картинки по теме «Вежливые слова».
Предварительная работа
Чтение детям рассказов В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», Л.Н.Толстого «Косточка», «Котенок», сказок А. Нееловой.
Беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, разучивание пословиц.

Ход
1. Организационная часть
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие - путешествие в Страну вежливости. А вы любите путешествовать? (Да!) Ой, по-моему, кто-то идет…
Звучит музыка. Из-за ширмы появляется Буратино. (Вместо игрушки разговаривает воспитатель.)
Воспитатель. Посмотрите, да это же мой друг Буратино. Здравствуй, Буратино. (Тот молчит.) Ты почему с нами не разговариваешь?
Буратино. Не приставайте ко мне с глупыми вопросами!
Воспитатель. Кстати, Буратино, вы даже не ответили на наше приветствие.
Буратино. Ну и что, что не ответил… Отстаньте со своими правилами!
Воспитатель. Э, нет… Буратино, так не годится. Вы, Буратино, попали в детский сад. И здесь живут очень хорошие воспитанные дети. Правда, ребята? Давайте научим Буратино здороваться. Какие слова приветствия вы знаете?
Дети отвечают: «Здравствуйте», «Добрый день!», «Доброе утро», «Добрый вечер», «Привет»…
Воспитатель. Когда мы говорим слово «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, поэтому это слово волшебное. Говорить его надо от всей души, с чистым сердцем и улыбаясь. Давайте, Буратино, мы вам покажем, как мы здороваемся по утрам.
Игра «Приветствие»
Дети здороваются со своими соседями, передавая при этом какой-либо предмет (например, колокольчик) и обязательно называя друг друга по имени.
Буратино тоже здоровается с ребятами.

2. Основная часть
Воспитатель. Ну а теперь расскажите нам, Буратино, что с вами приключилось?
Буратино. Я потерял золотой ключик, который мне подарила черепаха Тортилла. А еще у меня есть какое-то письмо, а прочитать его я не могу, потому что не у-у-ме-е-ю… (Плачет.)
Воспитатель. Давайте я вам попробую помочь. (Берет письмо и читает на конверте: «Гимназия №1409, группа «Непоседы».) Да, Буратино, вы попали точно по адресу. Конечно, мы вам поможем. (Открывает конверт, достает из него карту «Как попасть в Страну вежливости».) Наверное, Буратино, вы были таким невоспитанным мальчиком, и поэтому ваш ключик исчез.

1‑е испытание. «Вспомним вежливые слова…»
Воспитатель предлагает детям закончить предложение.
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (Спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (Добрый день)
3. Когда нас бранят за шалости, говорим… (Простите нас, пожалуйста)
Стихотворение «Поссорились»
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала -
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала.
И сказала: «Не отдам!»
Воспитатель. Из-за чего поссорились девочки? Что они чувствуют? Как они могут помириться?
Ответы детей.
Отрывок из стихотворения «Добрые слова»
Встретил Витю я, соседа, -
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
И представьте - зря от Вити
Ждал я слова…
Воспитатель. Что Витя должен был сказать соседу? (Извините!) Ребята, нам часто приходится извиняться. Давайте вспомним, как это правильно сделать?
Ответы детей (Извините. Прошу прощения. Виноват. Прошу простить, я не хотел вас обидеть. Я виноват перед вами. Извините, я не хотел.)

Физкультминутка «Веселый Буратино»
Исходная позиция - стоя между столами.
Буратино потянулся (руки вверх),
Раз нагнулся (наклон влево),
Два нагнулся (наклон вправо)
Руки в стороны развел (руки в стороны),
Видно, ключик не нашел (плечи вверх-вниз).
Чтобы ключик увидать (руки на пояс),
На носочки нужно встать (встать на мыски, потянуться),
А потом бегом, бегом (бег на месте)
Мы за ключиком пойдем (остановиться).

2‑е испытание. «Мы едем-едем в транспорте…»
Воспитатель. Быть вежливым - это значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких; уступать дорогу, когда идешь навстречу; уступать место девочкам и пожилым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное.
Дети рассаживаются на стулья по два человека (как в автобусе). Звенит колокольчик… Заходит бабушка (ребенок в платочке). Проблемная ситуация: как поступить?
Если никто из детей не догадается уступить бабушке место, подсказать, как следует себя вести.

3‑е испытание. «Разговор по телефону» (сценка о правилах вежливого общения по телефону)
Воспитатель обращает внимание на карту и говорит, что только мудрая черепаха Тортилла знает, где найти ключ. Намекает, что ей можно позвонить по телефону. Воспитатель набирает номер (по сотовому телефону). Ребенок просит Черепаху помочь найти золотой ключик. Черепаха говорит, что он находится на дне пруда.

4‑е испытание. «На пруду» (закрепить слова благодарности)
На полу расстелить ткань голубого цвета с нашитыми кувшинками. Дети встают по одну сторону пруда. Каждый из них произносит слова благодарности кому-либо или чему-либо. Например: «Спасибо моей мамочке за то, что она меня любит». Или: «Спасибо моей кофточке, что она меня согревает».
Дети по очереди перешагивают через пруд. Последний участник ищет ключ (тот находится под тканью).
Воспитатель дарит ключ Буратино.

Воспитатель. Буратино, мы поздравляем тебя. Мы с тобой попали в Страну вежливости. Давай вместе проверим знания ребят.

3. Заключительная часть
Игра «Загадки с подвохом»
Если изречение верно, дети должны отвечать «Это я, это я, это все мои друзья!» Если не верно - промолчать.
Воспитатель:
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром» скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?

Кто из вас в трамвае тесном
Уступает взрослым место?

Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?

Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

Воспитатель прощается с Буратино.

Воспитатель:
Прежде чем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.

Москва

Литература
1. Агапова И., Давыдова М. Игры и задания для чудо-воспитания. Этикет для детей.
2. Алябьева Е.А.Развитие и воображение детей 4-7 лет. Игровые технологии.
3. Безгина О.Ю.Речевой этикет дошкольников.